Кострома, Костромская область

Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, Новые районы

              ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. КОСТРОМА Кострома - город в России, административный центр Костромской области, крупный порт на Волге. По преданию, город был основан в 1152 (по версии Василия Татищева), в ходе экспансии князя Юрия Долгорукого в Поволжье. Первое летописное упоминание о существовании Костромы, как значительного города, относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III «Большое гнездо». В этом году ростовский князь Константин сжёг принадлежавшую его брату - владимирскому князю Юрию - Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов . В тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома была сожжена войсками Батыя, разорившим все волжские города «до Галича Мерьского». После 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого патрона Фёдора Стратилата, имя которого он носил в крещении. В 1246 год город отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича - Василию. В этом же году Кострома становится столицей Костромского удельного княжества. В 1272 году Василий стал великим князем владимирским - главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав её тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Владимира Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор. В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. В 1364 году Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор ее история неотделима от развития и культуры общерусского государства. В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению, в 1609 костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромские отряды влились в народное ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В том же Ипатьевском монастыре был призван на царство Михаил Фёдорович Романов, и таким образом Кострома стала родиной царской и императорской династии Романовых. В 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением ладьи «Тверь», на которой она прибыла в Кострому. С 1778 года Кострома - губернский город. С 1786 по 1796 годы должность правителя Костромского наместничества занимает Ламб, Иван Варфоломеевич. В 1790-х Костроме работало уже пять суконных фабрик, город выходит на первое место в России по производству льняных тканей. В 1905 году в Костроме создается один из первых в России Советов рабочих депутатов. После революции, 14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Её территория включается в состав сперва Ивановской, а затем Ярославской области. Кострома теряет статус губернского города. И только с 13 августа 1944 года город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.   Сайт:   http://www.gradkostroma.ru Троицкий собор - Собор Троицы Живоначальной в Троицком Ипатьевском монастыре, Новые районы Впервые Рождество-Богородицкая церковь упоминается каменной (шатровой) в 1564. В 1760-1764 из-за ветхости и тесноты построена новая трапезная церковь. В подклете устроен придел Смоленской (Шуйской) иконы Богоматери, упразднённый в 1879. В 1860-1864 возведён новый тёплый храм в русско-византийском стиле по проекту К. А. Тона - пятиглавый, с двумя крыльцами, соединённый переходом с Троицким собором. С южной стороны устроен Трёхсвятский придел. Закрыт в 1922, в здании устроен антирелигиозный музей. Взорван в 1930-х. В настоящее время ведутся работы по восстановлению церкви в формах 1860-х, приуроченные к 400-летию династии Романовых. Внешне здание окончено. Богословская церковь - Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, Новые районы Надвратная церковь, встроенная в Архиерейский корпус. Проект К. А. Тона, строительство заканчивал губернский арх. Н. П. Григорьев.  

Златоустовская церковь - Церковь Иоанна Златоуста на Лавровской, Город в границах 1917 года

Каменная трёхпрестольная церковь с тёплыми приделами: правым Тихвинским и левым Флора и Лавра и Димитрия Солунского. Колокольня и приделы были пристроены в 1791 вместо обветшавшей зимней деревянной Флоровской церкви. В советское время не закрывалась.

Владимирская церковь - Церковь Владимира равноапостольного в Доме соборного причта в Костроме, Город в границах 1917 года

Церковь Владимира Равноапостольного устроена на первом этаже Дома соборного причта, входившего с комплекс зданий разрушенного Костромского кремля. Реконструкция помещения проведена в 2014, церковь освящена в феврале 2015.

Спасская церковь - Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, Город в границах 1917 года

Кирпичная двухэтажная церковь типа восьмерик на четверике, декорированная в духе московского барокко. Сооружена в 1754, трапезная и колокольня в стиле классицизма пристроены в 1806 на средства В. И. Стригалева. Вверху в трапезной с 1864 два придела: один Феодоровской Богоматери, князя Владимира и муч. Натальи, второй Андрея Критского и муч. Татьяны. Внизу приделы Введенский (с 1838) и Димитрия Прилуцкого (с 1855). Не закрывалась.

Федоровская часовня - Часовня Феодора Стратилата на воинском кладбище, Город в границах 1917 года

Небольшая шатровая часовня на воинском кладбище Костромы, построена по проекту Васильева Л. С. Приписана к Златоустовской церкви на Лавровской.

Знаменская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Знаменском монастыре, Город в границах 1917 года

Каменная церковь, построена вместо старой (Георгиевской) зимней церкви Воскресенского прихода. Два придела: Космодемьянский и Прокопия Устюжского (в колокольне). В 1920-х закрыта, в 1937 разрушена колокольня, снесены завершения, здание использовалось как зернохранилище, впоследствии здесь была размещена кочегарка. В 1993 церковь была возвращена епархии и передана в введение новоустроенного Знаменского женского монастыря, в 1995 начато восстановление колокольни по проекту Л. С. Васильева, гл. арх. Костромской епархии.

Николо-Бабаевская часовня - Часовня Николая Чудотворца в Пряничных рядах, Город в границах 1917 года

Кирпичная ротондальная часовня в стиле классицизма с притвором. Пристроена к западному торцу Пряничных рядов, сооруженных на рубеже XVIII-XIX вв. Принадлежала Николо-Бабаевскому монастырю. Возвращена верующим в 1994, ныне приписана к Георгиевской церкви Костромского университета РХБЗ.

Богородицкая часовня - Часовня Успения Пресвятой Богородицы в Пряничных Рядах, Город в границах 1917 года

Кирпичная ротондальная часовня в стиле классицизма с притвором, увенчанная куполом со шпилем. Пристроена к восточному торцу Пряничных рядов, сооруженных на рубеже XVIII-XIX вв. Принадлежала Успенскому собору. Возвращена верующим в 1994, ныне приписана к Богоявленскому собору. Используется как книжная лавка.

Никольская часовня - Часовня Николая Чудотворца на Молочной горе, Город в границах 1917 года

Каменная часовня округлых форм, изначально имевшая форму ротонды, построена в Торговых рядах, на месте снесенного Хлебного корпуса. Предположительно по проекту архитектора П. И. Фуpсова.

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь, Город в границах 1917 года

Монастырь основан в XV в. как мужской преп. Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского. С начала XVII в. здесь ведется большое каменное строительство, преимущественно на средства благотворителей бояр Салтыковых. В период 1814-1847 в обители размещалась Костромская Духовная семинария. После опустошительного пожара (1847) монастырь почти полностью выгорел. Городские власти принимают решение закрыть монастырь. На его месте планировалось строительство Духовной семинарии. В 1850-х начато разрушение монастырских зданий. Разрушена Сретенская церковь, звонница, уничтожен придельный Никольский храм и галереи Богоявленского собора. Однако, в 1863 решено объединить бывший Богоявленский монастырь и находившийся неподалеку женский Анастасиин Крестовоздвиженский и образовать женский Богоявленский-Анастасиин монастырь. Обитель закрыта в 1919, в монастыре расположился рабочий поселок "Безбожник". В 1991 монастырь возвращен епархии и начато возрождение женской обители. Село Домнино - родина и вотчина матери царя Михаила Феодоровича Романова инокини Марфы - является местом жертвенного подвига Сусанина. В 2004 году в Домнино определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви был открыт женский монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев. Домнинский Во Имя Святых Царственных Страстотерпцев Императора Николая, Императрицы Александры, Цесаревича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии Женский Монастырь (Костромской и Галичской епархии), в с. Домнино Сусанинского района Костромской области основан при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы (XIX в.) с. Домнино первоначально как подворье (с 1991) Костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря, с 2004 г. самостоятельный. Село Домнино связано с событиями Смутного времени начале XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях Иваном Сусаниным. В XVI в. оно являлось центром вотчины дворян Шестовых. В конце XVI в., когда Ксения Ивановна Шестова (Марфа (Романова)) вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова (Филарет (Романов), патриарх Московский), вотчина была дана ей в приданое. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. По-видимому, до восшествия на престол Домнино неоднократно посещал сын Ксении Ивановны и Федора Никитича Михаил Феодорович - 1-й царь из династии Романовых. 17-20 сентября 1619 г., уже будучи царем, Михаил Феодорович вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский монастырь в связи с возвращением из польского плена своего отца. Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Сусанина. После кончины инокини Марфы (1631г.) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому монастырю (месту погребения Романовых), где была похоронена и инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители Домнино оставалось до реформы 1764 г., после чего жители села стали крестьянами. В 1810-1817 гг. рядом с Воскресенской церковью по благословению Костромского епископа Евгения (Романова) была построена каменная 5-главая Успенская церьковь с приделами во имя святого Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, храм возведен на месте усадьбы К. И. Шестовой. На восточной стене в церкви сохранилась памятная доска 1-й половины XIX в. с надписью: «Во славу Бога храм сей благословил построить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича». В 1831 г. обветшавший деревянный Воскресенский храм был разобран, иконы переданы в Успенскую церковь Среди святынь особым почитанием у прихожан пользовались иконы Воскресения Христова и Казанской Божией Матери. В 1818-1870 гг. настоятелем Успенской церкви служил протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794 г. - после 1871 г.). Будучи уроженцем Домнина, он опубликовал несколько работ по истории села и храма. В 1871 г. в журнале «Русский архив» с предисловием костромского губернатора В. И. Доргобужинова был опубликован труд отца Алексия «Правда о Сусанине», в котором на основании свидетельств местных старожилов он указал, где на приходском кладбище находится могила Сусанина. Протоиерей А. Домнинский был похоронен у алтарной части храма (могила не сохранилась). В 30-х гг. XIX в. в связи с официальным почитанием Сусанина началось благоустройство мест, связанных с его именем. По распоряжению императора Николая I от 18 июля 1850 г. Успенская церковь была обновлена: в 1850-1853 гг. расписаны стены, перелит 41-пудовый колокол, приобретены книги и утварь. В 1893 г. в Домнине открылась церковноприходская школа, разместившаяся в 2-этажном кирпичном здании, одна из лучших в губернии. Школа была построена Александровским православным братством (занималось просветительной и благотворительной деятельностью). В год 300-летия Дома Романовых неподалеку от Домнина, в деревне Деревеньки, являющейся родиной Сусанина, на месте, где, по преданию, стоял его дом, Александровским братством была возведена памятная часовня из красного кирпича. Ее освящение состоялось 20 октября 1913 г.- накануне 19-й годовщины восшествия на престол императора Николая II. До 1917 г. в часовне совершались молебны в царские дни и панихиды по царю Михаилу Феодоровичу и Сусанину. 3 сентября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной и антиколхозной агитации был арестован клирик Успенского храма священник Константин Сокольский (1896-1937), 2 ноябября тройкой УНКВД по Ярославской области (в то время Домнино входило в ее состав) приговорен к расстрелу, 17 нояб. приговор приведен в исполнение (место расстрела и место погребения священника Константина неизвестны). Храм был закрыт, большая часть икон и утвари уничтожена. Осенью 1937 г. в здании церкви был устроен склад зерна домнинского колхоза им. НКВД. Решением Ярославского облисполкома от 22 марта 1941 г. храм был официально закрыт. В конце 1942 г. колхозники Ярославской области собрали средства на строительство танковой колонны, которой было присвоено имя Ивана Сусанина. С 1941 г. прихожане Успенской церкви обращались в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой о возвращении храма, рядом с которым погребен рус. народный герой Иван Сусанин. По распоряжению Президиума Верховного Совета РСФСР решением Ярославского облисполкома от 23 февраля 1943 г. здание церкви было передано общине. 15 августа 1944 года в Домнино был назначен священник. В середине 50-х годах XX века в часовне в деревне Деревеньки был сломан иконостас и устроен сенной склад, в 70-х годах XX века произведена внешняя реставрация часовни. Указом епископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) от 20 марта 1991 г. при Успенской церкви села Домнино было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина Костромского женского монастыря. В апреле 1991 г. подворью передали здание бывшей церковноприходской школы (в советское время в нем размещалась школа, к 1991 из-за отсутствия учеников она была закрыта и здание стояло заброшенным), в котором оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров. 8 мая 1993 г. подворье посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил заупокойную литию по Ивану Сусанину у часовни в Деревеньках и молебен в Успенском храме. 11 сентября 1994 г. близ Успенской цаеркви в ограде приходского кладбища был торжественно освящен деревянный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Сусанина. Определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. Успенское подворье было преобразовано в женский монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев, настоятельницей назначена игум. Феофания (Ложкина). С 1 апр. 2004 г. обязанности настоятельницы Д. м. временно исполняет настоятельница Пахомиева Нерехтского мон-ря игум. Алексия (Ремизова). 5 июля 2004 г. к монастырю приписана памятная часовня в дер. Деревеньки. К 1 янв. 2007 г. в Д. м. числилось 11 сестер: 5 монашествующих, 6 послушниц. 25 марта 2004 года в Домнино был открыт женский монастырь святых Царственных страстотерпцев - императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, - преобразованный из подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы. В Успенском храме обители в 2004 году под руководством народного художника России В.И. Нестеренко были проведены работы по реставрации иконостаса и росписи стен. В сестринском корпусе обители был осуществлен капитальный ремонт. Была произведена полная замена водонапорной системы - установлены новые водонапорные трубы на глубину 50 метров . Указанные работы производились при благотворительной поддержке вице-мэра г. Москвы В.П. Шанцева (в настоящее время - губернатора Нижегородской области), уроженца сусанинской земли. За 2004 год в обители был произведен ремонт часовни Иоанна Предтечи на месте дома, где жил Иван Осипович Сусанин, установлен купол с крестом над въездными воротами монастыря, начато строительство нового жилого корпуса. 21 августа 2005 года состоялось освящение колоколов для Успенского храма обители. 21 августа 2005 года состоялось освящение колоколов для Успенского храма обители. Чин освящение совершал управляющий Костромской епархией . 10 сентября 2005 года, в день памяти великого патриота Земли Русской Ивана Осиповича Сусанина, архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил чин малого освящения отреставрированного Успенского храма женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев. По окончании Божественной Литургии в Успенском храме женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев состоялась церемония награждения художников-реставраторов, участвовавших в благоукрашении храма, а при въезде в село Домнино были освящены два поклонных креста. В настоящее время исполняющей обязанности старшей сестры является монахиня Пахомия (Ершова). Число насельниц - 10 человек (4 монахини, 1 инокиня, 5 послушниц). Источник:   http://domnino44.narod.ru/ Богоявленский (Богоявленско-Анастасьин) монастырь - женский (ранее - мужской) монастырь в Костроме. Богоявленский мужской монастырь был основан старцем Никитой - учеником и родственником Сергия Радонежского. Он был родом из московских земель, до этого был настоятелем и, возможно, основателем Высокого монастыря в Боровске. Первоначально все постройки обители были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора - первого каменного сооружения Костромы. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного. В XVI веке к монастырю были приписаны две женских обители - Анастасьин (основанный первой женой Ивана Грозного - Анастасией Романовной) и Крестовоздвиженский. В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич; братия во главе с игуменом с честью встретила его. В конце того же года князя Владимира убили по приказу Ивана Грозного в Александровской слободе. Царский гнев обрушился и на богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю погребли в подклете построенного им Богоявленского собора). Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря 1608 года польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков: три иеромонаха - Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки - Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян (последующие поколения насельников монастыря вплоть до революции ежегодно совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших защитниках обители).В. Садовников. Вид Богоявленского Анастасьина монастыря в городе Костроме. После 1865 года В XVII веке велись значительные восстановительные работы. В обители была построена церковь Иоанна Богослова - освящена 8 мая 1610 года патриархом Гермогеном (не сохранилась). В 1607-1618 годах была возведена двухэтажная двуглавая Трехсвятительская (позднее - Сретенская) церковь (не сохранилась), в 20-е годы - звонница с храмом во имя Преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе (не сохранилась). В 1642-1648 годах вокруг обители, взамен деревянных, были выстроены каменные стены с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость (в числе основных вкладчиков на её строительство наряду с боярином М. М. Салтыковым был и патриарх Иосиф). Стены сохранились лишь частично, единственная уцелевшая до нащего времени башня превращена в колокольню. Богоявленский собор был кардинально перестроен (с трех сторон его обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились. В подклете Богоявленского собора сохраняются надгробные камни, в частности, в XV веку относятся захоронения старца Никиты и сыновей князя Василия Боровского. В XVII веке Богоявленскому монастырю покровительствует боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители своё родовое кладбище. В подклете Богоявленского собора были погребены окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил, + 1608), его сыновья - бояре Борис Михайлович (+ 1644) и Михаил Михайлович (+ 1671), внук Петр Михайлович (+ 1690, видный государственный деятель в царствование Алексея Михайловича, возглавлявший Малороссийский приказ), правнук стольник Федор Петрович (+ 1682, погиб в Москве во время стрелецкого бунта) и другие. На территории монастыря сохранился Трапезный корпус XVII века - трёхэтажное здание, с красивыми наличниками окон (особенно нарядны они на верхних этажах). В 50-е годы XVIII века была построена Никольская («Салтыковская», как обычно называли её костромичи) церковь (освящена в 1760 году) в барочном стиле; она сооружена над гробницей генерал-майора М. П. Салтыкова его вдовой Е. М. Салтыковой. В XIX веке наружная лестница Трапезной палаты, которая вела в помещения второго этажа, убрали и обозначили вход нарядным крыльцом. 17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным. Сюда перенесли главную святыню Костромы - Фёдоровскую икону Божьей Матери. В здании Трапезной палаты сейчас находятся учебные классы Духовной семинарии. Проход посетителей на территорию монастыря запрещён; открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни. При въезде в древний русский город Кострому, на берегу Волги, в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре - великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русского зодчества XVII века. На протяжении трех с половиной столетий каждый человек, въезжающий в Кострому из Заволжья, не может не заметить этот чудесный храм и не залюбоваться им. Название церкви - «на Дебре» - указывает на то, что в древности здесь рос глухой, дремучий лес. Еще в далеком XIII веке это были охотничьи угодья костромского князя Василия Ярославича, младшего брата великого князя Александра Невского. Среди этих-то угодий благочестивый костромской князь построил два небольших деревянных храма - летний Воскресенский и зимний Георгиевский. В таком виде храмы и просуществовали до середины XVII века, когда на средства, пожертвованные богатым костромским купцом Кириллом Исаковым, они были построены вновь, но уже в камне и в несравненно более красивом обличий. По преданию, деньги на строительство храмов купец получил чудесным образом. Ведя обширную торговлю с Англией, он закупил там партию бочек с краской, и в одной из пришедших бочек вместо краски было обнаружено золото. Верующий и благочестивый купец правильно понял это чудо и пожертвовал обретенное сокровище на богоугодное дело. Строили храм мастера из Ярославля и Великого Устюга, а расписывали его знаменитые костромские иконописцы Гурий Никитин и Василий Ильин. В последующие два столетия храм несколько видоизменялся, но все перестройки не затрагивали его первоначального облика и не уменьшали красоты. Георгиевская церковь находилась к югу от Воскресенской и составляла с ней единое архитектурное целое. С западной стороны к храму примыкала трапезная, а к трапезной - колокольня. Построенная также в XVII веке, она первоначально была шатровой. К концу XVIII века Георгиевская церковь и колокольня пришли в ветхость. Вследствие этого с 1799 по 1802 годы храм был перестроен и в новом виде получил наименование Знаменского. В храме имелся придел в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Да миана, а к трапезной храма была пристроена новая высокая пятиярусная колокольня в стиле барокко, окрашенная в бирюзовый цвет и имевшая в высоту 43 метра . Автором проекта Знаменской церкви с колокольней стал выдающийся архитектор Степан Андреевич Воротилов, который строил также Богоявленский собор в Костромском кремле. К сожалению, сам зодчий не дожил до завершения строителпства колокольни, и ее достраивали его брат и сын, также архитекторы. Колокольня имела внутри придел святого Прокопия Устюжского и была освящена в 1801 году. Знаменский храм и его колокольня, эти монументальные сооружения, обладая особой стройностью и грацией, почти на полтора века определили архитектурный облик Костромы, став ее неотъемлемой частою и украшением. Красотой Знаменского храма не менее, чем красотой самого Воскресенского собора, восхищались многие современники. В 1913 году, когда Кострома стала центром общероссийских торжеств в честь празднования 300-летнего юбилея царствующего дома Романовых, Знаменскую церковь посетил государь император Николай II с семьей. Царь и царица с наследником и дочерьми поднимались на колокольню храма и оттуда любовались великолепным открывавощимся видом на Волгу и окрестности Костромы. К несчастью, недолго пришлось Знаменскому храму украшать Кострому. Наступившее революционное лихолетье, когда коммунистами-богоборцами уничтожалось вес лучшее и святое, созданное русским народом за многие века, положило конец существованию этого замечательного памятника отечественной архитектуры. В 1920-х годах Знаменский храм был закрыт, а в 1937 году, в разгар безбожных гонений, колокольня его была разрушена, сам же храм, потеряв свои купола и верхний этаж, был обращен в зернохранилище. Впоследствии в церкви устроили кочегарку. Так более чем на 60 лет Кострома потеряла одно из своих главных украшений. Нельзя было без боли в сердце смотреть на снесенные купола, полуразрушенную и покрытую плесенью кирпичную кладку стен. Начало возрождению Знаменской церкви из небытия было положено в 1993 году, когда по благословению епископа Костромского и Галичского Александра на богохранимой Костромской земле зажглась еще одна лампада монашеского делания - был учрежден женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Монастырь был открыт при действующей Воскресенской церкви на Дебре, но полуразрушенный Знаменский храм был передан в его ведение. В 1995 году был утвержден проект восстановления Знаменского храма и его колокольни на основе сохранившихся старых чертежей и изображений, автором которого стал заслуженный работник культуры Российской Федерации Леонид Сергеевич Васильев, главный архитектор Костромской епархии. За шесть лет восстановительных работ колокольню Знаменской церкви удалось полностью воссоздать, 26 сентября 2001 года состоялось ее торжественное освящение. Сейчас колокольня оказывает заметное влияние на окружающий городской ансамбль и, несомненно, является важной архитектурной доминантой Костромы. Кроме непременного молитвенного делания большое внимание в монастыре уделяется совершению дел милосердия и благотворительности, социального служения ближним. При обители создан и успешно функционирует православный медицинский центр «Милосердие». Центр имеет стоматологический и глазной кабинеты, где оказывается бесплатная медицинская по мощь людям малоимущим. Есть в обители и богадельня для одиноких в больных престарелых женщин. Сестры посещают больных и в ряде лечебных медицинских учреждении города. Одна из главных задач центра - возрождение духовных традиций отечественной медицины, когда помощи врачебной сопутствует помощь духовная, без которой невозможной телесное выздоровление. С больными ведутся духовные беседы, они подготавливаются к Таинствам Исповеди и Евхаристии, их посещает священник. В настоящее время число насельниц составляет 17 человек.   Сайт:   http://www.znamenskii.ru СОБОР БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ В БОГОЯВЛЕНСКОМ-АНАСТАСИИНОМ МОНАСТЫРЕ Каменная одноглавая церковь с приделом Михаила Архангела. Возведена на месте погребения генерал-майора М. П. Салтыкова. Прекрасный образец елизаветинского барокко. В 1921 закрыта, в здании размещен губернский архив. Полностью уничтожена в 1936, полученный щебень пошел на строительство льнокомбината имени И. Д. Зворыкина. После возрождения монастыря (1990-е) на месте церкви установлен памятный крест. ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ В БОГОЯВЛЕНСКОМ-АНАСТАСИИНОМ МОНАСТЫРЕ Церковь в подклете Богоявленского собора, устроена в крипте боковой пристройки новой части собора. В советское время закрыта, разорена. Восстановлена и освящена 10 ноября 2006. ЧАСОВНЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В БОГОЯВЛЕНСКОМ-АНАСТАСИИНОМ МОНАСТЫРЕ

Спас в Рядах - Церковь Спаса Всемилостивого в Рядах, Город в границах 1917 года

Первая церковь Спаса в Рядах упоминается еще деревянной в 1628. Каменная была выстроена попечением костромского купца Стефана Семёновича Белова. В XIX выстроена колокольня (по проекту арх. С. А. Воротилова). В советское время закрыта, в здании располагался антирелигиозный музей. В 1931 разобраны завершение храма и колокольни. В 1970-х церковь как памятник архитектуры включили в план реставрационных работ, позднее она была передана Костромскому историко-архитектурному музею.

Вознесенская церковь - Церковь Вознесения Господня на Дебре, Город в границах 1917 года

Кирпичный двустолпный пятиглавый трёхапсидный храм, хороший образец костромского зодчества сер. XVII в. Трапезная с Никольским приделом и шатровая колокольня пристроены в кон. XVII в. Закрыт в 1930, венчания сломаны. С 1940-х до 1980-х использовался под жилье. Реставрация начата в 1986, прервана в 1991. С 1990-х здание пустует.

Воскресенская церковь - Церковь Воскресения Христова на Дебре, Город в границах 1917 года

Каменная трёхпрестольная церковь с Екатерининским и Трёхсвятским приделами. Закрывалась на период с кон. 1930-х до 1946.

Богородицкий собор - Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Троицком Ипатьевском монастыре, Новые районы

Впервые Рождество-Богородицкая церковь упоминается каменной (шатровой) в 1564. В 1760-1764 из-за ветхости и тесноты построена новая трапезная церковь. В подклете устроен придел Смоленской (Шуйской) иконы Богоматери, упразднённый в 1879. В 1860-1864 возведён новый тёплый храм в русско-византийском стиле по проекту К. А. Тона - пятиглавый, с двумя крыльцами, соединённый переходом с Троицким собором. С южной стороны устроен Трёхсвятский придел. Закрыт в 1922, в здании устроен антирелигиозный музей. Взорван в 1930-х. В настоящее время ведутся работы по восстановлению церкви в формах 1860-х, приуроченные к 400-летию династии Романовых. Внешне здание окончено.

Ильинская церковь - Церковь Илии Пророка на Городище, Новые районы

Кирпичная церковь, построенная ок. 1649-1652 попечением Г. И. Морозова и Ф. П. Морозовой. Одноглавый (первоначально пятиглавый) двустолпный четверик с обходными галереями, в восточных частях которых небольшие одноглавые Ильинский и Феодосиевский (сломан в кон. XVII в., восстановлен в 1997-2002) приделы. Колокольня перестроена в духе барокко во 2-й пол. XVIII в. Окончательно закрыта в 1945, с 1950-х стояла запертой. В кон. 1980-х отреставрирована, в 1990 возвращена верующим.

Петропавловская церковь - Церковь Петра и Павла и Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских в Паново, Новые районы

Небольшая кирпичная церковь, построенная в мкрн. Паново на при помощи директора издательско-полиграфического комбината "Кострома" П. Н. Русинова в 2001-2003. Любопытное по архитектуре пятиглавое здание под вальмовой кровлей с отдельно стоящей звонницей.

Преображенская церковь - Церковь Преображения Господня из Спас-Вёжей, Новые районы

Деревянная клетская церковь, поставленная на сваях. Церковь представляла собой четверик с высокой двухскатной крышей, пятигранной алтарной апсидой и небольшой трапезеной под крутой двухскатной кровлей. С трех сторон здание окружала навесная галерея (нищевик). Изначально у церкви была восьмигранная шатровая колокольня, соединенная с храмом навесной галереей. К началу XX в. колокольня не сохранилась. Перевезена из села Спас-Вёжи на территорию Ипатьевского монастыря в 30-х гг. XX в., так как при строительстве Костромского водохранилища село попадало в зону затопления. Послужила началом образования музея деревянного зодчества в Костроме. Сгорела в 2002.

Серафимовская церковь - Церковь Серафима Саровского в Малышково, Новые районы

С 1994 богослужения проводятся в приспособленном деревянном здании быв. земской школы (сильно повреждено пожаром в августе 2008). Кирпичная церковь строится с 2002. Пятиглавое здание с колокольней интересно как пример современной интерпретации форм зодчества эпохи классицизма.

Александро-Антониновская церковь - Церковь Александра и Антонины Римских в Селище, Новые районы

Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике с двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней со шпилем. Сооружена в 1779-1786 в духе позднего барокко на средства местных помещиков А. Ф. Мошкова, В. Д. Каблукова и П. С. Поливановой. Трапезная с Георгиевским и Ильинским приделами расширена в 1911-1912. Не закрывалась.

Часовня из Юркино, Новые районы

Деревянная рубленная часовня-мертвецкая, привезена в музей в 1969 из деревни Юркино Чухломского района. Квадратная в плане, под четырёхскатной кровлей. В нач. 1970-х проведена реставрация по проекту арх. В. С. Шапошникова.