Введенский Тихвинский женский монастырь, Тихвин

Женский монастырь, основанный в северо-западной части города в 1560 при участии Ф. Сыркова. В 1613 сожжён шведами, восстановлен в 1620. Во 2-й четв. XIX в. сооружены каменная ограда с башнями и корпуса келий, к нач. ХХ в. многолюден. Закрыт в 1926, постройки заняты под детский городок, жильё, часть зданий разобрана. В 2005 восстановлен на части территории.

Тихвин

Тихвин - город (с 1773 года) в России. Административный центр Тихвинского муниципального района Ленинградской области и Тихвинского городского поселения.

Население - 61,2 тысяч жителей (2007 год).

Расположен на обоих берегах реки Тихвинка (бассейн Ладожского озера). Расстояние до Санкт-Петербурга - по автотрассе 218 км, по железной дороге 198 км.

Город является достаточно крупным промышленным и культурным центром, транспортным узлом

Самые ранние сведения о Тихвинском Пречистенском погосте, поселении, на месте которого вырос сначала посад, а позже город, относятся к 1383 году. Летопись сообщает, что тогда здесь была построена деревянная церковь Успения. Позже, в 1495-1496 годах, писец Ю. К. Сабуров в Новгородской писцовой книге упоминал "...погост Тихвинский, а в нём церковь деревянная... ".

Расположение на перекрёстке торговых путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем, обеспечило быстрое развитие Тихвинского погоста - предшественника города Тихвина. К началу XVI столетия это был уже широко известный торговый и ремесленный центр.

В 1507-1515 годах на средства московского великого князя Василия III новгородский строитель Дмитрий Сырков на месте сгоревшей деревянной церкви Успения возвёл монументальный каменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней.

В 1560 году по приказу царя Ивана IV на левом берегу реки Тихвинки был заложен Успенский мужской монастырь. Руководство работами поручили новгородскому строителю Фёдору Сыркову, сыну Дмитрия Сыркова. Срокам строительства придавалось особое значение, поэтому царь разрешил на всех видах работ использовать крестьян из двадцати волостей.

За один весенне-летний сезон 1560 года одновременно с Большим Успенским монастырём были возведены Малый Введенский женский монастырь, а также два посада, торгово-промышленные поселения с разнообразными жилыми, хозяйственными и культовыми постройками. Успенский монастырь первоначально окружала бревенчетая островерхая ограда. Позже к середине XVII века, она была заменена стенами, состоящими из двух параллельных деревянных срубов, заполненных внутри землёй и камнями. По верху стен шёл крытый ход с бойницами. Над стенами возвышались девять мощных башен. Так на месте древнего тихвинского поселения был создан важный укреплённый пункт, сыгравший большую роль в обороне северо-западных границ Руси.

В начале XVII века Русское государство переживало глубокий внутренний кризис. Во время шведско-польской интервенции шведы оккупировали и подвергли опустошению новгородские земли. В 1613 году Тихвинский посад был захвачен, разграблен и сожжён. Посадские люди, укрывшись за крепостными монастырскими стенами, выдержали длительную осаду и многочисленные атаки врагов, а затем разгромили шведское войско. Борьба тихвинцев закончилась изгнанием шведов из родного края и положили начало освобождению новгородской земли, оккупированной шведскими и польскими отрядами.

В XVII-XVIII веках Тихвинский посад достиг экономического расцвета. На высоком уровне было здесь ремесленное производство. Особенным спросом пользовались изделия тихвинских кузнецов. Их закупали не только в городах России, но и за границей. Тихвин стал одним из пунктов, через который осуществлялась внешняя торговля России, а Тихвинская ярмарка-одной из крупнейших в государстве. Расцвет торговли и ремесла в XVII веке способствовал росту посада, который распространился на довольно значительные территории.

С 1560 года Тихвинский посад находится в вассальной зависимости от Большого Успенского и Малого Введенского монастырей. Только на территории монастырей-могущественных феодалов велось каменное строительство. В Успенком монастыре ещё в XVI веке кроме собора были возведены каменные Трапезная с церковью Рождества Богородицы (1581 год). Святые ворота с надвратной церковью Вознесения и приделом Фёдора Стратилата (1591-1593 годы), а также пятишатровая звонница (1600 год). Особенно интенсивно каменно строительство в Тихвинском Успенском монастыре развернулось во второй половине XVII века, когда все деревянные постройки были заменены каменными. В результате этих работ на территории монастыря, был создан высокохудожественный ансамбль, интересный историко-архитектурный памятник XVI-XVII веков. В значительной своей части он сохранился до наших дней. В XVIII-XIX веках монастырские здания подверглись некоторым перестройкам, исказившим их первоначальный облик.

В 1723 году после длительной борьбы жители Тихвинского посада освободились от монастырского управления. Тихвинцы получили свой административный орган - магистр, который подчинился Новгородской губернской канцелярии. Окончательно посад отделился от монастырей лишь в 1764 году после указа о передаче государству монастырских земель. В 1773 году Тихвин получил статус города.

Во время Великой Отечественной войны Тихвин был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 8 ноября 1941 по 9 декабря 1941, за этот месяц были разрушены многие архитектурные памятники.

Сайт:   http://tikhvin.org

Введенский женский монастырь в г. Тихвин

Летописные источники говорят, что именно на месте будущего Введенского Малого монастыря и было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери на берегах реки Тихвинки Новгородской губернии в 1383 году.
Обстоятельства появления Тихвинской иконы на Руси историки связывают с преподобным Антонием Дымским, жившим в Великом Новгороде в XIII веке. После долгих лет паломничества он стал отшельником на Дымском озере. Лесные и заболоченные земли этой русской земли называли «страною тифинскою». Именно здесь, спустя 110 лет после смерти преподобного Антония, в 1273 году и была обнаружена чудотворная икона, ставшая небесной покровительницей новгородских земель.

Подтверждение (свидетельство) того, что это и есть византийская святыня, пришло с новгородскими купцами от патриарха Константинопольского. Узнав от прибывших купцов о чудесном появлении иконы Богородицы в новгородских землях, патриарх передал с ними описание иконы - «ножка Младенца обнажена» - сомнений быть не могло...


Однако в 1453 году Константинополь захватили турки... и икона, наконец, обрела «Дом Пресвятой Богородицы», как издревле зовется Русь - наследница православия.


...На обширных землях Тихвинской гряды Вепской возвышенности и Приладожья среди племен угро-финской группы русские, в основном новгородцы, селиться стали видимо в XIII- XIVвв.
«В 1383 году во дни великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в пределах Новгорода на Русской земле явилась икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке ».

В 1383 году на месте «обретения иконы Богородицы», на перекрестке водных и сухопутных дорог, среди нескольких деревень поставлена первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, положившая начало погосту, а затем «Большому мужескому монастырю». После нескольких пожаров по велению великого князя Василия III отстроен каменный собор по образу Успенского собора Московского Кремля. В 1526 году великий князь сам посетил собор и молился чудотворному лику. В 1547 году, по традициям Византийских императоров, перед венчанием на царство собор посетил сын великого князя, Иоанн Грозный.

Земли Пречистенского погоста на р. Тихвине принадлежали в XV в. Ивановскому Богословскому и Успенскому Богородицкому Радоговицким монастырям.

После строительства каменного Успенского собора в 1515году великим князем Василием III и по желанию Ивана Грозного устроения здесь Успенского монастыря в 1560г., здесь были проведены большие градостроительные работы. Посад был перенесен на холм к дер. Романиха. Большой монастырь был тщательно распланирован на освобожденной и осушенной территории близ реки и Вяжищского ручья.

Устроение Большого мужского монастыря в 1560 г. сопровождалось одновременно и вовведением женского Введенского.

Так же по указу царя Ивана IV к Успенскому монастырю был сформирован и приписан Большой посад (3) «Тихвин», а к женскому монастырю - свой Малый посад - Введенская слобода, дер. Стретилово. Эти работы, начиная с февраля 1560г., при участии новгородского епископа Пимена производил талантливый строитель - новгородец Федор Дмитриевич Сырков.

Изначально монастырь занимал сравнительно небольшую территорию на берегу ручья Березовика (совр. Введенский ручей) и весь ансамбль, созданный Ф.Д.Сырковым, был деревянным. В XVI веке, судя по документам, известно лишь одно строение обители - деревянная церковь Введения Пречистыя Богородицы. О существовании монашеских келий в XVI в. можно только предполагать. Вокруг монастыря была возведена деревянная стена и вырыт ров.

Первой игумений обители стала Евпраксия (февраль 1608).

Во все времена Большой Успенский монастырь привлекал всеобщее внимание находившейся там чудотворной Тихвинской иконой Богоматери, а о Введенском Малом монастыре нигде не упоминалось до тех пор, пока здесь не появилась четвертая супруга Иоанна Грозного Анна Алексеевна, постриженная под именем Дария (активная ссылка на «О монахах»)

Бракосочетание Иоанна с Анной Алексеевной произошло в 1572 году. Четвертый брак Иоанна Грозного вопреки всем ожиданиям длился три года. Надо думать. Причиной тому был характер Анны, ее ум, такт и осознание своего достоинства, присущее гражданам вольного города Новгорода.

Царица была пострижена в монашество в Воскресенском Горицком монастыре. Прибытие Царицы Дарий в монастырь трактуют как её ссылку после измены князя Курбского, в доме которого она воспитывалась и провела детство и юность, рано оставшись сиротой. Другие источники утверждают, что это был добровольный уход в монашество ... или, что Иоанн IV «спрятал» Анну Алексеевну в монастыре с целью спасения во времена истребления боярского рода Колтовских. Каких-либо документальных сведений на этот счет нет, как нет и документов, описывающих первые годы жизни царственной инокини во Введенской женской обители.

16 мая 1596 года бывшая царица значится уже игуменьей Введенского женского монастыря «на Тифине». Вместе с ней прибыли сюда и две ее племянницы - Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Монастырь был отдан Дарии в полное распоряжение, как хозяйке и попечительнице.

Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние. Старица- царица Дария пользовалась особым влиянием и деловыми связями в городах Москве и Тихвине. В 1604 году по просьбе царицы - игумений Введенская обитель вышла из подчинения Большого Успенского монастыря и получила полную самостоятельность. По ее просьбам, начиная с 1604 г., монастырю цари даровали ряд угодий, деревень и льгот, а так же выделили средства на каменное строение в обители.
При Дарии была построена первая каменная церковь - трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами - в центре монастыря, огороженного деревянной оградой длиной 187 саженей.

Все остальные здания были деревянные: настоятельские и монашеские кельи, амбары, конюшни, скотный двор с принадлежащими постройками, кельи работников.

Переселение царицы - игумений совпало с началом Смутного времени на Руси, вторжением на русскую землю литовцев и шведов.

В период польско-шведских войн с Россией Введенская обитель неоднократно подвергалась нападениям и частичным разорениям. В 1613г. Большой Успенский монастырь был осажден, но не взят шведами. Деревянные постройки Введенской женской обители, не укрепленные в военном отношении, в день 14 сентября 1613 года были полностью сожжены шведскими войсками под предводительством Магнуса Делагарди. Как гласит поверье, во время нападений неприятеля Царица Дария со своими сподвижницами скрывалась в лесах и на болотах; возвращаясь в дни затишья в полуразрушенную обитель, они возобновляли богослужение. После пожара и вплоть до Столбовского* мира проживали монахини вместе с царицей - инокиней Дарьей в землянке на берегу небольшого озера в шести верстах от обители, называемом ныне Царициным в память о тех событиях (о жизни инокинь в период шведской оккупации). Однако прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.

Позднее (прим. XVIII - XIXв.в.) на Царицином озере была сооружена «мемориальная» часовня, колодец и цепи с крестами.

После шведского разорения и пожаров 1613 г. царица-инокиня, начиная с 1616г. (?1619г.), отстроила вторично собор и 5 келий. Через пять лет Введенский монастырь выглядел еще лучше, чем до шведского нашествия.

По заключении Столбовского мира и вплоть до своей кончины Царица Дарья трудилась над восстановлением и укреплением монастыря, создавая храмы, учреждая монастырский порядок и управляя обителью. В этот период Царь Михаил Федорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, поступают в монастырь пожертвования от царственных особ и частных лиц. Сама Царица - инокиня пожертвовала монастырю все свое состояние, отписанное ею в Духовном завещании.5 апреля 1626 года игумения Дария (активная ссылка), приняв схиму, скончалась.

В благодарность за усердное служение Царица-инокиня была захоронена во Введенском Соборном храме, над могилою была возведена позолоченная гробница.

После преставления Дарии - Благоверной Царицы Введенский монастырь продолжал укрепляться как духовный центр православия в России. Монастырем управляли Строительницы или Игуменьи, а с возведением монастыря во второй класс второй степени - только Игуменьи.

Строительные каменные работы продолжились при следующей игуменье Евранее - в 1645 г. начато возведение теплой Рождественской церкви с трапезной палатой, а в начале 1650гг. - и трехпролетной трехшатровой звонницы. Строительством руководил тихвинский игумен Сергий. Оригинальная по своему типу Рождественская церковь с трапезной долго стояла недостроенной, закончено строительство и освящена Трапезная только в 1675г.

Все вместе каменные здания - Собор, Трапезная и Звонница - образовывали единую группу, располагаясь «по концам треугольника». Деревянные кельи располагались по всему периметру территории монастыря, за исключением южной стороны двора.

В градостроительной композиции города Тихвина XVIIв. Введенский монастырь наряду с Большим Успенским монастырем играл весьма существенную роль.

Согласно летописи 1906г. на начало XVIII в. Введенский монастырь имел:

  • приписные деревни, земли,
  • свое подворье в Москве и Новгороде,
  • подчиненный Новгородский Иоанно - Богословский монастырь.

1704г. - при пожаре монастырь сгорел дотла.

Согласно описи на 1739г. на территории Введенского Малого монастыря числилось строений:

  • трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами Николая Чудотворца и преподобного Кирилла Белозерского
  • теплая Рождественская церковь с трапезной палатой,
  • трехпролетная трехшатровая звонница,
  • 26 келий - настоятельские, монашеские,
  • ограда деревянная на 187 саженях.

После преставления Дарии - Благоверной Царицы монастырь продолжал укрепляться как духовный центр православия в России. Монастырем управляли Строительницы или Игуменьи, а с возведением монастыря во второй класс второю степенью (XIX в.) - только Игуменьи.

По описаниям, сделанным в 1739-1764 годам для Новгородской епархии, мы можем представить, как в то время выглядела обитель:

«В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.
При церкви Рождества Богородицы хлебопекарная келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тесом».
До 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.

Все это можно видеть на плане Тихвинского посада, а точнее, подробного рисунка, выполненного в 1678 году Иваном Зелениным и Федором Евстафьевым. На плане, в частности, зафиксирован Введенский девичий монастырь, слободка монастыря и деревня Стретилово.
За 366лет существования Введенской обители сменилась 31 настоятельница.

Среди них особо отмечаются заслуги:
- Дарии Благоверной Царицы(1626г.),
- племянница ее Платонида (княжна Гагарина, 1642),
- Марии (1805г.)
- Таисии Чертовой (1815г.)
- Августы Свешниковой (1823-1858гг)
- Серафимы Тимковской (1858-1876гг.)
-Рафаилы (1876-1900гг.)
-Игумении Иоанникии (1900-1926 - 1937 гг.)

Документально наиболее полно засвидетельствована деятельность последних настоятельниц монастыря, начиная с Игуменьи Августы (Свешниковой).

Игуменья Августа, будучи настоятельницей монастыря с 1823 по 1858 год активно обустраивала обитель. С ее приходом начался новый строительный этап в жизни монастыря.

Тогда вместо прежней обветшавшей звонницы, возведенной в XVII веке, по проекту петербургского архитектора И.И. Шарлеманя была построена четырехъярусная надвратная колокольня.

Описание публициста А.П. Башуцкого после посещения Тихвинских монастырей в 1854 году.

«В первом ее этаже - главный вход в монастырь через святые ворота, они очень обширны и открываются только для крестных ходов и торжественных случаев, как например: при посещениях Царских особ, и Архипастырей, а в обыкновенное время вход в обитель бывает через другие ворота, устроенные в ограде, близъ колокольни. В первом же этаже помещаются две келий для сестер, во втором - тоже несколько келий, а в третьем устроена церковь святой Великомученицы Екатерины - образец самого нового архитектурного искусства в противоположность старине первых двух храмов. Иконостас очень красив - кругообразный, белого цвета, с колоннами и золотою резьбою, об одном ярусе и оканчивается наверху золотым крестом... В четвертом этаже колокольни устроены с четырех сторон арки с колоколами, их всех 9. Большой - в 158 пудов. Второй - в 80 пудов, лит, как свидетельствует надпись, при Царе Алексее Михайловиче и при патриархе Никоне в 1652 году. Третий - в 40 пудов. Четвертый - в 25 пудов, по латинской на нем надписи видно, что он лит в 1635 году. Остальные колокола меньшего веса - для трезвона».

Кроме колокольни при Игуменьи Августе напротив западного входа Введенского собора был построен двухэтажный обширный корпус. В нижнем его этаже разместились светлая просторная трапезная, кухня и другие хозяйственные кельи, а в верхнем - скромные комнаты для игумений и канцелярия обители. Игуменские кельи соединялись стеклянною на арках галереей с теплой церковью Рождества.

С противоположной стороны Введенского храма, параллельно вышеописанному зданию, был построен подобный двухэтажный корпус для келий сестер обители. К монастырской территории было присоединено 35 сажень болотистых земель и проведено их осушение. В довершение ко всему этому обитель обнесли невысокой каменной стеною с красивыми боковыми башенками.

Игуменья Августа была двадцать седьмой настоятельницей Введенского женского монастыря.

В 1858 году настоятельницей монастыря стала Игуменья Серафима (из дворян Тимковских).

Именно при Игуменьи Серафиме полностью сложился архитектурный ансамбль монастыря.

По ее приказанию была увеличена высота монастырской ограды, внутри обители разбит превосходный сад. Кроме этого, Игуменья Серафима сделала больше ризницу, увеличила число келий.

19 июня 1859 года монастырь посетил Его Императорское Величество Император Александр II. Помолившись над надгробьем Благоверной Царицы Дарии в соборном храме Введения Пресвятыя Богородицы, Государь удостоил своим посещением скромные настоятельские кельи и осмотрел монастырь. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игуменьи из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря (монахиня София).

Во время настоятельства Игуменьи Серафимы в 1863 году в монастырь поступила послушница, в миру Мария (около 1842-1915 г.г.) из дворянского рода Солоповых, будущая игуменья Таисия Леушинская. Прожив во Введенском монастыре 14 лет, она впоследствии именовала его «своей монастырской колыбелью».

После смерти настоятельницы Игуменьи Серафимы многотрудное служение приняла на себя Игуменья Рафаила 1876-1900 (из дворянского рода Варнот).

С 14 октября 1876 г. и вплоть до своей кончины 18 ноября 1900 г управляла она Введенской обителью.

При Рафаиле был открыт приют для девочек - сирот в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 г. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году приют насчитывал уже 23 воспитанницы.

При Игуменьи Рафаиле был возведен келейный деревянный двухэтажный корпус для насельниц монастыря, а главное было проведено возобновление собора Введения во храм Пресвятой Богородицы: к западной стене Собора была сделана пристройка, что увеличило помещение Собора и позволило расширить хоры. Была обновлена отделка внутреннего убранства, настелены новые полы, обновлена позолота иконостаса, наружные стены Собора были украшены лепкой и живописью, сделаны жестяные кровли глав Собора, на которых поставлены золотые кресты.

В 1901 году Св. Синодом настоятельницей монастыря была утверждена Аполлинария (в миру Людмила Петровна из дворян Владыкиных ), посвященная в Игуменский сан 9 июня 1902 в Тихвинском Богородичном Большом Успенском мужском монастыре Высокопреосвященнейшим Гурием, Архиепископом Новгородским и Старорусским. В 1906 году Игуменья Аполлинария за праведное и усердное служение награждена наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым.

На 1914 год из 200 монахинь и послушниц монастыря, постриженных в полное монашеское одеяние, было 26 и одна престарелая схимомонахиня.
Неспешно текла в монастыре жизнь.

Внутри этого красивого, ухоженного второклассного монастыря был разбит сад, возле собора - обширный некрополь. **

Большею частью сестры начинали свой монашеский путь именно во Введенском монастыре, а не были переведены из других обителей.

Доходы монастыря были весьма ограничены и складывались из свечного и кружечного сбора, продажи просфор, оброчных статей, сбора на поминовения и процентов с капиталов от пожертвований, а также полученные от Правительства на различные церковные нужды. Годовой денежный доход монастыря в 1914 год составил 8 391 руб. 10 коп., при этом более половины этой суммы - 4968 руб. 20 коп.- составлял процент с капиталов, пожертвованных разными благотворителями для поминовения.

После революции 1917года в женскую обитель пришли другие люди.

Некоторое время монахини и послушницы оставались жить в монастыре, в труднейших условиях продолжая свое служение Богу. Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926 год, но фактически - с того самого времени, как в обители появились представители власти рабочих и крестьян. Некоторое время сестры, продолжая свое служение Богу, ютились в монастырских зданиях рядом с новыми поселенцами. Но тех соседство с инокинями вовсе не устраивало. Монахини, вытесненные из сестринского корпуса, разбрелись по городу, служа санитарками и сиделками, подрабатывая рукоделием. Игуменья Иоанникия вынуждена была переселиться из настоятельских покоев в тесную келейку в колокольне.

История Большого Успенского Богородичного и Введенского Малого монастырей всегда имела неразрывную духовную связь.

Со дня своего основания и до закрытия советской властью оба монастыря - Большого Успенского монастыря в 1924 году и Введенского женского в1926году. Настоятель Большого монастыря всегда являлся Благочинным Введенского женского монастыря, т.е. духовным его руководителем. В главные праздники ему вменялась священная обязанность духовно торжествовать своим служением вместе с сестрами в их обители

Осенью 1937 года по Тихвину прокатилась волна арестов. К ноябрю почти все духовенство города находилось в местной тюрьме. Очередь дошла и до бывшей игуменьи Иоанникии, которая была арестована как участница контрреволюционной группы.

3 декабря 1937 года, в самый канун престольного праздника - Введения во храм Пресвятой Богородицы, бывшая игуменья Введенской обители была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками: игуменом Арсением (Дмитриевым), протоиереем Иоанном (Сарвом), священниками Емилианом Панасевичем, Николаем Покровским и Василием Канделябровым.

Мраморное изваяние святого ангела с золотым крестом с памятника на могиле игумений Августы, надгробные плиты настоятельниц монастыря Марии, Павлы, Серафимы, Рафаилы, как и многие другие, были употреблены на фундаменты цехов лесохимического завода.

Не остановили святотатцев трогательные слова, выбитые золотом на мраморной плите игумений Серафимы:

«Остановись, не попирай гробницу! Над нею слезы льют и сиры, и вдовицы. Здесь инокинь наставница лежит...».

** На кладбище монастыря были погребены кн. Аграфена Петровна Волконская и Евдокия Андреевна Ганнибал, урожденная Допьер, сосланные в монастырь во времена Бирона; Иосиф Владимирович Лохвицкий, а также настоятельницы и насельницы монастыря за всю его долгую историю.

Вне территории монастыря располагались:

  • через улицу - обширная каменная часовня, постройки ХIХ века с куполообразной крышей и двумя кельями для стариц, заведующих часовней;
  • рядом с колокольней находился 2-х этажный деревянный дом, сдаваемый монастырем в наем;
  • с севера к территории монастыря примыкали различные хозяйственные строения (скотный двор, конюшни), а дальше через Введенский (прежнее название Березовик) ручей были разбиты огороды;

Монастырь был хранителем многих священных реликвий и художественных ценностей.

На 1914 год в монастыре хранилось несколько ковчегов со 49 святыми мощами, первыми из которых были части:

  • части Древо Животворящаго Креста Господня;
  • части Гроба Господня;
  • части Ризы Господней;
  • части Гроба Божiей Матери;
  • части Верскъ съ кровiю Христовою;...
  • части мощей:

Св. Иоанна Предтечи, Праведныя Анны, Апостола Андрея Первозванного, Святителя Николая чудотворца, Великомученика Пантелеймона"
и многих русских святых в земле Российской просиявших.

Начиная с XIVв., монастырь был хранителем многих священных реликвий и художественных ценностей.

Описание алтаря собора Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В алтаре собора Введения во храм близь горнего места находился древний створчатый киот со стрелообразным верхом, в который была вложена икона небольшого размера, Тихвинской Божией Матери, шитая золотом и жемчугом. Икона эта принадлежала и была молельной иконой Благоверной Царицы Дарьи, а затем отдана ею в благословение одному неизвестному тихвинцу, после кончины которого, икона возвращена монастырю. Вокруг иконы изображены чудеса и явление иконы Тихвинской Божией Матери.

В алтаре же на горнем месте стояла икона Несения креста Спасителем, примечательная тем, что во время грозы в 1860 году молния опалила эту икону, но более храма не повредила, будто сам Христос понес на себе разрушительную силу стихии и защитил монастырь. В ризнице, между церковными вещами, хранящимися в ней, наибольшую ценность представляли изделия художественного шитья: - плащаница, вышитая золотом по малиновому бархату, трудами Игуменьи Августы с сестрами в 1838 году; - сотворенные трудами племянниц Царицы Дарьи в ХVII веке воздухи и хоругви с лицевыми изображениями, иконы золотого и серебряного шитья, среди них - небольшой образ Введения во храм Пресвятыя Богородицы, шитый шелком и золотом по шелку; - красивейшие расшитые священнические облачения и дьяконские стихари; - два больших покрова на гробницу Царицы Дарьи (один - золотой парчи с такою же бахромою, а другой - красного бархата, опушенный по краям горностаями); - помимо этого в ризнице хранились 9 Евангелий в серебряных с позолотою окладах издания ХIХ и ХХ веков; - золотые и серебряные потиры; - кресты напрестольные; - наперсный крест Игуменьи Серафимы - четки из разноцветных камней с алмазными украшениями Казначеи монастыря монахини Софии - подарки императора Александром II; - кадила, одно из которых в качестве дара на помин души сына и родителей своих было пожертвовано монастырю ещё в ХVII веке, как гласит надпись славянской вязью на кадиле. Там же в ризнице хранились рукописи, начиная с ХVII века, среди которых Духовное завещание Царицы Дарьи , а также книги богослужебного пользования и духовного чтения сестер.

Сайт:   http://www.tvzm.ru

Екатерининская церковь - Церковь Екатерины Великомученицы и Августы Мученицы во Введенском Тихвинском монастыре, Тихвин

Храм во втором ярусе монастырской колокольни, сооружённой в 1834-1836 попечением игум. Августы над южными воротами монастыря. Колокольня представляла собой трёхъярусную постройку в стиле ампир. Закрыт в 1924. Венчание колокольни разобрано, оставшаяся часть использовалась как пожарная каланча. В 2005 здание возвращено верующим.

Введенский собор - Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм во Введенском Тихвинском монастыре, Тихвин

Кирпичный монастырский собор, сооружённый в 1606 и возобновлённый в 1620-х. Четырёхстолпный трёхглавый трёхапсидный храм на подклете с западной папертью. В 1882 перестроен, изменён декор, растёсаны окна. В боковых апсидах помещались приделы Никольский и Кирилла Белозерского. Закрыт в 1924, венчания сломаны. В настоящее время занят спортивной школой.

Богородицкая церковь - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы во Введенском Тихвинском монастыре, Тихвин

Трапезный храм, стоящий южнее собора. Выстроен в 3-й четв. XVII в., позже перестраивался. Здание на высоком подклете состоит из вытянутого вдоль поперечной оси двухапсидного четверика, завершавшегося двумя главками, и одностолпной трапезной. Второй престол Иоанна Новгородского. Закрыт в 1924, венчания сломаны. В настоящее время пустует, в тяжёлом состоянии.

Часовня при Введенском Тихвинском монастыре, Тихвин

Кирпичная часовня в стиле классицизма, построенная в нач. XIX в. напротив Святых ворот Введенского монастыря. В ХХ в. разрушена.

информация о храме:

Полное название: Введенский Тихвинский женский монастырь, Тихвин
Адрес: Ленинградская обл., Тихвинский р-н, г. Тихвин, ул. Ленинградская, 10
Адрес на 1917 год: Новгородская губ., г. Тихвин, Введенский монастырь
Координаты: 59.653173°N 33.509109°E
Епархия: РПЦ МП
Первое упоминание 1560

Введенский Тихвинский женский монастырь, Тихвин находится по адресу Ленинградская обл., Тихвинский р-н, г. Тихвин, ул. Ленинградская, 10 в Тихвин. Этот храм относится к епархии РПЦ МП впервые официально упоминается в архиве 1560 г. от Рождества Христова.

На нашем сайте представлена справочная информация об этом храме. Благослави Вас Бог!

Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.

Если вы считаете, что наша информация о храме неверна или не полна, или у вас есть более хорошие фотографии, актуальные контактные данные, расписание служб, ссылки на страницы храма в интернет - присылайте их нам на почту: editor@svyatsy.org. Мы будем рады обновить страницы.

Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.