Курская область, Храмы России

Казанская часовня - Часовня Иконы Божией Матери Казанская у Коренной Рождество-Богородицкой пустыни (надкладезная), Свобода

Деревянная входная часовня над почитаемым Казанским (глазным) источником у Коренной пустыни. Источник расположен южнее монастыря по долине Тускари.

Тихвинская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская в Фатеже, Фатеж

Кирпичная церковь в формах позднего классицизма, построенная в 1840-х на средства Е. Харичковой как зимний храм при Покровском соборе. Крестообразная в плане постройка с куполом над средокрестием, сооруженная по образцовому проекту. Второй престол Никольский. Практически не закрывалась.

Архангельская церковь - Церковь Михаила Архангела в Трубеже, Трубеж

Деревянная церковь, обшитая тесом, выстроенная в 1868 в духе образцовых проектов. Четверик, завершенный мелким пятиглавием, с прямоугольными алтарем и притвором, с невысокой колокольней. Практически не закрывалась.

Александроневская церковь - Церковь Александра Невского в Обояни, Обоянь

Крупная четырехстолпная пятикупольная краснокирпичная церковь в стиле эклектики. Построена в 1891-1907. Закрыта не позже 1930-х, использовалась как склад, с 1980-х молодежный спортивный клуб, в 1950-х и 1970-х предпринимались попытки сноса. В 1991 возвращена верующим, отреставрирована.

Церковь Царственных Страстотерпцев в Курске, Курск

Крупная церковь в русском стиле с трифолийными завершениями фасадов, увенчанная крупным световым барабаном и четырьмя малыми главками, с отдельно стоящей звонницей. Заложена 29.08.2008, освящена 11.12.2010.

Успенско-Никитская церковь - Церковь Успения Пресвятой Богородицы - 10, Курск

Кирпичная кладбищенская церковь, построенная в 1846 вместо деревянной, пришедшей в ветхость, по образцовому проекту К. А. Тона. Четверик, увенчанный восьмигранным барабаном с луковичным куполом, с небольшой трапезной и шатровой колокольней. Южный придел пристроен в нач. ХХ в. В 1930-х закрыта, во время войны вновь открыта и более не закрывалась.

Крестовоздвиженская церковь - Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Рыльском Никольском монастыре, Пригородная Слободка

Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и пятигранным алтарем, с декором в духе московского барокко. Построена в 1733 на средства рыльских купцов П. Г. Шелехова и И. П. Шелехова. Закрыта в 1920-х, во 2-й пол. ХХ в. служила камнедробильным цехом, к 1990-м в тяжелом состоянии. В кон. 2000-х отремонтирована.

Часовня в Рыльске, Рыльск

Кирпичная часовня, построенная в 1892 в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе 17.10.1888 рыльским мещанским обществом. Четверик с шатровым завершением. В советские годы использовалась в торговых целях, в 1985 отремонтирована, занята под магазин "Сувениры", в 1992 возвращена верующим. Используется как церковная лавка.

Вознесенская церковь - Церковь Михаила Архангела - 7, Курск

Кирпичная церковь в духе провинциального классицизма, построенная в 1773 (по другим данным в 1762). Здание типа восьмерик на четверике с боковыми портиками, трапезной и колокольней. Приделы Митрофания Воронежского и Державной Богоматери. Закрыта в 1940, вновь открыта во время оккупации и снова закрыта в 1961. Возвращена верующим в 1990, отремонтирована.

Сергиево-Казанский собор - Собор Сергия Радонежского и Иконы Божией Матери Казанская, Курск

Кирпичный двухэтажный храм, построенный в 1752-1778 на средства купца К. Е. Первышева. Великолепный образец елизаветинского барокко, выделяющийся богатым декором в духе лучших столичных построек. Трёхсветный четверик холодного Сергиевского храма перекрыт куполом с люкарнами, увенчанным главкой, над трапезной сооружена колокольня со шпилем. Крытая паперть с лестницей пристроена к колокольне в 1837. Внизу Казанский престол и придел Серафима Саровского. Закрыт в 1930-х, в войну вновь открыт и более не закрывался.

Часовня в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода

Кирпичная шатровая часовня в псевдорусском стиле у алтаря Рождественского собора.

Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рыльске, Рыльск

Крупная кирпичная церковь в формах классицизма, построенная в 1822 на средства купцов Ф. А. и С. А. Шелеховых. Основной двусветный объем четырехстолпного храма, в плане близкий к ротонде, усложненной ризалитами с портиками, увенчан крупным барабаном, с запада к нему примыкает многоярусная колокольня, близко повторяющая формы колокольни собора. Боковые приделы Михаило-Архангельский и Пятницкий. Практически не закрывалась.

Коренная Рождество-Богородицкая мужская пустынь, Свобода

Мужской монастырь основан в 1597 у места, где в 1295 на корнях дерева был обретен образ Знамения Пресвятой Богородицы. Первоначально был небогат, несколько раз разорялся во время набегов крымских татар, приписан к Знаменскому монастырю Курска. С 1764 самостоятельный. Разбогател и разросся благодаря ежегодному крестному ходу с иконой Божией Матери в Курск и проходившей у стен монастыря Коренской ярмарке, с кон. XVIII в. до 1870-х бывшей одной из крупнейших в России. Большая часть келейных корпусов и хозяйственных построек сооружена в XIX в., надвратная колокольня 1862. Закрыт в 1923, значительная часть построек разрушена. Занят военной частью, затем санаторием, в войну госпиталем, с 1950-х - сельхоз-профтехучилищем. Вновь открыт в 1989, многие здания выстроены заново. Рыльский Свято-Николаевский монастырь Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от г.Суджи. Обитель была учереждена более 325 лет назад, в 1672 году. Первые монахи - Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также "в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь". Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь. Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: "...пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность - икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи". В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену. В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска. В Николин день в монастыре проходила ярмарка. Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1785 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич. После закрытия обители, как гласит предание в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери. После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром. При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году. Великий русский писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе "Братья Карамазовы". Поднявшийся над равниной, на высокий белый пьедестал, величественный монастырский архитектурный ансамбль прекрасно сочетался с живописным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровского храма, построенные в русско-византийском стиле были видны за десятки километров. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников. Белогорский Николаевский монастырь был закрыт властью в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже - школу-интернат для детей-сирот. Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий Горнальского Николаевского мужского монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день молитвенной памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года. Наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин) рассказал, что с момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего, отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе. - В Никольском храме, - уточнил отец Питирим, - заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе. В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый придел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны Московской. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры. В 2005 году иконописцы расписали западную стену в нашем храме, свод и стены алтаря, в 2006 появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года - двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма у нас написаны три иконы - святителя Николая над входом - главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа - архангел Михаил и архангел Гавриил. В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза. Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники. Большую спонсорскую помощь оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы - это скит нашего монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери. Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в нашем уникальном крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы за границу России, на Украину. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины, - завершил свой рассказ о сегодняшнем дне возрождаемой древней обители наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин). Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря - москвичей Анатолия Ивановича Дзюба и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря матушку Макарию. Источник:   http://sobory.ru/article/index.html?object=14878   Серафимовский скит - Скит Серафима Саровского Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода Кирпичный однокупольный центрический храм в духе эклектики, сооруженный в 1875 на монастырском кладбище, на холме к юго-западу от основной территории монастыря. Сломан в сер. ХХ в., в настоящее время на месте церкви находится монумент в память о Великой Отечественной войне. Всехсвятская церковь - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода Кирпичная шатровая часовня в псевдорусском стиле у алтаря Рождественского собора. Богородицкий собор - Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода Деревянная входная часовня над почитаемым источником, расположенным севернее монастыря, по долине Тускари.

Серафимовская часовня - Часовня Серафима Саровского у Коренной Рождество-Богородицкой пустыни (надкладезная), Свобода

Деревянная входная часовня над почитаемым источником, расположенным севернее монастыря, по долине Тускари.

Богородицкий собор - Собор Успения Пресвятой Богородицы в Рыльске, Рыльск

Большой кирпичный храм, хороший памятник классицизма. Выстроен в 1811 на средства купца И. Ф. Филимонова. Однокупольная четырёхстолпная центрическая постройка со скругленными углами, боковыми портиками и грандиозной колокольней со шпилем. Боковые приделы Предтеченский и Василия Великого. Закрыт в 1930-х, использовался как склад. Возвращён верующим в 1992 в тяжёлом состоянии, ремонтируется. Службы проводятся в северном приделе.

Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Судже, Суджа

Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная в 1828. Однокупольный храм, крестообразный в плане, с колокольней над притвором. Закрыта не позже 1930-х, использовалась как склад, затем заброшена. В 1993 возвращена верующим, отреставрирована.

Серафимовская скит - Часовня в скиту Серафима Саровского, Свобода

Деревянная однокупольная часовня на территории Серафимовского скита. Еще не освящена.

Богоявленский собор - Собор Богоявления Господня в Фатеже, Фатеж

Кирпичный городской собор, выстроенный в 1795. В сер. ХХ в. разрушен.

Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Фатеже, Фатеж

Кирпичный пятипрестольный храм, сооруженный в 1818. Закрыт не позже 1930-х, в 1960-х снесен. В настоящее время место храма отмечено поклонным крестом.

Серафимовский скит - Скит Серафима Саровского Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода

Скит при хозяйственном дворе Коренной пустыни, обустроенный в 1990-х. Находится в 1 км югу от монастыря вдоль реки.