Серпухов, Серпуховский район

Ильинская церковь - Церковь Илии Пророка в Серпухове, Серпухов

Каменный храм типа восьмерик на четверике с трапезной, южным приделом, также увенчанным куполом, и колокольней. Характерный образец московского барокко сер. XVIII в. Построен в 1748 на средства купцов Поповых. Придел в трапезной - Екатерининский. Единственный из храмов города, не закрывавшихся в советское время. В сер. ХХ в. был устроен третий престол Богоматери Взыскание Погибших.

Троицкая церковь - Церковь Троицы Живоначальной в Серпухове, Серпухов

Каменная пятиглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней, построенная в 1670. В 1714 с севера к трапезной пристроен придел Василия Блаженного, второй придел в трапезной Боголюбовский. Закрыта в 1961, передана городскому музею, в ведении которого находится и ныне, поддерживается в порядке.

Сретенская церковь - Церковь Сретения Господня в Серпухове, Серпухов

Церковь типа восьмерик на четверике в духе московского барокко, построенная в 1702. Трапезная в стиле классицизма с Космодамианским (известен с XVI в.) и Толгским (устроен в 1820-х) приделами выстроена вновь в 1814-1819, высокая колокольня построена в 1833. Закрыта в кон. 1930-х, колокольня сломана. Возвращена верующим в кон. 1990-х в аварийном состоянии, с рухнувшими сводами трапезной, ремонтируется. Богослужения проводятся в основном объеме.

Богородицкая церковь - Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Серпухове, Серпухов

Каменная церковь в псевдорусском стиле, выстроена в 1846-1854 на средства купца Н. М. Коншина на месте каменного здания 1737-1741. Одноглавый четверик с двухпридельной трапезной и колокольней. Приделы в трапезной Скорбященский и Иоанна Богослова, в колокольне был устроен придел Николы Святоши. Закрыта не позже 1930-х. Возвращена верующим в 1990-х, для регулярных богослужений не используется.

Церковь Николы Белого в Серпухове - Собор Николая Чудотворца Белого в Серпухове, Серпухов

Большая кирпичная однокупольная церковь в стиле ампир с трапезной и высокой колокольней. Сооружена в 1835-1857 на месте каменного здания XVII в. Приделы в трапезной Алексия Митрополита и Кирилла Белозерского. Закрыта в 1929, с годами пришла в запустение, использовалась под склад. Возвращена верующим в 1995, отреставрирована, в 2005 торжественно освящена. Помимо трёх прежних престолов устроены новые приделы Богоматери "Поможение Родам" и Новомучеников Серпуховских.

Троицкий собор - Собор Троицы Живоначальной в Серпухове, Серпухов

Каменный храм типа восьмерик на четверике с трапезной и шатровой колокольней, возведенный в 1696 на средства архимандрита Андроникова монастыря Феодотия. Первоначально восьмерик был увенчан пятиглавием. Частично включает кладки здания XVI в. Капитально перестроен в 1837-1841 в духе классицизма - к трапезной пристроены Никольский и Дмитриевский приделы, изменены декор и венчания. Оба придела освящены в память прежде бывших в Кремле церквей. Собор закрыт в кон. 1930-х. В 1967-1970-х старые части отреставрированы в изначальных формах. С 1985 занят филиалом историко-краеведческого музея.

Распятская церковь - Церковь Распятия Христова в Серпухове, Серпухов

Каменная однокупольная шестистолпная церковь. Строилась с 1718 на средства княгини Н. М. Гагариной в духе раннего барокко, однако из-за перерыва в строительстве была окончена уже по новому проекту только в 1751. Отдельно стоящая надвратная колокольня 2-й четв. XVIII в. Боковые приделы Христорождественский и Предтеченский. Закрыта не позже 1930-х. Сам храм долгое время использовался как общежитие медицинского училища, поддерживался в порядке, колокольня заброшена. Со 2-й пол. 2000-х храм возвращён верующим. Возобновлены богослужения.

Крестовоздвиженская церковь - Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Серпухове, Серпухов

Большой кирпичный храм выстроен в 1746-1755 вместо каменного здания 1694 на средства Г. Савостьянова и В. Г. Кишкина. Крупный двустолпный пятиглавый четверик с обходными галереями и многоярусной колокольней. Боковые приделы Георгиевский и Петропавловский. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. Находится на территории хлопчатобумажного комбината, занят под склад.

Спасская церковь - Церковь Спаса Всемилостивого на Занарском кладбище в Серпухове, Серпухов

Каменная церковь, выстроенная на средства купца В. Ф. Астахова в 1893-1896. Яркий памятник псевдорусского стиля - стройный храм, увенчанный шатровым куполом на крестчатой бочке, с трапезной и отдельно стоящей шатровой колокольней. Приделы Знаменский и Трехсвятский. Закрыта в кон. 1930-х, главки сломаны, пришла в запустение. Возвращена верующим в кон. 1990-х, ремонтируется.

Высоцкий мужской монастырь, Серпухов

Основан в 1374 прп. Сергием Радонежским по просьбе серпуховского князя Владимира Андреевича. Первым игуменом был ученик прп. Сергия - прп. Афанасий. В кон. XIV в. один из крупных центров духовной жизни Подмосковья. Каменная ограда с башнями построена в сер. XVII в. (в основном утрачена), келейные корпуса в XVIII-XIX вв. С 1919 занят тюрьмой, окончательно ликвидирован в 1928. В 1950-1970-х занят под жилье, с 1967 велась реставрация. Возвращен верующим в 1991, постройки отремонтированы. Высоцкий монастырь в г. Серпухов В подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулись строения древней обители, называемой Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря любимого ученика своего Афанасия. Название свое "Высоцкий" получил монастырь от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося "Высокое". В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: "... любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших..." Представший перед Болотовым Высоцкий монастырь и поныне занимает пологий холм, возвышающийся над окружающейся местностью к югу от Серпухова. Извилистая лента Нары, огибая подножие холма, образует широкую зеленую пойму, через которую окский пейзаж проникает во все уголки старого города. Лесов, "видевших праотцев наших", близ Высоцкого монастыря давно уже нет; городская застройка, к счастью, малоэтажная, взобравшись на холм, еще в XIX в. достигла монастырских стен, смешавшись с домиками тихой подмонастырской слободки. Монастырь насчитывает более 20 насельников - монахов и послушников. Настоятель обители - игумен Кирилл. Службы в монастыре проходят по полному суточному кругу богослужения. Ежедневно служатся молебны с водоосвящением и акафистом у Чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие и многие приезжающие в монастырь отмечают особенную молитвенную настроенность в стенах обители, стремление к покаянию и очищению, душевное успокоение в доме Пресвятой Богородицы.     Скоропослушнинская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Скоропослушница в Высоцком монастыре, Серпухов Домовый храм при покоях настоятеля Высоцкого монастыря. Устроен в 1998. Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоцком монастыре, Серпухов Трапезный храм монастыря, стоит к западу от собора. Одноглавый четверик с трапезной, поставленный на высокий подклет. Сооружен в кон. XVII в. на месте каменного здания кон. XIV в., частично на подвалах трапезной XVI в. В 1834-1835 перестроен в стиле классицизма, северный Похвалинский придел пристроен в 1878. Закрыта в 1931, в 1950-х занята под жилье, позже заброшена. В 1991 возвращена верующим, отремонтирована в формах кон. XIX в. Трехсвятительская церковь - Церковь Трех Святителей Великих в Высоцком монастыре, Серпухов Помещена в колокольне над западными воротами монастыря. Современная надвратная колокольня в стиле классицизма сооружена в 1831-1840 на месте здания 1727, церковь была устроена во втором ярусе. Закрыта не позже 1920-х, здание отремонтировано в 1970-х, в 1991 возобновлены богослужения. Всехсвятская церковь - Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре, Серпухов Находится на кладбище за восточной стеной ограды монастыря. Сооружена в 1893-1896 как семейная усыпальница на средства купца Н. И. Коншина. Шатровая постройка эклектичной архитектуры. Закрыта не позже 1920-х, к 1980-м находилась в тяжелом состоянии. Отремонтирована в нач. 2000-х. Зачатьевский собор - Собор Анны праведной Зачатия в Высоцком монастыре, Серпухов Построен в кон. XVI в. на месте каменной церкви 1381. Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, окруженный двухъярусными галереями. Своды и купола сложены вновь в 1697 на средства Л. К. Нарышкина. В северной галерее Рождество-Богородицкий придел, под ним в подклете в настоящее время устроен придел Афанасия Афонского. Закрыт в 1920-х, отремонтирован в 1970-х, в 1991 возвращен верующим. К настоящему времени полностью отремонтирован, вновь освящен в 2001. Сергиевская церковь - Церковь Сергия Радонежского в Высоцком монастыре, Серпухов Каменная трехъэтажная одноглавая церковь, пристроенная с юго-востока к Зачатьевскому собору. Сооружена в кон. XVII в. вместо Никольского придела собора. В подклете Никольский престол, во втором этаже ризница, в третьем Сергиевский престол. Закрыта в 1920-х, отремонтирована в 1980-х, богослужения в Никольском приделе возобновлены в 1991, в Сергиевском в 1996. Сергиевская церковь - Церковь Афанасия Афонского и Сергия Радонежского в Высоцком монастыре, Серпухов Каменная однокупольная церковь в псевдовизантийском стиле, пристроенная с запада к Зачатьевскому собору. Была выстроена в 1878-1895 на месте каменного храма 1694, над могилой местно чтимого Афанасия Серпуховского. Единственный престол Афанасие-Сергиевский. Закрыта в 1920-х, сломана в 1967 в ходе реставрационных работ.

Часовня в Заборье - 2, Серпухов

Каменная часовня с деревянным куполом. Была построена в 1892 в честь 25-летия бракосочетания Их Императорских Высочеств. Была приписана к Мироносицкой церкви Серпухова.

Захарьина часовня в Серпухове - Часовня в Серпухове, Серпухов

Каменная часовня, приписанная к Богоявленской церкви. Стояла у места убийства в 1545 некоего Захарии.

Воскресенская церковь - Церковь Воскресения Словущего в Серпухове, Серпухов

Каменный двухэтажный пятиглавый храм с небольшой трапезной, шатровой колокольней и обходными галереями. Выстроен в 1715 (1723 ?) на средства братьев Сериковых в духе традиционного зодчества. В нижнем этаже помещался престол Афанасия и Кирилла. В сер. 1930-х капитально перестроен, использовался как жилой дом, долгое время был заброшен. В настоящее время возвращен верующим, по выходным дням проводятся богослужения.

Трехсвятительская церковь - Церковь Трех Святителей Великих в Высоцком монастыре, Серпухов

Помещена в колокольне над западными воротами монастыря. Современная надвратная колокольня в стиле классицизма сооружена в 1831-1840 на месте здания 1727, церковь была устроена во втором ярусе. Закрыта не позже 1920-х, здание отремонтировано в 1970-х, в 1991 возобновлены богослужения.

Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Серпухове (старообрядческая), Серпухов

Каменная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней. Построена в 1908-1910 для общины старообрядцев федосеевского старопоморского согласия на средства фабрикантши А. В. Мараевой. Не закрывалась, однако в связи с сокращением численности общины пришла в упадок. В 1988 передана в ведение историко-художественного музея.

Часовня при больнице им. Семашко в Серпухове, Серпухов

Кирпичная кубическая часовня, построенная ок. 1905 при родильном приюте, выстроенном по завещанию купца Г. Г. Солодовникова (ныне городская больница им. Семашко). Поддерживается в порядке. Планируется постройка на территории больницы новой часовни.

Богородицкая церковь - Церковь Серафима Саровского в Серпухове, Серпухов

Каменная церковь при богадельне им. Коншиных, устроенной в 1914 в усадьбе фабрикантов Коншиных "Старая Мыза". Заложена в 1915 как Богородицкая, строилась на средства, завещанные А. И. Коншиной, предполагались приделы Иоанна Лествичника и Царицы Александры. Крупный пятикупольный храм в неорусском стиле, окруженный корпусами планируемой богадельни. В настоящее время находится на территории автозавода, числится в документах Серафимовской.

Часовня при Новоткацкой фабрике, Серпухов

Деревянная часовня при Новотцкакой фабрике Товарищества Н. Н. Коншина. Была построена в 1901.

Часовня при Центральной районной больнице Серпухова, Серпухов

Молельная комната в здании Центральной районной больницы. Устроена в 2000, опекается духовенством благочиния.

Часовня при богаделенном доме Фирсанова, Серпухов

Каменная часовня в неовизантийском стиле, пристроенная в 1911 со двора к зданию женского богаделенного дома, открытого в 1895 купцом П. Г. Фирсановым. Здание сохранилось, в настоящее время занято техническим колледжем.

Церковь Николы Бутки в Серпухове - Церковь Николая Чудотворца Бутки в Серпухове, Серпухов

Каменная церковь типа восьмерик на четверике, построенная в 1711 в духе московского барокко. Северный Георгиевский придел пристроен в 1780-1788, расширен в 1848-1850, тогда же полностью перестроена в стиле ампир колокольня. Закрыта в кон. 1930-х, венчания сломаны. Использовалась как архив, позже прачечная. В 2000 возвращена верующим, восстановительные работы начаты в 2013.

Пантелеймоновская часовня - Часовня Пантелеимона Целителя при больнице им. Семашко в Серпухове, Серпухов

Кирпичная часовня при больнице им. Семашко, сооруженная в 2010-2012. Одноглавая постройка, близкая к сооружениям неорусского стиля. Освящена 04.11.2012.

Зачатьевский собор - Собор Анны праведной Зачатия в Высоцком монастыре, Серпухов

Построен в кон. XVI в. на месте каменной церкви 1381. Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, окруженный двухъярусными галереями. Своды и купола сложены вновь в 1697 на средства Л. К. Нарышкина. В северной галерее Рождество-Богородицкий придел, под ним в подклете в настоящее время устроен придел Афанасия Афонского. Закрыт в 1920-х, отремонтирован в 1970-х, в 1991 возвращен верующим. К настоящему времени полностью отремонтирован, вновь освящен в 2001.

Тихвинская часовня - Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская у Варгинского моста, Серпухов

Кирпичная шатровая часовня в псевдорусском стиле, построенная в 1904. Сооружена в память 40-летия освобождения крестьян, отмечавшегося в 1901. В 2003 отремонтирована.

Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Серпухове, Серпухов

Церковь типа восьмерик на четверике, построена в 1721. Трапезная с приделами Утоли Моя Печали (устроен в 1802) и Сергиевским (устроен в 1833) выстроена заново в стиле классицизма в 1833, тогда же надстроена колокольня. Закрыта в 1930-х, главка и колокольня сломаны. Долгое время служила складом, в тяжелом состоянии. В 2007 начат ремонт.

Всехсвятская церковь - Церковь Всех Святых на Всехсвятском кладбище в Серпухове, Серпухов

Каменный пятиглавый храм в русско-византийском стиле с высокой колокольней. Выстроен в 1859-1871 на главном городском кладбище вместо прежде бывшей часовни на средства горожан и И. Н. Коншина. Боковые приделы Никитский и Богоматери Взыскание Погибших, в подклете в 1990-х устроен придел Иоанна Кронштадтского. Закрыт в 1928, венчания сломаны. Возвращен верующим в 1995, ремонтируется.

Иверская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Иверская в Серпухове, Серпухов

Каменная одноглавая часовня Высоцкого монастыря, построенная в 1853 у въезда в город. В ХХ в. закрыта. В настоящее время отремонтирована, освящена как церковь, подворье Высоцкого монастыря.

Алексеевская часовня - Часовня Алексия, человека Божия, при Институте инженерной физики в Серпухове, Серпухов

Кирпичная восьмигранная часовня с шатровым завершением. Сооружена в 2012 на территории Института инженерной физики (ИИФ). Заложена 08.02.2012, освящена 20.09.2012.

Казанская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Серпухове, Серпухов

Каменная пятиглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней. Была построена в 1737-1746 на средства Г. Савостьянова и А. В. Кишкиной. Приделы Пятницкий и муч. Агриппины. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны, окружена пристройками. Стоит на территории мебельной фабрики, использовалась как кузница. Возвращена верующим в 2006.

Владычный женский монастырь, Серпухов

Старейший монастырь города, основан в 1360 митр. Московским Алексием как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья. Каменная ограда с башнями построена в кон. XVI в., позже перестроена; келейные корпуса в основном XIX в. Закрыт в 1919, занят летным училищем. После вывода училища в 1978 постройки заброшены и разграблены. Вновь открыт в 1995, здания отреставрированы.

Преображенская церковь - Церковь Преображения Господня в Серпухове, Серпухов

Каменная церковь типа восьмерик на четверике, построенная в 1-й пол. XVIII в. Капитально перестроена в 1860-1864 на средства И. М. Коншина: выстроены новая трапезная и колокольня, изменен декор храма. В трапезной были Благовещенский и Михаило-Архангельский приделы. Закрыта не позже 1930-х, перестроена, оказалась на территории ткацкого комбината. Снесена в 1975, на её месте новые цеха.

Всехсвятская церковь - Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре, Серпухов

Находится на кладбище за восточной стеной ограды монастыря. Сооружена в 1893-1896 как семейная усыпальница на средства купца Н. И. Коншина. Шатровая постройка эклектичной архитектуры. Закрыта не позже 1920-х, к 1980-м находилась в тяжелом состоянии. Отремонтирована в нач. 2000-х.

Богородицкая церковь - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Серпухове, Серпухов

Небольшая каменная церковь типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и шатровой колокольней. Была сооружена в 1745. С 1-й пол. XIX в. была приписана к Ильинской церкви. Закрыта не позже 1930-х, вскоре сломана, территория застроена ткацкой фабрикой.

Печерская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Печерская в Серпухове, Серпухов

Небольшая каменная однокупольная церковь в стиле классицизма с трапезной. Выстроена в 1804-1809 на средства купца Н. И. Плотникова как второй храм Воздвиженского прихода. Закрыта не позже 1930-х. Стоит на территории хлопчатобумажного комбината, служит складом.

Церковь Иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша в Высоцком монастыре, Серпухов

Домовый храм, устроенный в кон. 1990-х - нач. 2000-х в здании монастырской гостиницы.           Серпухов (Москва и Московская область.) Серпухов - город в России, административный центр Серпуховского района Московской области. Выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с непосредственным подчинением исполкому областного Совета 14 сентября 1939 года. Ныне - муниципальное образование «Городской округ Серпухов» Расположенный на окских рубежах и служивший крепостью в период длительной борьбы с монголо-татарскими и литовско-польскими завоевателями, Серпухов долгое время оставался надежным форпостом Московского княжества. Серпухов славен своей историей: именно здесь проводил некогда царь Иван IV большой смотр своих военных сил, здесь стоял лагерь Бориса Годунова с «ратными людьми», в Серпухове собирал полки «для недруга своего крымского царя» Василий Шуйский. Одним из опорных пунктов стал город для крестьянской армии Ивана Болотникова. В середине XVI века Серпухов сохранял роль важного стратегического, административного и хозяйственного центра, переживал оживление в ремеслах и торговле. Город состоял из трех частей: кремля, посада и слобод. Исторически городские районы Серпухова формировались из монастырских слобод и фабричных сёл, и были объединены в единое целое уже в настоящее время. Письменных свидетельств существования Серпухова в домонгольскую эпоху не обнаружено. Однако, в результате археологических исследований Серпуховского городища, проведенных в 1926-1927 годах, Воронковым А. Н. были найденыны многочисленные остатки керамики, стекла, изделий из железа X-XIII веков. На месте городища, между реками Нарой и Серпейкой при устье последней в XIV веке уже существовал город. Первое упоминание Серпухова в письменных источниках представляет собой духовную грамоту Ивана Калиты. В завещании московского князя город представлен как одно из его владений. Текст документа существует в двух вариантах, имеющих различную датировку. Есть несколько мнений по поводу даты составления завещания: 1. По мнению Черепнина Л. В., оба экземпляра духовной грамоты составлены перед четвёртой поездкой в Ивана Калиты в Орду в 1339 году. 2. По мнению Зимина А. А., документ создан ранее 1331 года - либо в 1327, либо в 1328 году. 3. Кучкин А. В. считает, что один экземпляр завещания составлен в 1336 году (во время третьей поездки князя в Орду), а другой - после этого события. Официальной датой, от которой отсчитывается возраст города считается 1339 год в соответствии с первой версией. По духовной грамоте третий сын Ивана Калиты Андрей Иванович унаследовал часть земель Московского княжества, в том числе Серпухов, ставший центром волости, а в будущем - основой нового удельного княжества. В середине XIV века по Европе прокатилась эпидемия чумы, известная как «черная смерть». Князь Андрей пал одной из её жертв в 1353 году. Удел переходит по наследству князю Владимиру Андреевичу. В период малолетства князя владениями управляют влиятельные бояре. В это время в истории города происходит знаменательное событие - московским митрополитом Алексием в 1360 году на правом берегу Нары основан Владычного монастыря. В 1367 году с целью урегулирования отношений между Владимиром и его двоюродным братом Дмитрием подписан договор, по которому подтверждается подчиненность первого второму, а также права Владимира Андреевича на его удел и обязанности по отношению к московскому князю. Вскоре Владимир начинает уделять значительное внимание развитию своих владений. С семидесятых годов XIV века в Серпухове открывается период активного строительства. Так в 1374 году по данным летописей на Красной (Соборной) горе начинается строительство деревянного кремля, в город назначается наместник князя - Яков Юрьевич Новосилец, устанавливаются льготы для привлечения торговцев и ремесленников. В том же году на месте домонгольского славянского селища Высокого на левом берегу Нары к югу от Красной горы князь Владимир Андреевич основывает монастырь, названный Высоцким. Заложение и освящение монастыря проводил Сергий Радонежский. Возрастает военное, политическое и экономическое значение Серпухова, вокруг которого формируется полноценное княжество, ядром которого стали волости с центрами в Лопастне, Темна и Ростовец. С конца XIV века серпуховским князем ведется чеканка собственных монет. Являясь главным соратником князя Дмитрия, Владимир не мог не участвовать в событиях 1380 года. Серпухов становится одним из центров подготовки к походу против Мамая. Серпуховское ополчения во главе с князем Владимиром Храбрым действует в составе Засадного полка в Куликовской битве, ставшей поворотным моментом в русской истории. В честь победы в 1381 году в Высоцком монастыре строится каменный собор и церковь с трапезной. Вскоре Серпухов был разорен во время похода на Москву хана Тохтамыша. Существует мнение, что ордынское войско отклонилось от прямого пути к Москве с целью совершения акта мести за участие местных князя и ополчения в Куликовской битве. 1389 год ознаменовался феодальным конфликтом: Владимир разорвал отношения с московским князем, который не удовлетворил требования двоюродного брата о новых владениях. На пике ссоры великий князь взял в плен бояр серпуховского князя, Владимир, в свою очередь, осуществил захват земель, принадлежавших Дмитрию. Ссора закончилась подписанием очередного договора между феодалами. В XV веке Серпухов дважды был захвачен: в 1408 году войском Едигея и в 1409 году литовцами под предводительством князя Свидригайло. После смерти Владимира Храброго в 1410 году княжество было разделено между пятью сыновьями. Серпухов достался старшему - Ивану Владимировичу. В дальнейшем потомки Владимира участвовали в феодальных войнах на стороне московских князей до тех пор, пока независимое княжество не было ликвидировано в 1456 году, когда князь Василий Ярославич, внук Владимира Храброго, был заключен в тюрьму. Серпуховская дружина в составе московского войска участвовала в походе на Новгород в 1478 году, а в 1480 году в стоянии на Угре. С потерей самостоятельности Серпухов был включен в систему кормлений. В 1496-1502 годах на службе у московского правителя находится бывший казанский хан Мухаммед-Амин из династии Улу-Мухаммеда, которому в кормление передаются Серпухов, Хатунь и Кашира. Указанный период в истории города характеризуется притеснениями местных жителей и насилием со стороны ставленника Ивана III. В следующий раз Серпухов оказался в кормлении в 1532-1533 годах у очередного изгнанного из Казани хана, Шигалея, принадлежавшего к Астраханской династии Касимовских правителей. Шигалей, уличенный в связях с Казанью, являвшихся нарушением условий кормления, в январе 1533 года был сослан в Белоозеро. С конца XV века начинается период изнурительных для Московского государства набегов крымских татар, попавших в зависимость от Османской империи. Главным из их путей к Москве был Муравский шлях, шедший от Перекопа до Тулы между верховьями рек двух бассейнов, Днепра и Северного Донца. Ключевым элементом системы защиты от набегов стала линия укреплений вдоль берегов Оки, где до глубокой осени несли пограничную службу до 65 тысяч ратников, ежегодно собираемые в Москве. Важнейшим участком линии защитных сооружений был отрезок Таруса - Серпухов - Кашира - Коломна. Так в 1512 году возникла угроза прорыва крымцев к Москве, и в Серпухове были сосредоточены войска во главе с братом Василия III, Юрием Ивановичем, ставшие барьером на пути кочевников к столице. Через пять лет, в 1517 году, русское войско выступило за Оку навстречу противнику. В результате этого похода неприятелю было нанесено поражение, потери крымцев составили до 15 тысяч человек. Поход Мехмеда I Гирея в 1521 году привел к разорению Серпухова, Боровска, Каширы и центральных уездов государства. Результатом бедствия стало принятие решения Василием III о строительстве каменных крепостей на южных границах. В 1556 году осуществляется строительство белокаменного Серпуховского кремля. В том же году в Серпухове Иваном IV проводится большой смотр служилых людей. С постройкой новой крепости Серпухов повышает свою роль в оборонительной системе и с 1572 года здесь размещается Большой полк русской армии. В 1571 году состоялся поход хана Девлета I Гирея. В апреле крымское войско пересекло Оку в районе Орла, а в мае уже оказалось под Серпуховом, где нанесло поражение отряду Волынского Я. Ф. Войско во главе с Иваном IV выступило к Серпухову, но не смогло закрепиться в нём. В результате было предпринято отступление к Москве, царь бежал в Александровскую слободу. Девлет I осадил Москву и сжег её, на обратном пути крымцы разорили несколько уездов, в том числе Серпуховский. Крымскому войску в описываемом походе помогалии изменники, среди которых был серпухович Русин, один из детей боярских Шишкиных. В 1572 году Девлет I Гирей подготовил повторный набег на Русское государство. Навстречу противнику был направлен полк численностью до 10 тысяч человек под предводительством князя Михаила Ивановича Воротынского, разместившийся в Серпухове. 25 июня 1572 года крымское войско подошло к Оке. Переправившись через реку и разбив несколько сторожевых русских отрядов, 120-тысячное войско Девлета Гирея направилось к Москве. Воротынский организовал преследование отступавших, которое закончилось убедительной победой русских в Битве при Молодях. Последний прорыв крымских татар к Москве относится к 1581 году, когда войско Газы II Гирея переправившись под Серпуховом через Оку и, уничтожив городской посад, двинулось к Москве, где потерпело неудачу и было отброшено на юг. Руководство русским войском велось из Серпухова царскими воеводами. В преследовани Газы Гирея активное участие принимал Борис Годунов. Этот момент стал одним из ключевых в его политическом восхождении. Знаменательным событием в истории стал серпуховский поход Годунова в 1598 году. Вышедшая навстречу татарам русская армия, разместилась на берегу Оки под Серпуховом. Лагерь Бориса Годунова расположился на лугу у Владычного монастыря. Несколько недель подряд проводились смотры войска и демонстрация силы перед противником. В результате послы Газы Гирея признали за Годуновым царский титул и передали предложения дружбы и мира. К этому времени относятся значительные пожертвования местным монастырям со стороны царя, на которые развернулось каменное строительство. Были сооружены Храм великомученика Георгия Победоносца, Надвратный храм мученика Феодота Анкирского и стены Владычного монастыря. Голод 1601 года, увеличение количества разбойничьих шаек, восстание крестьян 1603 года не обошли стороной Серпуховский уезд. В накаленной до предела обстановке происходит поход Лжедмитрия I на Москву. В мае 1605 население Серпухова принимает Лжедмитрия I как царя. Войско самозванца, готовясь вступить в столицу разбивает лагерь недалеко от Владычного монастыря. После убийства Лжедмитрия I и избрания царем Василия Шуйского в 1606 году в Серпухове снова располагается большой полк царской армии, город становится центром, из которого ведется управление осадой южных городов, не подконтрольных официальным властям. В это время набирает обороты восстание под предводительством Ивана Болотникова. После сражния под Кромами восставшие продвигаются к Москве, занимая по пути Калугу и Алексин. В октябре 1606 года Болотников подходит к Серпухову, местные жители добровольно сдают город. В результате неудачного штурма столицы восставшие отступают в Серпухов, а затем в Калугу. Летом 1607 года Серпухов в очередной раз становится базой для царского войска, которое 5-7 июля участвует в битве на реке Восьме между Серпуховом и Каширой, где восставшие терпят поражение. 21 июня сюда прибывает Шуйский, после чего проводятся судебные процессы над захваченными в плен повстанцами. В честь победы Владычному монастырю царем был подарен чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского[5], помещенный в специально сооруженный придел в Введенском соборе (позднее предел перенесен в Храм великомученика Георгия Победоносца). В ходе польской интервенции Серпухов также не избежал военных действий. В январе 1610 года вблизи города отряд казаков под предводительством Беззубцева нанес поражение полякам Млоцкого. Вскоре казаки покинули Серпухов, который следующей же ночью был занят поляками. В результате был сожжен посад, погибла значительная часть мирного населения. В 1610-1611 годах жители жители Серпухова участвуют в Первом земском ополчении Ляпунова, в 1612 году - во Втором ополчении Минина и Пожарского. В результате ослабления государства, произошедшего в ходе Смутного времени, кочевники опять получили возможность нападать на города в Центральной России. В 1613 году - Серпуховский уезд разорен ногайскими татарами наряду с Боровским и Коломенским. В 1618 году - гетман Сагайдачный, союзник польского королевича Владислава, отступая с войском от Москвы к Калуге, сжёг серпуховский посад, но крепость взять не смог. Последствиями событий Смутного времени для Серпухова стали резкое снижение численности населения и упадок экономики. Жители, стремясь снизить налоговое бремя, перемещаются в монастырские слободы. Государство принудительно, силами сыскного приказа, возвращает население в городской посад. В течение XVII столетия Серпухов продолжает играть роль важного военнного центра. В начале века крепость пережила пожар, после которого была восстановлена и расширена. Главой городской администрации в это время является назначаемый на срок от одного до трех лет воевода. В «бунташный век» волнения не могли обойти стороной и Серпухов. В 1648 году крестьянские бунты охватили уезд. Было сожжено поместье боярского сына Кривцова. В результате принятия в 1649 году Соборного уложения происходит обратный переход населения от монастырей к посаду, что приводит к росту города и его населения на 70-80 %. В 1669 году происходит большой пожар, Серпухов выгорает почти дотла. Основные занятия населения Серпухова в XVII веке: производство железа, кузнечное дело, гончарное ремесло, производство обуви, продуктов питания, одежды. Более 40 человек занимались торговлей за пределами Серпухова. XVII век также характеризуется подъемом каменного строительства в городе. В разные годы были сооружены: Церковь Николы (на месте нынешнего кафедрального храма), надвратная Трёхсвятительская церковь, стены и башни Владычного монастыря, Покровская церковь в стиле барокко, церковь Афанасия Афонского (разобрана в 1878 году), новое здание Троицкого собора. В 1627 году перестроен собор Зачатия во Владычном монастыре. В Петровские времена население Серпухова активно участвовало в строительстве флота, новых городов, крепостей. Производились наборы местных мастеров для участия в проектах царя. В третьем десятилетии XVIII века Серпухов становится одним из крупнейших городов Подмосковья. Происходит сворачивание кузнечного производства. Развивается торговля. В 1708 г. Серпухов входит в состав образованной Московской губернии. В 1730-х годах одна за другой начинают открываться полотняные мануфактуры. В сороковых годах основными из них становятся предприятия Василия и Николая Кишкиных (крупнейшее в городе), Василия, Степана и Ивана Герасимовичей Сериковых, Ивана Андреевича Серикова. К шестидесятым годам на лидирующие позиции в Серпухове выходит предприятие Ивана Андреевича Серикова. Помимо полотняных в городе открываются также шелковая и суконные мануфактуры. В 1761 г. 30 % экспортируемой из России парусины имеет серпухо?вское происхождение. Город выходит на четвёртое место в России по полотняному производству после Ярославля, Костромы и Москвы. Растет число занятых в текстильной отрасли с 3 тысяч человек в 50-х годах до 5,5 тысяч в в конце столетия. Помимо текстильных в Серпухове в 80-х годах существуют восемь кожевенных, семь кирпичных, девять солодовенных и один сальный завод. Основные направления торговли - порт Санкт-Петербурга (текстиль, кожа), Москва (пищевые продукты). В 1812 году население Серпухова и уезда участвовало Отечественной войне. В составе ополчения Московской губернии насчитывалось 2246 жителей Серпуховского уезда. Война не затронула город непосредственно. Промышленность продолжала давать большую часть полотна производимого в регионе. На тот момент в Серпухове насчитывалось 14 мануфактур с 855 текстильными станами. В указанный период осуществляется переориентация промышлености на производство хлопчатобумажных изделий. Если в 1812 году в городе появилось первое хлопчатобумажное предприятие Алексея Игнатьева, то в 1814 году функционировали уже одиннадцать фабрик. Крупнейшими из них были предприятия А. Серикова, Игнатия Шилкина, И. Серикова, Максима Коншина. Также в Серпухове функционировали три кожевенных завода, в Александровской слободе (ныне деревня Борисово) работала бумажная фабрика. В период с 1810 по 1840 год число занятых на городских предприятиях увеличивается до пяти тысяч человек, при этом на пригородных фабриках в Заборье занято 950 человек, а на других предприятиях уезда чило рабочих увеличивается до двух тысяч. Крупнейшие фабрики принадлежат семьям Коншиных и Третьяковых. Ведущей отраслью серпуховской промышленности становится производство хлопчатобумажных изделий. Так на семи бумаготкацих и ситценабивных предприятиях занято 4500 человек, на десяти полотняных - 493 человека. Основная продукция промышленности: ситец, миткаль, набивные платки, полотно. В период с 1840 по 1860 год Серпухов переживает период интенсивного промышленного роста. К середине 1850-х годов число занятых на предприятиях города достигло 8500 человек, вместе с пригородами - 10400 человек. На территории остального уезда при этом число рабочих сократилось до одной тысячи человек, что говорит о повышении территориальной концентрации производства. Средний размер хлопчатобумажных фабрик с 1843 года вырос с 487 до 742 человек, общее чило занятых в отрасли составило 8900 человек. Лидерами серпуховской промышленности стали предприятия Н. М. Коншина (впоследствии преобразованные его сыном в Товарищество мануфактур Н. Н. Коншина), которому принадлежали бумаготкацкая и ситценабивная фабрика «Старая мыза» (основанная Максимом Коншиным в 1814 году), прядильное предприятие (открыто на севере города в 1846 году), бумагопрядильная и ткацкая фабрика «Новая мыза» (открыта в конце 1850-х годов близ деревни Глазечня), составившие комплекс, позволивший выполняить полный цикл обработки от прядильного сырья до готовой набивной продукции. Из других подотраслей текстильной промышленности следует отметить действовавшие в это же время в Серпухове шерстобумажные фабрики. Производство полотна к середине XIX века приходит в упадок: на четырёх оставшихся мануфактурах в 1843 году занято 126 человек. С технической точки зрения серпуховские предприятия того времени не отличались высоким развитием: на большинстве применялся ручной труд, в качестве двигательной силы применялись конный привод и водяные колёса. В 1850-х годах появляются паровые машины. Важное место в городской экономике первой половины и середины XIX века занимала торговля. По объёму торговых операций Серпухов занимал второе место в губернии после Коломны. Ключевыми торговыми маршрутами являлись дорога, соединяющая Харьков c Москвой и водный путь по Оке. Основные предметы торговли - хлеб, лес, текстиль. Значительную роль в жизни города занимало ремесленное производство, в котором к 1861 году было занято свыше 600 человек. Ключевые ремесленные профессии того времени: булочники, мясники, сапожники, портные, модистки, кузнецы, столяры, резчики, печники. В первые дни войны на фронт по мобилизации и в качестве добровольцев отправились несколько тысяч серпуховичей. Были организованы посты противовоздушной обороны. Ополченцы, собранные в Серпухове, после двухнедельного обучения вошли в состав дивизии народного ополчения Бауманского района Москвы. На предприятиях города директора получили право вводить сверхурочные работы от одного до трёх часов в день. Были организованы донорские пункты. В октябре 1941 года фронт приблизился вплотную к городу. Позиции к западу от Серпухова занимала 49-я армия под командованием генерал-лейтенанта Игоря Григорьевича Захаркина, имя которого в настоящий момент носит одна из городских улиц. Немецкие войска на ходились к западу от города полукольцом на расстоянии 6-7 километров. Штаб 49-й армии располагался в деревне Бутурлино к востоку от Серпухова. Начальник тыла армии Н. А. Антипенко, являвшийся начальником гарнизона города, вместе со своим штабом находился в городе. непосредственно Серпухов защищала 60-я дивизия, состоявшая из ополченцев Ленинского района Москвы. В обороне принимали участие лётчики 178-го авиаполка, который базировался в пойме Оки, недалеко от села Липицы (совершено 1695 боевых вылетов, 59 воздушных боёв, сбито 22 самолёта противника), а также 19 зенитных орудий. Наиболее ожесточёенные бои велись на линии Дракино - Кремёнки - Павловка. В конце ноября 1941 года наступление немецкой армии было остановлено. В середине ноября силами 1-го кавалерийского корпуса, 415-й стрелковой и 112-й танковой дивизий был нанесён контрудар. Также в ноябре началось осуществление эвакуации оборудования предприятий, рабочих, женщин, детей. В числе пунктов назначения были: Бийск, Уфа, Тюмень, Ташкент, Фергана. Параллельно в Серпухове создаются шесть оборонительных районов: Занарский, Красный текстильщик, Новоткацкий, Район Ситценабивной фабрики, Ногинский, южная часть города и Заборье. Выполняется возвведение оборонительных сооружений: противотанковых рвов, надолбов, баррикад, щелей, бомбоубежищ, газоубежищ. На базе хирургической больницы, текстильного техникума, больницы имени Семашко, рабфака, школ № 3, 11, 13, 22, 26, 28 были созданы госпитали, где принимали раненых бойцов. 16 декабря советские войска перешли в наступление. После прорыва немецкой оброны были освобождены Таруса и Алексин. К январю 1942 года линия фронта была отодвинута от Серпухова более, чем на 150 километров. С 1942 года начинается восстановление городской промышленности. На мощностях городских предприятий осуществляется производство инструмента для танковых и механизированных подразделений, мотоциклетной техники, боеприпасов, пищевых концентратов. В 1944 году начинается строительство конденсаторного завода. Объём промышленного производства достигает 80% довоенного уровня. В помещениях бывших текстильных предприятий разворачиваются металлообрабатывающие предприятия, удельный вес которых в промышленности города к 1945 году составлял 35% против 23,4% у текстильной отрасли. За годы войны в Серпухове уничтожено и повреждено 597 зданий, погибли 202 мирных жителя, ранены 317 человек. В начальный период войны на город совершено 140 авианалётов, сброшено 500 фугасных и 35 000 зажигательных бомб.   Сайт:   http://serpuhov.ru СКИТ ИОАННО – ПРЕДТЕЧЕНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» В С. НИКОЛО-КОМАРОВКА Совсем недалеко от Астрахани в с. Комаровка - за паромной переправой - около трех лет назад под патронажем Иоанно - Предтеченского мужского монастыря основан Скит Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Скит в настоящее время находится в стадии становления, там проводятся строительные и хозяйственные работы - возводятся дворовые постройки, насаждается большой виноградник, строится цех, в котором будут наполовину заниматься переработкой винограда и возделыванием вина, а вторая половина цеха будет отведена под переработку молочной продукции. В скиту свой скотный двор, разделенный на загоны и вольеры - кролики, коровы, бычки, козы, птица... А также - три лошади: две молодых кобылы и жеребец. Хозяйство большое, а вот работников там маловато - две монахини, пятеро послушниц и трудники, поскольку, хотя обитель - женская, но без мужских рук такое хозяйство просто не поднять...IMG_1237-2 Хозяйством руководит и занимается монахиня Анисия, которая также прислуживает на литургиях приезжающим из Иоанно - Предтеченского монастыря иереям, поскольку в православии женщины не имеют права самостоятельно отправлять богослужения. Монахиня Мария «заведует» именно богослужебной частью жизни скита, поет на клиросе, читает правила, Каноны, Псалтирь, впрочем, как и остальные насельницы. Насельницы скита разного возраста - от совсем юных - до зрелых женщин, но атмосфера по-домашнему теплая и доброжелательная... Хочется туда возвращаться снова и снова... Храма в скиту как такового еще нет, под храм оборудовано двойное помещение бывшего строения барачного типа, оставшегося в наследство от советской эпохи - здесь был трудовой летний студенческий лагерь - еще многие помнят поездки «на помидоры» и «на картошку». Когда скит только был основан, там были одни руины. Все пришлось восстанавливать. Восстановили длинное строение из силикатных блоков, устроили в нем храм, к этому длинному восстановленному помещению пристроили колокольню... В остальных помещениях - подсобные службы, кухня и трапезная, где принимают пищу не только насельницы скита и трудники, но и паломники - а готовят там очень вкусно и сытно, даже в скудные постные дни, - и потчуют от души.IMG_1238-2 Все приобретается, строится, содержится на пожертвования, даже обитатели скотного двора пожертвованы скиту. Впрочем, монахи не имеют собственности... А еще в скиту пекут замечательный хлеб, - душистый, большой, с хрустящей поджаристой корочкой. Цена на хлеб не установлена - каждый жертвует за буханку, сколько может. Недалеко от скита - в пределах видимости, за мостиком - на возвышенности установлен поклонный крест. Судьба этого креста удивительна - ранее он был водружен на Пречистенской колокольне Успенского кафедрального собора. Но после того, как был установлен с помощью вертолетов новый крест, который находится там в настоящее время, - то по указанию Владыки Ионы, Архиепископа Астраханского, снятый крест был установлен на холме в с. Комаровка. Приезжающие в скит паломники обязательно приходят на поклон к Кресту, поднимаются на холм с песнопениями и молитвами, прикладываются к кресту - Символу Надежды, Защиты, Спасения и напоминания о Крестном подвиге Господа нашего... Крест на холме в с. Комаровка установлен не случайно, с этим местом связана грустная история о гибели храма в период гонений на церковь в советский период истории России. Практически возле нынешнего положения Креста ранее находился Храм Святителя Николая Чудотворца, однако он был закрыт в 1936 году, а в 1952 году его полностью разобрали - вплоть до фундамента, - о чем свидетельствует глубокий котлован, по сей день напоминающий о месте бесчинства воинствующих богоборцев. В те годы страдали и безвинно гибли не только люди, богоборцы пытались разрушить народный Дух, в том числе - и путем уничтожения святых для православных мест, где они могли бы найти прибежище душе своей и пристанище своим надеждам...IMG_1242-2 Но на месте каждого храма, даже если и храма уже нет - стоит оберегавший его Ангел.... Вот в напоминание людям об этом событии и этом пострадавшем храме и поставлен Поклонный крест, а в будущем планируется строительство нового храма Святителя Николая Чудотворца. В храмовой части скита много старинных икон - очевидно, что они уцелели из какого-то старого иконостаса. В переднем приделе храма - большая икона Николая Чудотворца. Арихиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, иконы Святой Блаженной Матроны Московской, Святой Блаженной Ксении Петербуржской... А также - иконы нового письма, - например, возле алтаря - две иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», и хотя скиту еще совсем мало лет - иконы намоленные и помогают страждущим чрезмерным винопитием в исцелении. Порок пьянства, грех винопития, а попросту - алкоголизм. - расцветает все более пышным цветом, сметая возрастные и социальные барьеры. К сожалению, медикаментозному лечению алкоголизм почти не поддается.... Поэтому в обитель едут как православные паломники - поклониться Святому кресту, помолиться в святом месте, так и страждущие, надеющиеся на исцеление от телесной и духовной немощи... Благослови, Господи, место сие и насельниц его, чьими молитвами очищаются наши души и помыслы...   Источник:   http://uspenskiysobor.narod.ru/html/1_100.html ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ В Г. СЕРПУХОВ Основание монастыря «И по древности основания, и по священному началу своему монастырь Владычний становится в ряду очень немногих достопамятнейших монастырей русских», - так писал в прошлом веке автор исторического очерка о Серпуховском Владычнем монастыре. Введенский Владычний монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери - святитель Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы - преславное Ее Введение во храм, - в честь которого воздвигнут монастырь. Вот что повествует хранившаяся некогда в монастыре летопись его основания, писанная на доске полууставными буквами. Об основании Владычнего монастыря, что в Серпухове В лето 6868, когда в богоспасаемом граде Москве духовным правителем был Преосвященный Митрополит Алексий, прозываемый мудрым и исправно правящим Святою Церковью, то он имел у себя келейника, именем Варлаама, постриженника пустынного, и очень любил его, ибо тот жил, боясь Бога и в покорении Ему. И после долговременного жития своего во святительстве исполнял он однажды обычное свое правило. Диакон Герасим прочел кондаки и икосы. Когда же святитель Алексий произнес Всепетую песнь, великий свет осветил келлию его, так что все ужаснулись, и он услышал глас от иконы Пресвятыя Богородицы, глаголющий: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». И он пребывал в размышлении, не ведая, что делать. По окончании же келейного правила он пошел во внутреннюю келлию и начал молиться, класть поклоны и преклонять колена пред иконою Владычицы Богородицы, чтобы стало ему известно. И в то время снова был глас: «Алексие, Алексие, поставь монастырь во имя Мое». Он же сказал: «Владычице, где будет монастырь во имя Твое? Я поставлю, но где, не знаю». И снова был глас: «В пределе града Серпухова, там возлюбила Я место на спасение многим душам человеческим». Он же, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, приготовляет потребное для монастыря и посылает вышеназванного преподобного Варлаама осмотреть место ко устроению монастыря. Святитель повелел известить и его, чтобы увидеть самому, своими глазами. Варлаам же, подыскав место, заночевал там, а ночью слышит звон великий и гремения сосудов железных и медных. И он подумал, что здесь Господу угодно поставить монастырь. Варлаам был рад и возвратился известить о сем Алексия. Святитель же Алексий также был рад. И спустя несколько дней он посылает вышеназванного Варлаама приготовить потребное. И, отпуская Варлаама, начал говорить «Достойно есть», а когда окончил отпуст, Варлаам упал и испустил дух. Видя сие, Алексий возопил ко образу, от которого был глас: «О Владычице, что побудило Тебя уморить строителя дома Твоего? Печаль моя с болезнью во ад сошла . Без него кто дом Твой устроит? И не знаю я, кого послать?» И был глас к нему: «Алексие, возьми его за руку и подними, и он послушается тебя». Он взял его за руку, и тот тотчас встал, сильно плача. И начал святитель вопрошать о причине плача его, он же сказал: «Умоляю тебя, не вынуждай меня говорить об этом до моей смерти, ибо только перед смертью расскажу тебе». И тотчас был отпущен. Спустя малое время и сам Алексий пришел в Серпухов и много мест обошел, место же то не очень ему полюбилось, ибо показалось неугодным. И внезапно ночью на том же месте услышал то же самое, что и старец Варлаам, вкупе же и глас был, что здесь монастырь поставить. И он тотчас повинуется сему и повелел церковь заложить деревянную, Варлаама же назначил строителем. Спустя время и каменную церковь поставил, а также трапезную в лето 6870 . Варлаам же пожил строителем в монастыре тринадцать лет и внезапно ослеп. И по ослеплении пребыл два года. Когда же пришло время отшествия его к Богу, посылает он к Алексию со словами: «Монастырь ты воздвиг, и церкви ты сам освятил, молю тебя, и меня погреби своими руками». И Алексий скоро направился в град Серпухов и нашел Варлаама слепым и в великой скорби. Вспомнив слово его о кончине, он с волнением сказал ему: «Брате Варлааме, Господа ради поведай мне то, что обещал когда-то поведать, о происшедшем прежде основания сего монастыря». Он же сказал: «Не могу словом произнести, так как сие страшно было, а чтобы писанием сообщить - нет у меня зрения». И повелел Алексий диакону принести трость, и чернила, и хартию. И вместе все молитву сотворили, и тотчас прозрел Варлаам, и взял трость, и начал писать следующее: «Почему монастырь наречется Владычний, а не Алексиевский, - потому что я видел Владычицу, и устроился он Ее Промыслом». И еще написал: «Когда я упал, то увидел монастырь, держимый Ангелами, и Захарию, стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее. Захария же Богородицу принял и посадил на третьей ступени». И в это время был свет великий в келлии его, и оставил он писало и сказал им: «Приведите ко мне брата Гедеона». Был же тот Гедеон слеп. И он положил свою руку на главу Гедеона и сказал: «Со мною ты ослеп, ныне и прозри». И тот тотчас прозрел. [Варлаам продолжал:] «Я отхожу сегодня, ты же, пожив три недели и покаяние приложив к покаянию, приходи ко мне, если и не хочешь того. Я с радостью приму тебя. И преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров». Гедеон же, воззрев, сказал: «Пощади, молю тебя, я не готов». Варлаам же сказал: «Я уже готов». Затем, поцеловавши святителя, с миром преставился в лето 6885, в 5-й день мая. И Алексий отпел его по обычаю. И по завещанию его погребен он был под папертью церковной, ибо сам он сказал когда-то: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». И писание то цовелел хранить в память имени его. Гедеон же пожил три недели и, по слову святого, во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. И погребен был близ святого Варлаама. Алексий же много скорбел по Варлааме и, мало пожив после него, ко Господу отошел и погребен был в основанном им Чудовом монастыре о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же со Отцем и со Святым Духом слава вовеки. Аминь. В том же 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная (празднование 21 ноября ст. ст.). С конца XVII века обитель начала испытывать большие материальные затруднения. Она потеряла свою самостоятельность и была приписываема то к соседнему Высоцкому монастырю, то к Московскому Заиконоспасскому. В 1727 году Владычний монастырь опять стал самостоятельным, но находился уже в совершенном упадке: богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, келлии и храмы пришли в запустение. История монастыря в XIX веке. Преобразование его в женский В 1806 году митрополит Московский Платон (Левшин; † 1812) обратил свое архипастырское внимание на Владычнюю обитель и испросил у Императора Александра I разрешение преобразовать ее в женскую. С этого времени начался невиданный расцвет обители. Первой игуменией назначают казначею Московского Новодевичьего монастыря монахиню Дионисию, и за ней идет целая чреда настоятельниц, возродивших древнюю обитель. В течение XIX века были обновлены и благоукрашены святые храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для многочисленных паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре было обширное хозяйство: огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник. Внешнее процветание обители ни в коей мере не повлекло за собой разлада в духовной жизни ее насельниц; напротив, они становились все более и более ревностными в деле своего спасения. Этому способствовали правила общежития, введенные в устав монастыря великим иерархом Российской Церкви - святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским и Коломенским. К середине столетия число насельниц возросло до 300. Среди них были истинные подвижницы благочестия, память о святой их жизни сохранилась до наших дней. История монастыря в XX веке Вплоть до закрытия обитель находилась в расцвете. В ней подвизались до 400 насельниц, здания и территория благоустраивались и украшались. Широко развита была благотворительная деятельность: существовала богадельня, неимущим бесплатно оказывалась медицинская помощь, выдавались медикаменты. В 1919 году монастырь был закрыт, сестры выселены. На территории разместилась школа «красных военлетов», затем на ее базе было создано среднее военное училище. Монастырь стал называться Авиагородок. Во Введенском соборе и в Алексиевском приделе были расположены склады, в Георгиевском храме - клуб с кинобудкой, в остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития, котельная. В 1978 году училище освободило территорию, и с тех пор она оставалась без хозяина. Как ни горько, но монастырь был разрушен за последовавшие семнадцать лет; его растаскивали по кирпичикам на гаражи и дачи. Рубеж 90-х годов монастырь переступил без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в полуразрушенном состоянии. По милости Божией 5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычнем женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову). Это событие стало первой страницей в новой главе летописи обители. 28 июля 1995 года в храме святителя Алексия Высокопреосвященнейшим Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, была совершена первая Божественная литургия. 4 января 1996 года в обители состоялся первый иноческий постриг. Его совершил Высокопреосвященный Григорий, архиепископ Можайский. С возобновлением монашеской жизни началось возрождение почитания святынь обители. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 6 мая 1996 года на месте погребения преподобного строителя Варлаама был водружен крест, а осенью того же года возжжена неугасимая лампада. С тех пор все с верою приходящие получают исцеления по молитвам преподобного. За два года засвидетельствовано около двадцати чудес. Верующим раздается святое масло из неугасимой лампады, горящей у надгробия преподобного Варлаама. 25 сентября 1998 года настоятелем Никольского храма села Бутурлина иереем Владимиром (Андреевым) обители была подарена икона преподобного Варлаама Серпуховского письма XIX века. 6 мая 1996 года, в день памяти святого великомученика Георгия, Высокопреосвященнейший Ювеналий совершил в обители Божественную литургию и освятил список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». От этого образа начали проистекать благодатные исцеления. Приведем свидетельство об одном из них. «Я, М. Нина Ивановна, проживающая в г. Москве, имею сына Андрея, 1973 года рождения, который страдал пристрастием к вину с 1995 года. О благодатной помощи иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша» я узнала из передачи по телевидению и обратилась с молитвами к Ней и прошениями об исцелении сына. В октябре 1996 года впервые приезжала во Владычний монастырь помолиться у чудотворной иконы. Молясь за сына своими словами, я всякий раз начинала путаться и вспоминать свои грехи, а тем временем сын пил еще сильней. Тогда я пошла к батюшке в храм у Речного вокзала. Он мне велел приготовиться к серьезной исповеди и молиться «Неупиваемой Чаше». После чего я начала каяться со слезами в своих грехах и просить помиловать мое чадо. В этом году, 18 мая, я опять была в обители и молилась об избавлении сына от страсти пьянства. И с того времени сын не пьет. Сегодня я приехала в монастырь заказать сорокоуст иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша», возблагодарить Царицу Небесную за ходатайство и милость ко мне, грешной, и засвидетельствовать об этом настоятельнице обители монахине Алексии. 19.10.1997г.». Во Владычнем монастыре каждый день читается акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша», при этом совершается поминовение людей, страдающих от пьянства, а также всех нуждающихся в молитвенной помощи.Восстанавливаются разрушенные храмы и жилые корпуса монастыря. В 1995 году отреставрирован Алексиевский храм, в 1997 году - Вознесенский придел Георгиевского храма. Летом 1998 года отремонтирован шатер Георгиевского храма, а 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, некогда покровительствовавшего обители, над шатром был установлен купол с крестом. В настоящее время малое число насельниц подвизается в обители. Они занимаются выполнением хозяйственных послушаний и молитвой. Сестрами возрождаются традиции золотошвейного дела. С 1995 года при монастыре действует детская воскресная школа, занятия в которой ведут сестры обители. 4 декабря 1998 года, в день своего престольного праздника, обитель удостоилась архипастырского посещения митрополитом Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил Божественную литургию, во время которой возвел настоятельницу монастыря монахиню Алексию (Петрову) в сан игумении и постриг в иночество пятерых насельниц. Затем владыка отслужил молебен перед древней святыней монастыря - чудотворной иконой Введения Пресвятой Богородицы во Святая Святых, которая ныне находится в Серпуховском историко-художественном музее и на время была предоставлена монастырю администрацией музея. Конечно, еще много времени и средств необходимо для полного восстановления Владычнего монастыря, но хочется верить, что обитель снова расцветет, как и прежде. Возложим свое упование на Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Она Сама воздвигла эту обитель, Она охраняет ее Своим заступлением и, надеемся, предстательствует о всех живущих в ней, а также и о тех, кто будет способствовать ее весьма нелегкому в наши дни благоустроению.   Сайт:   http://www.inokini.ru

Никольская церковь - Церковь Николая Чудотворца в гимназии в Серпухове, Серпухов

Домовый храм в каменном трехэтажном здании серпуховской мужской прогимназии (позже гимназии), был устроен в 1892. Внешне выделялся главкой. Первоначально приписной, с 1896 имел свой причт. Ликвидирован не позже нач. 1920-х.

Введенский собор - Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм во Владычном монастыре, Серпухов

Двустолпный пятиглавый трехапсидный кирпичный собор, облицованный белым камнем. Выстроен на вклад Бориса Годунова вместо каменного здания 1362. Окружающие собор паперти полностью перестроены в XIX в., в южной паперти в 1867 устроен Филаретовский придел. Закрыт в 1927, служил складом. В 1971 сломаны паперти. В кон. 1990 - нач. 2000-х х отреставрирован в формах XVI в.

Скоропослушнинская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Скоропослушница в Высоцком монастыре, Серпухов

Домовый храм при покоях настоятеля Высоцкого монастыря. Устроен в 1998. Скоропослушнинская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Скоропослушница в Высоцком монастыре, Серпухов Домовый храм при покоях настоятеля Высоцкого монастыря. Устроен в 1998.

Сергиевская церковь - Церковь Сергия Радонежского в Высоцком монастыре, Серпухов

Каменная трехъэтажная одноглавая церковь, пристроенная с юго-востока к Зачатьевскому собору. Сооружена в кон. XVII в. вместо Никольского придела собора. В подклете Никольский престол, во втором этаже ризница, в третьем Сергиевский престол. Закрыта в 1920-х, отремонтирована в 1980-х, богослужения в Никольском приделе возобновлены в 1991, в Сергиевском в 1996.

Александроневская церковь - Церковь Александра Невского при тюремном замке в Серпухове, Серпухов

Домовый храм при городском тюремном замке. Устроен в 1890 на третьем этаже здания постройки 1750-х (первоначально - дом фабрикантов Кишкиных) на средства П. И. Рябова. В 1902-1903 расширен на средства Н. А. Беляева, построена шатровая колокольня. После революции богослужения прекращены, глава и шатер колокольни сняты. В 2000 в здании, по-прежнему занятом СИЗО, устроена молитвенная комната.

Александроневская церковь - Церковь Александра Невского в Серпухове, Серпухов

Краснокирпичная однокупольная церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней и дробным декором с элементами романского стиля. Была выстроена в 1881-1889 в память гибели императора Александра II на средства горожан на месте каменной часовни, существовавшей с 1-й пол. XIX в. Была приписана к Троицкому собору. Сломана в 1934, на месте церкви сквер.

Спасская церковь - Церковь Феодота Анкирского во Владычном монастыре, Серпухов

Церковь над западными Святыми воротами монастыря. Одноглавый храм, окруженный папертями, выстроенный в 1599 на средства Б. Ф. Годунова. Первоначально Феодотиевская, в 1834 сильно перестроена в стиле классицизма и переосвящена в Спасскую, служила приходской. К 1980-м в тяжелом состоянии, в нач. 2000-х отреставрирована в формах XVI в. и вновь освящена как Феодотиевская.

Вознесенская церковь - Церковь Вознесения Господня в Серпухове, Серпухов

Каменная церковь типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и шатровой колокольней, с ярко выраженной ярусной компоновкой. Была построена в 1747-1748 на средства купца Г. Т. Кишкина. Северный Владимирский придел пристроен в 1767. С 1-й пол. XIX в. была приписана к Троицкому собору. Сломана в сер. ХХ в., место застроено корпусами ткацкого комбината.

Мироносицкая церковь - Церковь Жен Мироносиц в Серпухове (новая), Серпухов

Большой краснокирпичный пятикупольный четырехстолпный храм эклектичной архитектуры. Сооружен на средства А. А. Солодовникова и прихожан в 1869-1880-х к востоку от старого. Боковые приделы Успенский и Знаменский. В конце 1941 поврежден обстрелом, впоследствии разобран.

Георгиевская церковь - Церковь Георгия Победоносца во Владычном монастыре, Серпухов

Церковь при монастырской трапезной, стоит к северо-западу у от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 на средства Бориса Годунова. Верхняя часть звонницы надстроена в кон. XVII в. Под звонницей придел Димитрия Царевича (перенесен в кон. XVII в. из Введенского собора.). В подклете в 1818 освящен Вознесенский храм с северным Никольским (с 1840) приделом. С 1920-х занята под клуб, с 1970-х реставрировалась, но к 1990-м заброшена. В кон. 1990-х возобновлены богослужения, завершена реставрация.

Мироносицкая церковь - Церковь Жен Мироносиц в Серпухове (старая), Серпухов

Кирпичная пятиглавая церковь, выстроенная в 1685 в подмонастырской слободе Высоцкого монастыря. Боковые приделы (Успенский и Знаменский) под декоративными куполами и трапезная в стиле классицизма пристроены в 1809, тогда же надстроена колокольня. С 1880-х для богослужений не использовалась. Снесена в 1930-х.

Алексеевская церковь - Церковь Алексия, митрополита Московского, во Владычном монастыре, Серпухов

Белокаменный одноглавый храм, пристроенный к северо-западному углу Введенского собора. Был выстроен в 1695, освящен во имя Святителей Московских. До 1970-х служил складом. Вновь открыт в 1995, освящен как Алексеевский, отремонтирован.

Сергиевская церковь - Церковь Афанасия Афонского и Сергия Радонежского в Высоцком монастыре, Серпухов

Каменная однокупольная церковь в псевдовизантийском стиле, пристроенная с запада к Зачатьевскому собору. Была выстроена в 1878-1895 на месте каменного храма 1694, над могилой местно чтимого Афанасия Серпуховского. Единственный престол Афанасие-Сергиевский. Закрыта в 1920-х, сломана в 1967 в ходе реставрационных работ.

Богоявленская церковь - Церковь Богоявления Господня в Серпухове, Серпухов

Церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и шатровой колокольней, выстроенная в 1713 попечением о. П. Антипова. Новая обширная двухпридельная трапезная выстроена в 1870 на средства купца С. С. Астапова. Приделы в трапезной Рождество-Богородицкий и Димитриевский, в 1893 устроен четвертый престол муч. Агриппины и Акилины. Закрыта в 1931, капитально перестроена под фабричный клуб, повторно перестроена в 1990-х. Возвращена верующим в 2006, регулярные богослужения не проводятся.

Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоцком монастыре, Серпухов

Трапезный храм монастыря, стоит к западу от собора. Одноглавый четверик с трапезной, поставленный на высокий подклет. Сооружен в кон. XVII в. на месте каменного здания кон. XIV в., частично на подвалах трапезной XVI в. В 1834-1835 перестроен в стиле классицизма, северный Похвалинский придел пристроен в 1878. Закрыта в 1931, в 1950-х занята под жилье, позже заброшена. В 1991 возвращена верующим, отремонтирована в формах кон. XIX в.