Золотухинский район, Курская область

Казанская часовня - Часовня Иконы Божией Матери Казанская у Коренной Рождество-Богородицкой пустыни (надкладезная), Свобода

Деревянная входная часовня над почитаемым Казанским (глазным) источником у Коренной пустыни. Источник расположен южнее монастыря по долине Тускари.

Часовня в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода

Кирпичная шатровая часовня в псевдорусском стиле у алтаря Рождественского собора.

Коренная Рождество-Богородицкая мужская пустынь, Свобода

Мужской монастырь основан в 1597 у места, где в 1295 на корнях дерева был обретен образ Знамения Пресвятой Богородицы. Первоначально был небогат, несколько раз разорялся во время набегов крымских татар, приписан к Знаменскому монастырю Курска. С 1764 самостоятельный. Разбогател и разросся благодаря ежегодному крестному ходу с иконой Божией Матери в Курск и проходившей у стен монастыря Коренской ярмарке, с кон. XVIII в. до 1870-х бывшей одной из крупнейших в России. Большая часть келейных корпусов и хозяйственных построек сооружена в XIX в., надвратная колокольня 1862. Закрыт в 1923, значительная часть построек разрушена. Занят военной частью, затем санаторием, в войну госпиталем, с 1950-х - сельхоз-профтехучилищем. Вновь открыт в 1989, многие здания выстроены заново. Рыльский Свято-Николаевский монастырь На окраине древнего города Рыльска, у слияния двух рек - Рыло и Сейм - стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца. О том, что на месте нынешнего монастыря наши предки жили уже в глубокой древности, неоднократно засвидетельствовали археологические раскопки. Только на территории самого монастыря было насчитано 48 могильных курганов язычников-северян. С 1180 года Рыльск - пограничная крепость южной Руси - становится стольным княжеским городом, дружина которого сражалась в былинном походе Игоря Святославовича, о котором рассказывает «Слово о полку Игореве». Местность, в которой находится обитель, очень живописна. Монастырские строения расположены на крутояре - взгорье с крутым восточным склоном, обрывающимся к заливным лугам речки Волынки. А далее, насколько охватывает взор, раскинулась равнина с клочками дубрав и благоухающими лугами, разрезанными извилистой лентой Сейма и многочисленными зер-кальцами озер. К северу от монастыря протянулась поросшая лесом живописная цепь холмов с крутыми белыми склонами - меловые Вискольские горы. Уходящие во тьму веков, во времена княжения Ольги, Святослава и Владимира предания об истории становления этого благодатного места в качестве светоча православия свидетельствуют о его тесной связи с православной традицией Болгарии, которая несла свет христианства в эти тогда языческие земли. А когда сама Болгария пала под натиском турок, монахи из монастыря, основанного в Болгарии на берегах реки Рыло великим подвижником святым преподобным Иоанном Рыльским (+ 946 г.), нашли убежище на берегах Сейма и принесли с собой на Русь святыню Болгарской земли - десницу от нетленных мощей св. прп. Иоанна Рыльского. Болгарские иноки основали в честь своего небесного покровителя храм, который дал впоследствии имена сложившемуся вокруг него городищу (Рыльск) и речке (Рыло). О перенесении на Русь десницы св. Иоанна упоминается в легендах и преданиях самой Болгарии. Св. прп. Иоанн Рыльский стал первым южнославянским святым, которому на Русской земле был воздвигнут храм и который стал одним из небесных покровителей русского народа. Общерусское почитание св. прп. Иоанна Рыльского начинается с XIV века, этот святой является небесным покровителем любимого многими батюшки св. прав. Иоанна Кронштадтского. Летопись свидетельствует о чудесной помощи, которую оказывал св. Иоанн городу Рыльску в трудные времена. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя. Преподобный Иоанн явился на стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск. А в 1502 году заступничество святого снова спасло город - от войска последнего золотоордынского хана Ахмета. Жители осажденного Рыльска молили Бога в церкви св. Иоанна Рыльского и, призывая на помощь Божию Матерь и своего небесного покровителя, совершили крестный ход вдоль крепостной стены. И татары неожиданно сняли осаду и не только покинули Рыльскую землю, но этот поход вообще оказался их последним набегом на Русь. К северу от монастырских стен располагается «Синайка» - место древнего городища-укрепления на подступах к Рыльску. Крутые почти отвесные с трех сторон склоны отделены от монастыря глубоким искусственным рвом. Предание говорит, что в древние времена «Синайку» соединял с монастырем подземный ход. В его сохранившейся части ар-хеологи нашли две древние глиняные кадильницы. Предполагают, что здесь еще в домонгольский пе-риод находился монашес-кий скит. Начаты раскопки пещеры, которая служила местом уединенного подви-га монастырских схимни-ков. Опыт многих людей в наше время подтвердил, что глина из этого веками намоленного места обладает целебными свойствами. История возникновения обители святого Николая глубоко уходит корнями в далекое прошлое. Ряд исследователей полагают, что монастырь, первоначально известный как Волынская пустынь, возник на рубеже XIV-XV столетий, но первое упоминание о нем в письменных источниках относится к 1505 году, который потому и принято считать годом его основания. В 1615 году обитель была сожжена польско-литовскими войсками лже-Дмитрия, и лишь с начала XVIII века на месте стоявших ранее деревянных были выстроены новые каменные храмы - двухэтажный Никольский (нижний храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение Курская Коренная»). Второй храм - Крестовоздвиженский, третий - Троицкий. Наместник монастыря схиархимандрит Ипполит, известный православному миру старец, с именем которого связано современное возрождение обители, говорил: «Смотрите, как церкви здесь устроены. Так Николай-Угодник плавает на кораблях». А церкви здесь и впрямь как корабли. Интересно в этой связи, что строительство монастырского ансамбля в его современном виде связано с именем рыльских купцов Шелиховых, щедро жертвовавших на монастырские нужды. На трех галиотах («Три святителя», «Симеон и Анна», «Св. Михаил») Г.И. Шелихов - устроитель «Русской Америки» - отправился в 1783 г. в свои знаменитые странствования к Американским берегам. Наряду с основанием поселений и организацией хозяйственной жизни рыльский купец особое внимание уделял распространению христианства, содействовал строительству храмов и деятельности православной миссии. Екатерина II наградила купца серебряной шпагой и золотой медалью "для ношения на шее с портретами ее Величества". Святитель Николай, к благодатной помощи которого вот уже более 500 лет молитвенно обращается целая череда поколений рыльского монашества, никогда не оставлял свой монастырь без благословения и заступления. Да и чем еще, как не теплым участием Святителя можно объяснить тот поразительный факт, что скромная, малоизвестная обитель, затерявшаяся от мирского шума в глубине русских земель, не имея именитых благодетелей и внешних источников поддержки живет и молится на протяжении сотен лет, бури и штормы, а порой и штили которых изгладили следы многих и многих зарождавшихся, процветавших и приходивших в упадок русских монастырей. О предызбрании этого места Святителем Николаем свидетельствует чудесное явление вблизи монастыря на острове реки Сейм около села Асмолово чудотворного образа Святителя Николая, который в 1462 году был перенесен в обитель. С этой древней, особо почитаемой святыней ежегодно, вплоть до 1917 года совершался многолюдный крестный ход, приуроченный к дате коронования Государя Николая Александровича. А во время Великой Отечественной войны Святитель Николай уберег свой монастырь от разрушения. Хотя обитель была занята немцами, и во время наступления наши войска целенаправленно вели обстрел монастырской колокольни, предполагая, что на ней находится наблюдательный пункт врага, на территории монастыря чудесным образом не упала ни одна бомба, не разорвался ни один снаряд. Немцы, покидая обитель в спешке, также оставили в целости все монастырские строения. В 20-е годы Свято-Николаевский монастырь был резиденцией Рыльского епископа Павлина (Крошечкина), подъявшего подвиг исповедника веры и организатора церковной жизни в труднейшие послереволюционные годы (арестован в 1936 году, канонизирован в числе новомучеников и исповедников Российских). После преставления Патриарха Тихона владыка Павлин взял на себя инициативу выбора нового Патриарха путем тайного сбора подписей рассеянных по России архиереев. Власти жестоко расправились с участниками этой акции. 1931-35 г.г. - каторжные работы ГУЛАГа, в 1936 году - последний арест, после которого письма архиепископа к родным прекратились. По воспоминаниям близких, владыка предвидел, что его ожидает. Не один раз, глубоко задумавшись, он вдруг произносил: "Наш путь - крестный путь...". Или такие слова: "Наш путь - тюрьма, ссылка, смерть..." Путь суровых испытаний разделили с владыкой Павлином его келейники, верные помощники и соратники - монахи Глинской пустыни Андроник (Лукаш) и Таврион (Батозский), следовавшие за своим духовным руководителем и в Рыльск, и далее - по многим городам и весям многострадальной Руси и учреждениям ГУЛАГа. Непрерывная полоса тюрем и ссы-лок, нечеловеческие пытки и издевательства стали уделом этих исповедников. Впоследствии, в промыслительной преемственности поколений, глинский старец Андроник станет духовным отцом молодого инока, которому, будучи уже старцем, придется возрождать Рыльский Свято-Николаевский монастырь из материальных и духовных руин постсоветской эпохи. Уцелев в военное лихолетье, нетронутый чужеземцами, монастырь много лет был в немилости у своих, русских людей. В 1926 году обитель была закрыта: в ней поселились красноармейцы, используя помещения для хозяйственных нужд, а ограду - для стрельбищ. Затем в обители размещались, сменяя друг друга, различные светские учреждения и службы - МТС, дорстрой, лесхоз - каждая из которых внесла свой «вклад» в монастырь - в его разрушение и запустение. Во всех строениях были разобраны полы и приделы, выбиты двери и окна, разрушена кладка. Крестовоздвиженский храм был превращен в камнедробильный цех и стоял с выбитой стеной. Восточная и южная ограды с угловыми башнями и въездными воротами снесены, от внутренних монастырских строений остались лишь груды кирпича и провалы обвалившихся сводов. В 1991 году Свято-Николаевский монастырь был возвращен Курской Епархии. Наместником монастыря стал схиархимандрит Ипполит (Халин). Начав иноческий путь в Глинской пустыни, под руководством архимандрита Андроника (Лукаша), а затем в Псково-Печерской Лавре, где был келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила, о. Ипполит вместе с другими ныне известными старцами (Илием Оптинским, Авелем Рязанским) 18 лет подвизался на Святой Горе Афон, стяжав особый дар молитвы и любви Христовой. Рыльский монастырь стал особым детищем батюшки, его трудами и молитвами этот маленький светоч православия не только физически поднялся из руин, но возгорелся тем светом любви, на который потянулись страждущие и искалеченные души. За 11 лет руководства отца Ипполита монастырь превратился в центр духовной жизни всероссийского масштаба. За молитвой, советом, словом вразумления, утешения и любви к нему, в возрождаемую Рыльскую обитель, ехали тысячи верующих и неверующих людей со всех концов России. Откуда только ни приезжали сюда автобусы, которым порой становилось тесно на большом монастырском дворе, люди добирались на попутках, шли пешком, если не было денег на дорогу. После знакомства со старцем пришли к Богу, нравственно преобразились многие люди, не только далекие от веры и Церкви, но и страдавшие тяжкими духовными и телесными недугами. О. Ипполит кровью своего сердца буквально возрождал их для жизни - и земной, и, главное, для будущей, совершая подвиг служения ближним с удивительным смирением и самоотверженностью. Знавшие, или даже однажды повидавшие старца люди сталкивались с тем чудом, которого не встречали раньше в почти оскудевшем любовью мире: с чудом настоящей Христовой любви. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил об отце Ипполите, что он - самый добрый старец. Схиархимандрит Макарий (Болотов) отзывался о нем так: «Если бы в России было сто таких монахов, как отец Ипполит, Россия с корнями поднялась бы на Небо». Незадолго до смерти отец Ипполит сам о себе сказал одному из насельников Свято-Николаевского монастыря: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Многие замечали его необыкновенное терпение, за которое Господь щедро одаривал старца Своей любовью. Людей, которых посылал ему Господь, старец приводил ко Христу, примирял их с Богом. Непрестанное славословие Господа было естественным и неизменным состоянием его духа. Господь давал ему силы брать на себя чужие грехи, страдать за других, уподобляясь Христу. Архимандрит Ипполит стал строителем Свято-Николаевского монастыря, украсил его белым соборным храмом и братскими корпусами. В монастыре им было создано довольно крупное хозяйство с животноводческими фермами и обширными угодьями пахотной земли. За эти годы старец основал пять скитов, два женских монастыря в Курской и в Белгородской епархиях. Одной из особых забот батюшки было укрепление православия на Кавказе. Большое внимание он уделял духовному окормлению православных из Северной Осетии, где по его благословению были основаны женский монастырь в Алагире и мужской - в Беслане. Сейчас, после бесланских событий, и нам становится более понятным значение этих духовных форпостов, предусмотрительно воздвигнутых о. Ипполитом на горячих южных рубежах России. Именно так, в контексте судеб нашей Родины, неотделимых от ее предназначения быть хранительницей Православия, в качестве передовых форпостов незримой духовной борьбы за реализацию этой величайшей миссии и рассматривал о. Ипполит назначение монастырей и русского монашества. «Хочется надеяться, что и наш небольшой монастырь станет надежной духовной твердыней и внесет свою лепту в дело преображения нашего Отечества», - писал он. 17 декабря 2002 г. о. Ипполит ушел от нас, отдав сорок пять лет усердному служению Церкви Божией и ближнему. Послушник Святителя Николая, он был погребен на Николу-зимнего, 19 декабря, в престольный праздник обители. Кольцевая радуга вокруг луны, а после - вокруг солнца сияла в день похорон в морозном декабрьском небе. А на 9-й день деревянный крест на могиле старца обильно замироточил, даже образовалась проталина на снегу от стекавшего мира. Не менее убедительно, чем очевидные знамения, личный духовный опыт многих чад о. Ипполита свидетельствует о том, что он по-прежнему слышит нас, по его молитвам совершаются дела добра, исцеления и обращения к Богу пьяниц и наркоманов, помощи в житейских нуждах. По-прежнему как огнем пожигают нечистую силу молитвы иноков на молебнах об исцелении страждущих телом и духом, которые по благословению старца и после его кончины совершаются в обители. Неизъяснимое чувство отрады, мира и покоя наполня-ет души паломников не только на богослужении, но и просто в монастыре, тянет снова и снова возвращаться сюда, чтобы на-сладиться «благорастворением воздухов» монастырской приро-ды, дать отдых измученной страстями и житейской суетой душе. Воды многочисленных целебных источни-ков: Божией Матери, Святителя Николая, Иоанна Рыльского, Святителя Павлина, Серафима Саров-ского и Священномученика Ипполита помогают людям избавиться от различных душевных и те-лесных недугов. По-прежнему едут в монастырь автобусы из разных мест, не только из Курской области, но и из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья - как «старые и верные друзья» обители, так и люди, впервые на-шедшие путь к ней и сделавшие для себя это маленькое, но такое ра-достное от-крытие. «И никто отыде тощ и безутешен». Божией помощью, молитвами Святителя Николая и трудами монастырских насельников, паломников и жертвователей, обитель с каждым годом меняет свой облик, несмотря на все трудности. А работы впереди - непочатый край. Как живому и растущему организму, монастырю надо развиваться по целому ряду направлений. В числе только самого необходимого: ремонт действующего и восстановление двух полуразрушенных храмов, обустройство элементарных санитарно-гигиенических «удобств» и братского корпуса, возведение монастырской стены и угловых башен, приведение в надлежащий вид целебных святых источников, создание условий для достойного приема паломников, развитие и повышение рентабельности большого, но пока малоэффективного монастырского хозяйства. Как и в прежние времена, монастырь с благодарностью принимает любую посильную помощь - трудом, пожертвованиями и молитвой. Удивительным и загадочным сфинксом в вековой тишине и неизреченном покое, где аромат ладана сливается с запахом цветущих лугов, раскинулся на высоком холме над заливным равнинным простором Рыльский Свято-Николаевский монастырь. В чем тайна твоего неуловимого обаяния и вечной молодости, древняя обитель? Может быть в том неповторимом, глубинно-русском и вместе с тем истинно евангельском сочетании голубиной простоты со змеиной мудростью и потаенной внутренней силой, что дает жизнь всему, к ней припадающему? В том, что не может познать ум, но к чему бессознательно и по-детски тянется сердце? В духе долготерпящей, всепрощающей и милосердствующей Любви, который донесла до нас как чистый эталон, как глоток живой воды непресекающаяся цепь поколений от Святителя Николая до старца Ипполита? «И врата ада не одолеют ее». Источник:   http://www.diveevo.ru/252/ Никольский Белогорский монастырь в c. Горналь Среди святынь Курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от г.Суджи. Обитель была учереждена более 325 лет назад, в 1672 году. Первые монахи - Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря. Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также "в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь". Из Острогожской обители монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь. Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести. На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание этого храма: "...пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность - икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи". В 1733 году монастырь пришел в ветхость: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения решили разобрать, а из остатков построить часовню на монастырском кладбище, в ней разместить и старые иконостасы. При игумене Паисии возвели каменный храм во имя Преображения Господня, а так же колокольню и монастырскую стену. В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска. В Николин день в монастыре проходила ярмарка. Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от закрытия, не раз предпринимаемого властями. Но в 1785 году монастырь, тем не менее, был закрыт и превращен в приход. От него остался лишь Преображенский храм. Новую церковь святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на кирпич. После закрытия обители, как гласит предание в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 году Пряжевская икона Божией Матери. После молитв перед этим чудотворным образом Богородицы исцелился суджанский купец Косма Купреев. Он решил в благодарность Богу восстановить обитель на свои средства. Первыми насельниками монастыря, был сам Косма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром. При игумене Несторе в обители заложили каменный храм во имя свт. Николая чудотворца, а через четыре года освятили домовой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Третья соборная церковь во имя Преображения Господня заложена в 1888 году. Великий русский писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе "Братья Карамазовы". Поднявшийся над равниной, на высокий белый пьедестал, величественный монастырский архитектурный ансамбль прекрасно сочетался с живописным ландшафтом. Купола Преображенского собора и Покровского храма, построенные в русско-византийском стиле были видны за десятки километров. В 1905 году в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников. Белогорский Николаевский монастырь был закрыт властью в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 году монастырь окончательно закрыли, а монахи были изгнаны, многих из них власть отправила в ссылку. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже - школу-интернат для детей-сирот. Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий не раз ставил вопрос о передаче Церкви комплекса зданий Горнальского Николаевского мужского монастыря. Первое богослужение в возвращенной обители владыка Ювеналий совершил в день молитвенной памяти святителя Николая 19 декабря 2001 года. Наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин) рассказал, что с момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего, отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе. - В Никольском храме, - уточнил отец Питирим, - заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе. В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый придел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны Московской. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры. В 2005 году иконописцы расписали западную стену в нашем храме, свод и стены алтаря, в 2006 появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года - двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма у нас написаны три иконы - святителя Николая над входом - главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа - архангел Михаил и архангел Гавриил. В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза. Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники. Большую спонсорскую помощь оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы - это скит нашего монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери. Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в нашем уникальном крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы за границу России, на Украину. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины, - завершил свой рассказ о сегодняшнем дне возрождаемой древней обители наместник монастыря игумен Питирим (Плаксин). Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря - москвичей Анатолия Ивановича Дзюба и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря матушку Макарию. Источник:   http://sobory.ru/article/index.html?object=14878   Серафимовский скит - Скит Серафима Саровского Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода Скит при хозяйственном дворе Коренной пустыни, обустроенный в 1990-х. Находится в 1 км югу от монастыря вдоль реки. Знаменская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Знамение Курская Коренная на кладбище Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода Кирпичный однокупольный центрический храм в духе эклектики, сооруженный в 1875 на монастырском кладбище, на холме к юго-западу от основной территории монастыря. Сломан в сер. ХХ в., в настоящее время на месте церкви находится монумент в память о Великой Отечественной войне. Всехсвятская церковь - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода Тёплый монастырский храм, устроенный в двухэтажном кирпичном корпусе с трапезной и кельями, стоящем с севера от Рождественского собора. Неоднократно перестраивался, в 1862 на третьем этаже устроен Всехсвятский престол. Внешне выделялся куполом. В 1930-х перестроен под столовую. В 1990-х восстановлен как Рождественский, здание частично реконструировано в духе архитектуры рубежа XVII-XVIII вв. Часовня в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода Кирпичная шатровая часовня в псевдорусском стиле у алтаря Рождественского собора. Богородицкий собор - Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода Первый одноглавый каменный храм с Предтеченским приделом был построен в 1703 иеромонахом Боголепом Сухочевым. В 1852-1860 на его месте по проекту К. А. Тона сооружен большой кирпичный пятишатровый шестистолпный собор в русско-византийском стиле. Слева помещался Предтеченский придел, справа - место для помещения Курской Коренной иконы Богородицы. Закрыт в 1923, вскоре разрушен, на месте собора разбита клумба. В 2007 начато восстановление собора по проекту 1852, вновь освящён 24.09.2009. Серафимовская часовня - Часовня Серафима Саровского у Коренной Рождество-Богородицкой пустыни (надкладезная), Свобода Деревянная входная часовня над почитаемым источником, расположенным севернее монастыря, по долине Тускари.

Серафимовская часовня - Часовня Серафима Саровского у Коренной Рождество-Богородицкой пустыни (надкладезная), Свобода

Деревянная входная часовня над почитаемым источником, расположенным севернее монастыря, по долине Тускари.

Серафимовская скит - Часовня в скиту Серафима Саровского, Свобода

Деревянная однокупольная часовня на территории Серафимовского скита. Еще не освящена.

Серафимовский скит - Скит Серафима Саровского Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода

Скит при хозяйственном дворе Коренной пустыни, обустроенный в 1990-х. Находится в 1 км югу от монастыря вдоль реки.

Всехсвятская церковь - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода

Тёплый монастырский храм, устроенный в двухэтажном кирпичном корпусе с трапезной и кельями, стоящем с севера от Рождественского собора. Неоднократно перестраивался, в 1862 на третьем этаже устроен Всехсвятский престол. Внешне выделялся куполом. В 1930-х перестроен под столовую. В 1990-х восстановлен как Рождественский, здание частично реконструировано в духе архитектуры рубежа XVII-XVIII вв.

Никольская часовня - Часовня Николая Чудотворца у Коренной Рождество-Богородицкой пустыни (надкладезная), Свобода

Деревянная входная часовня типа восьмерик на четверике над почитаемым источником. Расположена к северу от монастыря по долине Тускари.

Серафимовская церковь - Церковь Серафима Саровского в скиту Серафима Саровского, Свобода

Домовый храм в кирпичном двухэтажном здании келий Серафимовского скита. Внешне не выделен.

Знаменская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Тазово, Тазово

Кирпичная церковь под восьмигранным барабаном с луковичным куполом, построенная в 1850 в русско-византийском стиле на основе образцового проекта К. А. Тона, с боковыми приделами и шатровой колокольней. Возможно, не закрывалась.

Богородицкий собор - Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода

Первый одноглавый каменный храм с Предтеченским приделом был построен в 1703 иеромонахом Боголепом Сухочевым. В 1852-1860 на его месте по проекту К. А. Тона сооружен большой кирпичный пятишатровый шестистолпный собор в русско-византийском стиле. Слева помещался Предтеченский придел, справа - место для помещения Курской Коренной иконы Богородицы. Закрыт в 1923, вскоре разрушен, на месте собора разбита клумба. В 2007 начато восстановление собора по проекту 1852, вновь освящён 24.09.2009.

Знаменская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Знамение Курская Коренная на кладбище Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода

Кирпичный однокупольный центрический храм в духе эклектики, сооруженный в 1875 на монастырском кладбище, на холме к юго-западу от основной территории монастыря. Сломан в сер. ХХ в., в настоящее время на месте церкви находится монумент в память о Великой Отечественной войне.

Иоакимоаннинская церковь - Церковь Иоакима и Анны в Долгом, Долгое

Кирпичная четырёхстолпная пятикупольная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1852 по проекту К. А. Тона на средства И. А. Воронина, с трапезной и шатровой колокольней. Закрыта в 1930-х, сломаны малые купола. Возвращена верующим в 1988, отреставрирована, в цокольном этаже устроен придел Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Алексеевская церковь - Церковь Алексия, человека Божия, в Алексеевском Золотухинском монастыре, Золотухино

Церковь устроенная в кон. 1990-х в приспособленном кирпичном одноэтажном здании. Внешне выделена куполом. Посвящение выбрано в честь святого, соименного отцу еп. Ювеналия, расстрелянному в 1937.

Алексеевский Золотухинский женский монастырь, Золотухино

Вновь устроенный женский монастырь. Создан по инициативе еп. Курского Ювеналия на приобретенном им участке земли, открыт в 1998. Достаточно немноголюден.       Золотухино (Курская область.) Золоту?хино - посёлок городского типа, административный центр Золотухинского района Курской области России. Первое упоминание о населённом пункте Золотухино относится 1887 году. В 1967 году ему присвоен статус посёлка городского типа. По состоянию на 2008 год в посёлке проживает 4585 жителей. Посёлок располагается на берегу реки Сновы (приток Тускари) в месте впадения в неё Полевой Сновы. Есть железнодорожная станция Орловско-Курского отделения Московской железной дороги, в 40 км к северу от Курска. Связан автомобильными дорогами с Курском (44 км), а также районными центрами: Фатежом (42 км) и Понырями (32 км). АЛЕКСЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ПОС. ЗОЛОТУХИНО Господу было угодно, чтобы женский монастырь во имя святого преподобного Алексия Человека Божия был создан в месте, где никогда, даже в дореволюционные времена, не было не только православной обители, но и приходского храма. Таким местом был и еще десять лет назад оставался поселок Золотухино Курской области… В 1997 г. архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий узнал о том, что руководитель агропромышленного предприятия «Содружество» ищет покупателя на земельный участок с расположенными на нем жилыми и хозяйственными постройками. Участок находился в центре Золотухина, однако дорога, к нему ведущая, твердого покрытия не имела, здания же, на нем расположенные, стремительно ветшали. Заручившись поддержкой администрации Курской области, летом того же, 1997 г., Владыка Ювеналий обратился к директору АО «Содружество» Н.С. Максимову с предложением приобрести землю, изначально имея намерение создать на ней монашескую обитель.  Когда переговоры были в самом разгаре, и наметилась лишь перспектива их благоприятного завершения, архиепископ Ювеналий приехал на хозяйственный двор Коренной пустыни, собрал небольшую общину подвизавшихся там монахинь и послушниц и предложил желающим переселиться во вновь создаваемый монастырь. При этом Владыка не скрывал тех трудностей, что ожидали сестер, которые приняли бы его предложения. На хоздворе они проживали в добротно отстроенном, теплом келейном корпусе, молились в просторном домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского...  В Золотухино же не было ничего, кроме ветхих сооружений, требующих срочного ремонта! Тем не менее четверо сестер разного возраста и различного духовного опыта сразу согласились на переезд в несуществующий еще монастырь. Договор был подписан 11 сентября 1997 г. В нем значилось, что «АО “Содружество” обязуется реализовать Курской Епархии:  а) двухэтажное административное здание,  б) клуб-столовую,  в) зерносклад,  г) дом животноводов,  д) линию электропередач,  е) трансформаторную подстанцию с земельным участком и участком земли, на котором находятся вышеперечисленные строения, являющиеся собственностью АО “Содружество”, находящиеся в п. Золотухино по ул. Садовой». Еще до официальной регистрации монастырской общины в обители начались богослужения в наиболее подходящем для этих целей здании «клуба-столовой».  19 сентября 1997 г., следуя уставу Русской Православной Церкви и во исполнение гражданского законодательства, насельники провели монастырское собрание. В написанном от руки протоколе значится следующая повестка дня: Принятие Устава и названия монастыря; Избрание членов Приходского совета; Избрание членов ревизионной комиссии.Собрание единогласно приняло Устав Русской Православной Церкви Московского Патриархата, монастырь же был поименован в честь святого Алексия Человека Божия. Председателем приходского совета стал иеромонах Кирилл (Хорольский) – еще раньше архиерейским указом ему было определено стать священником обители. Помощницей председателя стала монахиня Ангелина (Петренко), казначеем – иеродиакон Мефодий. Родные братья-близнецы Кирилл и Мефодий еще в течение нескольких лет будут служить в монастырском храме. На заседании 9 апреля 1998 г Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел ходатайство Преосвященного Ювеналия об открытии монастыря и принял следующее постановление: «Благословить открытие в п. Золотухино Курской области женского монастыря во имя прп. Алексия, человека Божия». На заседании 17 июля того же 1998 г. Священный Синод утвердил монахиню Ангелину (Петренко) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности. Первый список насельниц монастыря состоял всего из шести имен: три монахини, включая настоятельницу, и три послушницы. Однако через год список значительно расширился: в обители проживали  монахини Ангелина (Петренко), Феодосия (Чашко), инокини Мария (Алешина), Вероника (Юнацкая), Павла (Мирошникова), Христина (Бабурина), Екатерина (Гончаренко) и послушницы Татьяна Воробьева, Надежда Дерлеменко, Людмила Логвиненко, Лидия Остапченко. В 1999 г. в помощь отцам Кириллу и Мефодию для прохождения послушания в обитель был направлен иеродиакон Михей (Гореславец). В ноябре 2002 г. митрополит Ювеналий обратился к настоятелю храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами в Москве, с просьбой о выделении частицы мощей св. Алексия. Просьба не осталась безответной, и 2 января 2003 г., в день памяти св. праведного Иоанна Кронштадтского, исполняющий обязанности настоятеля Вознесенского храма иерей Константин Татаринцев подписал письмо следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство! Приход и клир Храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами передает женскому монастырю во имя прп. Алексия Человека Божия п. Золотухино Курской области частицу святых мощей прп. Алексия Человека Божия и просит Ваших святых молитв о приходе и прихожанах нашего Храма». Так золотухинский монастырь обрел свою первую святыню. Ковчежец со св. мощами был помещен в киот иконы угодника Божия Алексия, которая постоянно пребывает на аналое, посередине храма.   Число насельниц монастыря в отдельные годы достигало 19 человек, но кто-то скончался, кто-то, не выдержав нелегких условий жизни, отъехал в иные обители. Жизнь монастырская оставалась скудной, отсутствие средств не позволяло вести необходимые ремонтно-восстановительные работы… Такая ситуация сохранялась до 2004 г., когда Священный Синод удовлетворил прошение митрополита Ювеналия об увольнении его на покой, и у него появилась возможность уделять созданной им обители гораздо больше времени. 25 мая 2005 г. он в очередной раз приехал в Золотухино с тем, чтобы определиться относительно дальнейших планов по обустройству обители. Средств не было, но были люди, готовые помочь трудом рук своих: в числе первых – студенты и преподаватели Курского филиала Орловского юридического университета МВД России, учащиеся профтехучилища № 9 г. Курска, прихожане курских храмов, которые неоднократно приезжали в монастырь, помогая в работах на огородах, скотном дворе и в обустройстве территории. Весь 2005 г., ушел на восстановление келейного корпуса: вместо ветхих оконных переплетов были вставлены пластиковые стеклопакеты, отделан холл, келии, оборудованы санузлы и душевые комнаты, наружная отделка скрыла унылую кирпичную кладку.  Вскоре появились первые благотворители, как курские, так и из других регионов России. В состав Попечительского совета по обустройству монастыря, первое заседание которого состоялось 19 августа 2006 г., вошли люди известные и уважаемые: Игорь Михайлович Руденя, Евгений Степанович Савченко, Александр Владимирович Дегтярев, исполняющий обязанности казначея. Было вынесено решение о построении нового храма, корпусов и хозяйственных помещений монастыря.25 сентября 2006 г. по просьбе схимитрополита Ювеналия архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя Честнго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в конце октября утвержден генплан застройки монастырской территории, а в декабре утверждено архитектурное решение двух келейных корпусов и храма. В феврале 2007 г. на территорию монастыря въехал первый экскаватор, начались интенсивные строительные работы, так что уже к 30 марта, дню памяти преподобного Алексия, были перекрыты подвальные этажи трех сооружаемых корпусов. К июлю 2007 г. полностью были выведены стены храма, строительство двух корпусов, в одном из которых разместится трапезная и воскресная школа, а в другом – келии насельниц, было завершено, они были покрыты металлочерепицей, началась их внутренняя отделка. Оба корпуса соединяются с храмом крытыми галереями, благодаря чему монахини в любое время года и любую погоду смогут, не выходя на улицу, проходить на богослужение. Активно ведется внутренняя и внешняя отделка храма: завершается золочение куполов (их предполагается установить в первых числах февраля 2008 г.), в канун Рождества 2008 г. алтарные окна были украшены пятью витражами, выполненными художниками из Санкт-Петербурга.Завершается отделка корпуса, в котором разместятся баня, прачечная и баптистерий, на хозяйственном дворе отстроены коровник и птичник, возведены стены овощехранилища. На хозяйственном дворе монастыря находятся трактор, две пассажирские «газели», автомобиль «волга», грузовой микроавтобус «фольксваген» и грузовой автомобиль УАЗ. Отделывается паломнический корпус с кельями для монастырских трудников. Здесь же разместятся пекарня и свечной завод. Рядом с храмом завершается строительство настоятельского корпуса, а в полукилометре от монастыря обустраивается источник, который будет освящен во имя святого Алексия Человека Божия и подле которого будут сооружены часовня и купель. Уже сейчас к источнику проложена дорожка с твердым покрытием. Двор монастыря вымощен тротуарной плиткой, установлены фонари ночного освещения. В канун нового 2008 года, завершилось построении монастырской кирпичной ограды. С западной стороны, напротив храма, сооружены арочные святые врата, увенчанные небольшим золоченым куполом.  Генеральным подрядчиком проводимых работ является ОООТПП «Комплектойл» г. Белгорода. Директор организации М.И. Гришенко, начальник участка А.В. Сабанин. 13 октября 2006 г., в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы из курского Свято-Троицкого монастыря в золотухинскую обитель переехали схиигумения Антония, монахиня Михаила (ныне схимница Мелитина), инокини Таисия и Милица, послушница Ирина. В январе 2007 г. приехала инокиня Агапия. В настоящее время в монастыре проживают 15 насельниц: 1 схиигумения, 1 схимонахиня, 4 инокини, 2 монахини, послушницы.  В марте 2007 г. монахиня Ангелина (Петренко) обратилась к управляющему епархией с прошением об освобождении ее от должности настоятельницы по состоянию здоровья. 5 марта указом архиепископа Германа исполняющей обязанности настоятельницы монастыря была назначена монахиня Елисавета, а постановлением Священного Синода от 7 ноября 2007 г. она была утверждена в должности настоятельницы. 10 декабря, в день празднования иконе Божией Матери, именуемой «Знамение», архиепископ Герман возложил на матушку Елизавету наперсный крест. Богослужения в монастырском храме совершают иеромонах Роман (Архипов) и иерей Андрей Хлынин. При монастыре действует воскресная школа, которую посещают дети, проживающие в поселке Золотухино и близлежащих селах. В третий день Рождества Христова 9 января, в согласии со сложившейся традицией, в монастыре была проводена Рождественская елка для детей одной из золотухинских школ. Кроме того, в обители установилась традиция общих трапез по воскресным и праздничным дням с приглашением всех присутствующих за богослужением паломников. Сайт:   http://zolotuhino.mrezha.ru Алексеевская церковь - Церковь Алексия, человека Божия, в Алексеевском Золотухинском монастыре, Золотухино Церковь устроенная в кон. 1990-х в приспособленном кирпичном одноэтажном здании. Внешне выделена куполом. Посвящение выбрано в честь святого, соименного отцу еп. Ювеналия, расстрелянному в 1937. Иоаннопредтеченская церковь - Церковь Иоанна Предтечи в Алексеевском Золотухинском монастыре, Золотухино Кирпичный храм под восьмериковым куполом с боковыми притворами, главки над которыми образуют каноническое пятиглавие, небольшой трапезной и шатровой колокольней. Построен на средства благотворителей, освящен в 2008.

Иоаннопредтеченская церковь - Церковь Иоанна Предтечи в Алексеевском Золотухинском монастыре, Золотухино

Кирпичный храм под восьмериковым куполом с боковыми притворами, главки над которыми образуют каноническое пятиглавие, небольшой трапезной и шатровой колокольней. Построен на средства благотворителей, освящен в 2008.

Живоносовская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Живоносный Источник в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Свобода

Стоит под горой, на берегу реки. Кирпичная церковь была построена на средства фельдмаршала Б. П. Шереметева в 1713. Сооружена над источником, по преданию забившем на месте, где была обретена икона Богоматери. Представляла собой одноглавый четверик с пониженными боковыми притворами и алтарем, крытые сходы к церкви с территории монастыря выстроены в 1832-1835. Сломана вместе со сходами в 1930-х, источник в 1959 забетонирован, но пробился вновь. Выстроена вновь вместе со сходами в 1995 в формах, близко повторяющих облик церкви в нач. ХХ в.