Церковь Иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша в Высоцком монастыре, Серпухов

Домовый храм, устроенный в кон. 1990-х - нач. 2000-х в здании монастырской гостиницы.

 

 

 

 

 

Серпухов (Москва и Московская область.)

Серпухов - город в России, административный центр Серпуховского района Московской области. Выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с непосредственным подчинением исполкому областного Совета 14 сентября 1939 года. Ныне - муниципальное образование «Городской округ Серпухов»

Исторический центр г. Серпухов

Расположенный на окских рубежах и служивший крепостью в период длительной борьбы с монголо-татарскими и литовско-польскими завоевателями, Серпухов долгое время оставался надежным форпостом Московского княжества. Серпухов славен своей историей: именно здесь проводил некогда царь Иван IV большой смотр своих военных сил, здесь стоял лагерь Бориса Годунова с «ратными людьми», в Серпухове собирал полки «для недруга своего крымского царя» Василий Шуйский. Одним из опорных пунктов стал город для крестьянской армии Ивана Болотникова. В середине XVI века Серпухов сохранял роль важного стратегического, административного и хозяйственного центра, переживал оживление в ремеслах и торговле. Город состоял из трех частей: кремля, посада и слобод. Исторически городские районы Серпухова формировались из монастырских слобод и фабричных сёл, и были объединены в единое целое уже в настоящее время.

Письменных свидетельств существования Серпухова в домонгольскую эпоху не обнаружено. Однако, в результате археологических исследований Серпуховского городища, проведенных в 1926-1927 годах, Воронковым А. Н. были найденыны многочисленные остатки керамики, стекла, изделий из железа X-XIII веков. На месте городища, между реками Нарой и Серпейкой при устье последней в XIV веке уже существовал город.

Первое упоминание Серпухова в письменных источниках представляет собой духовную грамоту Ивана Калиты. В завещании московского князя город представлен как одно из его владений. Текст документа существует в двух вариантах, имеющих различную датировку. Есть несколько мнений по поводу даты составления завещания:

1. По мнению Черепнина Л. В., оба экземпляра духовной грамоты составлены перед четвёртой поездкой в Ивана Калиты в Орду в 1339 году.
2. По мнению Зимина А. А., документ создан ранее 1331 года - либо в 1327, либо в 1328 году.
3. Кучкин А. В. считает, что один экземпляр завещания составлен в 1336 году (во время третьей поездки князя в Орду), а другой - после этого события.

Официальной датой, от которой отсчитывается возраст города считается 1339 год в соответствии с первой версией.

По духовной грамоте третий сын Ивана Калиты Андрей Иванович унаследовал часть земель Московского княжества, в том числе Серпухов, ставший центром волости, а в будущем - основой нового удельного княжества. В середине XIV века по Европе прокатилась эпидемия чумы, известная как «черная смерть». Князь Андрей пал одной из её жертв в 1353 году. Удел переходит по наследству князю Владимиру Андреевичу. В период малолетства князя владениями управляют влиятельные бояре. В это время в истории города происходит знаменательное событие - московским митрополитом Алексием в 1360 году на правом берегу Нары основан Владычного монастыря. В 1367 году с целью урегулирования отношений между Владимиром и его двоюродным братом Дмитрием подписан договор, по которому подтверждается подчиненность первого второму, а также права Владимира Андреевича на его удел и обязанности по отношению к московскому князю.

Вскоре Владимир начинает уделять значительное внимание развитию своих владений. С семидесятых годов XIV века в Серпухове открывается период активного строительства. Так в 1374 году по данным летописей на Красной (Соборной) горе начинается строительство деревянного кремля, в город назначается наместник князя - Яков Юрьевич Новосилец, устанавливаются льготы для привлечения торговцев и ремесленников. В том же году на месте домонгольского славянского селища Высокого на левом берегу Нары к югу от Красной горы князь Владимир Андреевич основывает монастырь, названный Высоцким. Заложение и освящение монастыря проводил Сергий Радонежский. Возрастает военное, политическое и экономическое значение Серпухова, вокруг которого формируется полноценное княжество, ядром которого стали волости с центрами в Лопастне, Темна и Ростовец. С конца XIV века серпуховским князем ведется чеканка собственных монет.

Являясь главным соратником князя Дмитрия, Владимир не мог не участвовать в событиях 1380 года. Серпухов становится одним из центров подготовки к походу против Мамая. Серпуховское ополчения во главе с князем Владимиром Храбрым действует в составе Засадного полка в Куликовской битве, ставшей поворотным моментом в русской истории. В честь победы в 1381 году в Высоцком монастыре строится каменный собор и церковь с трапезной. Вскоре Серпухов был разорен во время похода на Москву хана Тохтамыша. Существует мнение, что ордынское войско отклонилось от прямого пути к Москве с целью совершения акта мести за участие местных князя и ополчения в Куликовской битве.

1389 год ознаменовался феодальным конфликтом: Владимир разорвал отношения с московским князем, который не удовлетворил требования двоюродного брата о новых владениях. На пике ссоры великий князь взял в плен бояр серпуховского князя, Владимир, в свою очередь, осуществил захват земель, принадлежавших Дмитрию. Ссора закончилась подписанием очередного договора между феодалами.

В XV веке Серпухов дважды был захвачен: в 1408 году войском Едигея и в 1409 году литовцами под предводительством князя Свидригайло. После смерти Владимира Храброго в 1410 году княжество было разделено между пятью сыновьями. Серпухов достался старшему - Ивану Владимировичу. В дальнейшем потомки Владимира участвовали в феодальных войнах на стороне московских князей до тех пор, пока независимое княжество не было ликвидировано в 1456 году, когда князь Василий Ярославич, внук Владимира Храброго, был заключен в тюрьму. Серпуховская дружина в составе московского войска участвовала в походе на Новгород в 1478 году, а в 1480 году в стоянии на Угре.

С потерей самостоятельности Серпухов был включен в систему кормлений. В 1496-1502 годах на службе у московского правителя находится бывший казанский хан Мухаммед-Амин из династии Улу-Мухаммеда, которому в кормление передаются Серпухов, Хатунь и Кашира. Указанный период в истории города характеризуется притеснениями местных жителей и насилием со стороны ставленника Ивана III. В следующий раз Серпухов оказался в кормлении в 1532-1533 годах у очередного изгнанного из Казани хана, Шигалея, принадлежавшего к Астраханской династии Касимовских правителей. Шигалей, уличенный в связях с Казанью, являвшихся нарушением условий кормления, в январе 1533 года был сослан в Белоозеро.

С конца XV века начинается период изнурительных для Московского государства набегов крымских татар, попавших в зависимость от Османской империи. Главным из их путей к Москве был Муравский шлях, шедший от Перекопа до Тулы между верховьями рек двух бассейнов, Днепра и Северного Донца. Ключевым элементом системы защиты от набегов стала линия укреплений вдоль берегов Оки, где до глубокой осени несли пограничную службу до 65 тысяч ратников, ежегодно собираемые в Москве. Важнейшим участком линии защитных сооружений был отрезок Таруса - Серпухов - Кашира - Коломна. Так в 1512 году возникла угроза прорыва крымцев к Москве, и в Серпухове были сосредоточены войска во главе с братом Василия III, Юрием Ивановичем, ставшие барьером на пути кочевников к столице. Через пять лет, в 1517 году, русское войско выступило за Оку навстречу противнику. В результате этого похода неприятелю было нанесено поражение, потери крымцев составили до 15 тысяч человек. Поход Мехмеда I Гирея в 1521 году привел к разорению Серпухова, Боровска, Каширы и центральных уездов государства. Результатом бедствия стало принятие решения Василием III о строительстве каменных крепостей на южных границах. В 1556 году осуществляется строительство белокаменного Серпуховского кремля. В том же году в Серпухове Иваном IV проводится большой смотр служилых людей. С постройкой новой крепости Серпухов повышает свою роль в оборонительной системе и с 1572 года здесь размещается Большой полк русской армии.

В 1571 году состоялся поход хана Девлета I Гирея. В апреле крымское войско пересекло Оку в районе Орла, а в мае уже оказалось под Серпуховом, где нанесло поражение отряду Волынского Я. Ф. Войско во главе с Иваном IV выступило к Серпухову, но не смогло закрепиться в нём. В результате было предпринято отступление к Москве, царь бежал в Александровскую слободу. Девлет I осадил Москву и сжег её, на обратном пути крымцы разорили несколько уездов, в том числе Серпуховский. Крымскому войску в описываемом походе помогалии изменники, среди которых был серпухович Русин, один из детей боярских Шишкиных. В 1572 году Девлет I Гирей подготовил повторный набег на Русское государство. Навстречу противнику был направлен полк численностью до 10 тысяч человек под предводительством князя Михаила Ивановича Воротынского, разместившийся в Серпухове. 25 июня 1572 года крымское войско подошло к Оке. Переправившись через реку и разбив несколько сторожевых русских отрядов, 120-тысячное войско Девлета Гирея направилось к Москве. Воротынский организовал преследование отступавших, которое закончилось убедительной победой русских в Битве при Молодях.

Последний прорыв крымских татар к Москве относится к 1581 году, когда войско Газы II Гирея переправившись под Серпуховом через Оку и, уничтожив городской посад, двинулось к Москве, где потерпело неудачу и было отброшено на юг. Руководство русским войском велось из Серпухова царскими воеводами. В преследовани Газы Гирея активное участие принимал Борис Годунов. Этот момент стал одним из ключевых в его политическом восхождении.

Знаменательным событием в истории стал серпуховский поход Годунова в 1598 году. Вышедшая навстречу татарам русская армия, разместилась на берегу Оки под Серпуховом. Лагерь Бориса Годунова расположился на лугу у Владычного монастыря. Несколько недель подряд проводились смотры войска и демонстрация силы перед противником. В результате послы Газы Гирея признали за Годуновым царский титул и передали предложения дружбы и мира. К этому времени относятся значительные пожертвования местным монастырям со стороны царя, на которые развернулось каменное строительство. Были сооружены Храм великомученика Георгия Победоносца, Надвратный храм мученика Феодота Анкирского и стены Владычного монастыря.

Голод 1601 года, увеличение количества разбойничьих шаек, восстание крестьян 1603 года не обошли стороной Серпуховский уезд. В накаленной до предела обстановке происходит поход Лжедмитрия I на Москву. В мае 1605 население Серпухова принимает Лжедмитрия I как царя. Войско самозванца, готовясь вступить в столицу разбивает лагерь недалеко от Владычного монастыря.

После убийства Лжедмитрия I и избрания царем Василия Шуйского в 1606 году в Серпухове снова располагается большой полк царской армии, город становится центром, из которого ведется управление осадой южных городов, не подконтрольных официальным властям. В это время набирает обороты восстание под предводительством Ивана Болотникова. После сражния под Кромами восставшие продвигаются к Москве, занимая по пути Калугу и Алексин. В октябре 1606 года Болотников подходит к Серпухову, местные жители добровольно сдают город. В результате неудачного штурма столицы восставшие отступают в Серпухов, а затем в Калугу. Летом 1607 года Серпухов в очередной раз становится базой для царского войска, которое 5-7 июля участвует в битве на реке Восьме между Серпуховом и Каширой, где восставшие терпят поражение. 21 июня сюда прибывает Шуйский, после чего проводятся судебные процессы над захваченными в плен повстанцами. В честь победы Владычному монастырю царем был подарен чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского[5], помещенный в специально сооруженный придел в Введенском соборе (позднее предел перенесен в Храм великомученика Георгия Победоносца).

В ходе польской интервенции Серпухов также не избежал военных действий. В январе 1610 года вблизи города отряд казаков под предводительством Беззубцева нанес поражение полякам Млоцкого. Вскоре казаки покинули Серпухов, который следующей же ночью был занят поляками. В результате был сожжен посад, погибла значительная часть мирного населения. В 1610-1611 годах жители жители Серпухова участвуют в Первом земском ополчении Ляпунова, в 1612 году - во Втором ополчении Минина и Пожарского.

В результате ослабления государства, произошедшего в ходе Смутного времени, кочевники опять получили возможность нападать на города в Центральной России. В 1613 году - Серпуховский уезд разорен ногайскими татарами наряду с Боровским и Коломенским. В 1618 году - гетман Сагайдачный, союзник польского королевича Владислава, отступая с войском от Москвы к Калуге, сжёг серпуховский посад, но крепость взять не смог.

Последствиями событий Смутного времени для Серпухова стали резкое снижение численности населения и упадок экономики. Жители, стремясь снизить налоговое бремя, перемещаются в монастырские слободы. Государство принудительно, силами сыскного приказа, возвращает население в городской посад.

В течение XVII столетия Серпухов продолжает играть роль важного военнного центра. В начале века крепость пережила пожар, после которого была восстановлена и расширена. Главой городской администрации в это время является назначаемый на срок от одного до трех лет воевода. В «бунташный век» волнения не могли обойти стороной и Серпухов. В 1648 году крестьянские бунты охватили уезд. Было сожжено поместье боярского сына Кривцова. В результате принятия в 1649 году Соборного уложения происходит обратный переход населения от монастырей к посаду, что приводит к росту города и его населения на 70-80 %. В 1669 году происходит большой пожар, Серпухов выгорает почти дотла.

Основные занятия населения Серпухова в XVII веке: производство железа, кузнечное дело, гончарное ремесло, производство обуви, продуктов питания, одежды. Более 40 человек занимались торговлей за пределами Серпухова. XVII век также характеризуется подъемом каменного строительства в городе. В разные годы были сооружены: Церковь Николы (на месте нынешнего кафедрального храма), надвратная Трёхсвятительская церковь, стены и башни Владычного монастыря, Покровская церковь в стиле барокко, церковь Афанасия Афонского (разобрана в 1878 году), новое здание Троицкого собора. В 1627 году перестроен собор Зачатия во Владычном монастыре.

В Петровские времена население Серпухова активно участвовало в строительстве флота, новых городов, крепостей. Производились наборы местных мастеров для участия в проектах царя. В третьем десятилетии XVIII века Серпухов становится одним из крупнейших городов Подмосковья. Происходит сворачивание кузнечного производства. Развивается торговля. В 1708 г. Серпухов входит в состав образованной Московской губернии. В 1730-х годах одна за другой начинают открываться полотняные мануфактуры. В сороковых годах основными из них становятся предприятия Василия и Николая Кишкиных (крупнейшее в городе), Василия, Степана и Ивана Герасимовичей Сериковых, Ивана Андреевича Серикова. К шестидесятым годам на лидирующие позиции в Серпухове выходит предприятие Ивана Андреевича Серикова. Помимо полотняных в городе открываются также шелковая и суконные мануфактуры.

В 1761 г. 30 % экспортируемой из России парусины имеет серпухо?вское происхождение. Город выходит на четвёртое место в России по полотняному производству после Ярославля, Костромы и Москвы. Растет число занятых в текстильной отрасли с 3 тысяч человек в 50-х годах до 5,5 тысяч в в конце столетия.

Помимо текстильных в Серпухове в 80-х годах существуют восемь кожевенных, семь кирпичных, девять солодовенных и один сальный завод. Основные направления торговли - порт Санкт-Петербурга (текстиль, кожа), Москва (пищевые продукты).

В 1812 году население Серпухова и уезда участвовало Отечественной войне. В составе ополчения Московской губернии насчитывалось 2246 жителей Серпуховского уезда. Война не затронула город непосредственно. Промышленность продолжала давать большую часть полотна производимого в регионе. На тот момент в Серпухове насчитывалось 14 мануфактур с 855 текстильными станами. В указанный период осуществляется переориентация промышлености на производство хлопчатобумажных изделий. Если в 1812 году в городе появилось первое хлопчатобумажное предприятие Алексея Игнатьева, то в 1814 году функционировали уже одиннадцать фабрик. Крупнейшими из них были предприятия А. Серикова, Игнатия Шилкина, И. Серикова, Максима Коншина. Также в Серпухове функционировали три кожевенных завода, в Александровской слободе (ныне деревня Борисово) работала бумажная фабрика.

В период с 1810 по 1840 год число занятых на городских предприятиях увеличивается до пяти тысяч человек, при этом на пригородных фабриках в Заборье занято 950 человек, а на других предприятиях уезда чило рабочих увеличивается до двух тысяч. Крупнейшие фабрики принадлежат семьям Коншиных и Третьяковых. Ведущей отраслью серпуховской промышленности становится производство хлопчатобумажных изделий. Так на семи бумаготкацих и ситценабивных предприятиях занято 4500 человек, на десяти полотняных - 493 человека. Основная продукция промышленности: ситец, миткаль, набивные платки, полотно.

В период с 1840 по 1860 год Серпухов переживает период интенсивного промышленного роста. К середине 1850-х годов число занятых на предприятиях города достигло 8500 человек, вместе с пригородами - 10400 человек. На территории остального уезда при этом число рабочих сократилось до одной тысячи человек, что говорит о повышении территориальной концентрации производства. Средний размер хлопчатобумажных фабрик с 1843 года вырос с 487 до 742 человек, общее чило занятых в отрасли составило 8900 человек. Лидерами серпуховской промышленности стали предприятия Н. М. Коншина (впоследствии преобразованные его сыном в Товарищество мануфактур Н. Н. Коншина), которому принадлежали бумаготкацкая и ситценабивная фабрика «Старая мыза» (основанная Максимом Коншиным в 1814 году), прядильное предприятие (открыто на севере города в 1846 году), бумагопрядильная и ткацкая фабрика «Новая мыза» (открыта в конце 1850-х годов близ деревни Глазечня), составившие комплекс, позволивший выполняить полный цикл обработки от прядильного сырья до готовой набивной продукции. Из других подотраслей текстильной промышленности следует отметить действовавшие в это же время в Серпухове шерстобумажные фабрики. Производство полотна к середине XIX века приходит в упадок: на четырёх оставшихся мануфактурах в 1843 году занято 126 человек. С технической точки зрения серпуховские предприятия того времени не отличались высоким развитием: на большинстве применялся ручной труд, в качестве двигательной силы применялись конный привод и водяные колёса. В 1850-х годах появляются паровые машины.

Важное место в городской экономике первой половины и середины XIX века занимала торговля. По объёму торговых операций Серпухов занимал второе место в губернии после Коломны. Ключевыми торговыми маршрутами являлись дорога, соединяющая Харьков c Москвой и водный путь по Оке. Основные предметы торговли - хлеб, лес, текстиль. Значительную роль в жизни города занимало ремесленное производство, в котором к 1861 году было занято свыше 600 человек. Ключевые ремесленные профессии того времени: булочники, мясники, сапожники, портные, модистки, кузнецы, столяры, резчики, печники.

В первые дни войны на фронт по мобилизации и в качестве добровольцев отправились несколько тысяч серпуховичей. Были организованы посты противовоздушной обороны. Ополченцы, собранные в Серпухове, после двухнедельного обучения вошли в состав дивизии народного ополчения Бауманского района Москвы. На предприятиях города директора получили право вводить сверхурочные работы от одного до трёх часов в день. Были организованы донорские пункты.

В октябре 1941 года фронт приблизился вплотную к городу. Позиции к западу от Серпухова занимала 49-я армия под командованием генерал-лейтенанта Игоря Григорьевича Захаркина, имя которого в настоящий момент носит одна из городских улиц. Немецкие войска на ходились к западу от города полукольцом на расстоянии 6-7 километров. Штаб 49-й армии располагался в деревне Бутурлино к востоку от Серпухова. Начальник тыла армии Н. А. Антипенко, являвшийся начальником гарнизона города, вместе со своим штабом находился в городе. непосредственно Серпухов защищала 60-я дивизия, состоявшая из ополченцев Ленинского района Москвы. В обороне принимали участие лётчики 178-го авиаполка, который базировался в пойме Оки, недалеко от села Липицы (совершено 1695 боевых вылетов, 59 воздушных боёв, сбито 22 самолёта противника), а также 19 зенитных орудий.

Наиболее ожесточёенные бои велись на линии Дракино - Кремёнки - Павловка. В конце ноября 1941 года наступление немецкой армии было остановлено. В середине ноября силами 1-го кавалерийского корпуса, 415-й стрелковой и 112-й танковой дивизий был нанесён контрудар.

Также в ноябре началось осуществление эвакуации оборудования предприятий, рабочих, женщин, детей. В числе пунктов назначения были: Бийск, Уфа, Тюмень, Ташкент, Фергана. Параллельно в Серпухове создаются шесть оборонительных районов: Занарский, Красный текстильщик, Новоткацкий, Район Ситценабивной фабрики, Ногинский, южная часть города и Заборье. Выполняется возвведение оборонительных сооружений: противотанковых рвов, надолбов, баррикад, щелей, бомбоубежищ, газоубежищ. На базе хирургической больницы, текстильного техникума, больницы имени Семашко, рабфака, школ № 3, 11, 13, 22, 26, 28 были созданы госпитали, где принимали раненых бойцов.

16 декабря советские войска перешли в наступление. После прорыва немецкой оброны были освобождены Таруса и Алексин. К январю 1942 года линия фронта была отодвинута от Серпухова более, чем на 150 километров. С 1942 года начинается восстановление городской промышленности. На мощностях городских предприятий осуществляется производство инструмента для танковых и механизированных подразделений, мотоциклетной техники, боеприпасов, пищевых концентратов. В 1944 году начинается строительство конденсаторного завода. Объём промышленного производства достигает 80% довоенного уровня. В помещениях бывших текстильных предприятий разворачиваются металлообрабатывающие предприятия, удельный вес которых в промышленности города к 1945 году составлял 35% против 23,4% у текстильной отрасли.

За годы войны в Серпухове уничтожено и повреждено 597 зданий, погибли 202 мирных жителя, ранены 317 человек. В начальный период войны на город совершено 140 авианалётов, сброшено 500 фугасных и 35 000 зажигательных бомб.

 

Сайт:   http://serpuhov.ru

СКИТ ИОАННО – ПРЕДТЕЧЕНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» В С. НИКОЛО-КОМАРОВКА

Совсем недалеко от Астрахани в с. Комаровка - за паромной переправой - около трех лет назад под патронажем Иоанно - Предтеченского мужского монастыря основан Скит Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Скит в настоящее время находится в стадии становления, там проводятся строительные и хозяйственные работы - возводятся дворовые постройки, насаждается большой виноградник, строится цех, в котором будут наполовину заниматься переработкой винограда и возделыванием вина, а вторая половина цеха будет отведена под переработку молочной продукции. В скиту свой скотный двор, разделенный на загоны и вольеры - кролики, коровы, бычки, козы, птица... А также - три лошади: две молодых кобылы и жеребец.

Скит Иоанно – Предтеченского мужского монастыря Иконы Божией матери «Неупиваемая Чаша» в с. Николо-Комаровка

Хозяйство большое, а вот работников там маловато - две монахини, пятеро послушниц и трудники, поскольку, хотя обитель - женская, но без мужских рук такое хозяйство просто не поднять...IMG_1237-2

Хозяйством руководит и занимается монахиня Анисия, которая также прислуживает на литургиях приезжающим из Иоанно - Предтеченского монастыря иереям, поскольку в православии женщины не имеют права самостоятельно отправлять богослужения. Монахиня Мария «заведует» именно богослужебной частью жизни скита, поет на клиросе, читает правила, Каноны, Псалтирь, впрочем, как и остальные насельницы.

Насельницы скита разного возраста - от совсем юных - до зрелых женщин, но атмосфера по-домашнему теплая и доброжелательная... Хочется туда возвращаться снова и снова...

Храма в скиту как такового еще нет, под храм оборудовано двойное помещение бывшего строения барачного типа, оставшегося в наследство от советской эпохи - здесь был трудовой летний студенческий лагерь - еще многие помнят поездки «на помидоры» и «на картошку».

Когда скит только был основан, там были одни руины. Все пришлось восстанавливать. Восстановили длинное строение из силикатных блоков, устроили в нем храм, к этому длинному восстановленному помещению пристроили колокольню...

В остальных помещениях - подсобные службы, кухня и трапезная, где принимают пищу не только насельницы скита и трудники, но и паломники - а готовят там очень вкусно и сытно, даже в скудные постные дни, - и потчуют от души.IMG_1238-2

Все приобретается, строится, содержится на пожертвования, даже обитатели скотного двора пожертвованы скиту. Впрочем, монахи не имеют собственности...

А еще в скиту пекут замечательный хлеб, - душистый, большой, с хрустящей поджаристой корочкой. Цена на хлеб не установлена - каждый жертвует за буханку, сколько может.

Недалеко от скита - в пределах видимости, за мостиком - на возвышенности установлен поклонный крест. Судьба этого креста удивительна - ранее он был водружен на Пречистенской колокольне Успенского кафедрального собора. Но после того, как был установлен с помощью вертолетов новый крест, который находится там в настоящее время, - то по указанию Владыки Ионы, Архиепископа Астраханского, снятый крест был установлен на холме в с. Комаровка.

Приезжающие в скит паломники обязательно приходят на поклон к Кресту, поднимаются на холм с песнопениями и молитвами, прикладываются к кресту - Символу Надежды, Защиты, Спасения и напоминания о Крестном подвиге Господа нашего...

Крест на холме в с. Комаровка установлен не случайно, с этим местом связана грустная история о гибели храма в период гонений на церковь в советский период истории России.

Практически возле нынешнего положения Креста ранее находился Храм Святителя Николая Чудотворца, однако он был закрыт в 1936 году, а в 1952 году его полностью разобрали - вплоть до фундамента, - о чем свидетельствует глубокий котлован, по сей день напоминающий о месте бесчинства воинствующих богоборцев. В те годы страдали и безвинно гибли не только люди, богоборцы пытались разрушить народный Дух, в том числе - и путем уничтожения святых для православных мест, где они могли бы найти прибежище душе своей и пристанище своим надеждам...IMG_1242-2

Но на месте каждого храма, даже если и храма уже нет - стоит оберегавший его Ангел....

Вот в напоминание людям об этом событии и этом пострадавшем храме и поставлен Поклонный крест, а в будущем планируется строительство нового храма Святителя Николая Чудотворца.

В храмовой части скита много старинных икон - очевидно, что они уцелели из какого-то старого иконостаса. В переднем приделе храма - большая икона Николая Чудотворца. Арихиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, иконы Святой Блаженной Матроны Московской, Святой Блаженной Ксении Петербуржской...

А также - иконы нового письма, - например, возле алтаря - две иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», и хотя скиту еще совсем мало лет - иконы намоленные и помогают страждущим чрезмерным винопитием в исцелении.

Порок пьянства, грех винопития, а попросту - алкоголизм. - расцветает все более пышным цветом, сметая возрастные и социальные барьеры. К сожалению, медикаментозному лечению алкоголизм почти не поддается....

Поэтому в обитель едут как православные паломники - поклониться Святому кресту, помолиться в святом месте, так и страждущие, надеющиеся на исцеление от телесной и духовной немощи...

Благослови, Господи, место сие и насельниц его, чьими молитвами очищаются наши души и помыслы...

 

Источник:   http://uspenskiysobor.narod.ru/html/1_100.html

ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ В Г. СЕРПУХОВ

Основание монастыря

«И по древности основания, и по священному началу своему монастырь Владычний становится в ряду очень немногих достопамятнейших монастырей русских», - так писал в прошлом веке автор исторического очерка о Серпуховском Владычнем монастыре.

Введенский Владычний монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери - святитель Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы - преславное Ее Введение во храм, - в честь которого воздвигнут монастырь.

Ворота монастыря

Вот что повествует хранившаяся некогда в монастыре летопись его основания, писанная на доске полууставными буквами.

Об основании Владычнего монастыря, что в Серпухове

В лето 6868, когда в богоспасаемом граде Москве духовным правителем был Преосвященный Митрополит Алексий, прозываемый мудрым и исправно правящим Святою Церковью, то он имел у себя келейника, именем Варлаама, постриженника пустынного, и очень любил его, ибо тот жил, боясь Бога и в покорении Ему. И после долговременного жития своего во святительстве исполнял он однажды обычное свое правило. Диакон Герасим прочел кондаки и икосы. Когда же святитель Алексий произнес Всепетую песнь, великий свет осветил келлию его, так что все ужаснулись, и он услышал глас от иконы Пресвятыя Богородицы, глаголющий: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». И он пребывал в размышлении, не ведая, что делать. По окончании же келейного правила он пошел во внутреннюю келлию и начал молиться, класть поклоны и преклонять колена пред иконою Владычицы Богородицы, чтобы стало ему известно. И в то время снова был глас: «Алексие, Алексие, поставь монастырь во имя Мое». Он же сказал: «Владычице, где будет монастырь во имя Твое? Я поставлю, но где, не знаю». И снова был глас: «В пределе града Серпухова, там возлюбила Я место на спасение многим душам человеческим». Он же, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, приготовляет потребное для монастыря и посылает вышеназванного преподобного Варлаама осмотреть место ко устроению монастыря. Святитель повелел известить и его, чтобы увидеть самому, своими глазами. Варлаам же, подыскав место, заночевал там, а ночью слышит звон великий и гремения сосудов железных и медных. И он подумал, что здесь Господу угодно поставить монастырь. Варлаам был рад и возвратился известить о сем Алексия. Святитель же Алексий также был рад. И спустя несколько дней он посылает вышеназванного Варлаама приготовить потребное. И, отпуская Варлаама, начал говорить «Достойно есть», а когда окончил отпуст, Варлаам упал и испустил дух. Видя сие, Алексий возопил ко образу, от которого был глас: «О Владычице, что побудило Тебя уморить строителя дома Твоего? Печаль моя с болезнью во ад сошла . Без него кто дом Твой устроит? И не знаю я, кого послать?» И был глас к нему: «Алексие, возьми его за руку и подними, и он послушается тебя». Он взял его за руку, и тот тотчас встал, сильно плача. И начал святитель вопрошать о причине плача его, он же сказал: «Умоляю тебя, не вынуждай меня говорить об этом до моей смерти, ибо только перед смертью расскажу тебе». И тотчас был отпущен.

Спустя малое время и сам Алексий пришел в Серпухов и много мест обошел, место же то не очень ему полюбилось, ибо показалось неугодным. И внезапно ночью на том же месте услышал то же самое, что и старец Варлаам, вкупе же и глас был, что здесь монастырь поставить. И он тотчас повинуется сему и повелел церковь заложить деревянную, Варлаама же назначил строителем. Спустя время и каменную церковь поставил, а также трапезную в лето 6870 . Варлаам же пожил строителем в монастыре тринадцать лет и внезапно ослеп. И по ослеплении пребыл два года. Когда же пришло время отшествия его к Богу, посылает он к Алексию со словами: «Монастырь ты воздвиг, и церкви ты сам освятил, молю тебя, и меня погреби своими руками». И Алексий скоро направился в град Серпухов и нашел Варлаама слепым и в великой скорби. Вспомнив слово его о кончине, он с волнением сказал ему: «Брате Варлааме, Господа ради поведай мне то, что обещал когда-то поведать, о происшедшем прежде основания сего монастыря». Он же сказал: «Не могу словом произнести, так как сие страшно было, а чтобы писанием сообщить - нет у меня зрения». И повелел Алексий диакону принести трость, и чернила, и хартию. И вместе все молитву сотворили, и тотчас прозрел Варлаам, и взял трость, и начал писать следующее: «Почему монастырь наречется Владычний, а не Алексиевский, - потому что я видел Владычицу, и устроился он Ее Промыслом». И еще написал: «Когда я упал, то увидел монастырь, держимый Ангелами, и Захарию, стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее. Захария же Богородицу принял и посадил на третьей ступени». И в это время был свет великий в келлии его, и оставил он писало и сказал им: «Приведите ко мне брата Гедеона». Был же тот Гедеон слеп. И он положил свою руку на главу Гедеона и сказал: «Со мною ты ослеп, ныне и прозри». И тот тотчас прозрел. [Варлаам продолжал:] «Я отхожу сегодня, ты же, пожив три недели и покаяние приложив к покаянию, приходи ко мне, если и не хочешь того. Я с радостью приму тебя. И преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров». Гедеон же, воззрев, сказал: «Пощади, молю тебя, я не готов». Варлаам же сказал: «Я уже готов». Затем, поцеловавши святителя, с миром преставился в лето 6885, в 5-й день мая. И Алексий отпел его по обычаю. И по завещанию его погребен он был под папертью церковной, ибо сам он сказал когда-то: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». И писание то цовелел хранить в память имени его. Гедеон же пожил три недели и, по слову святого, во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. И погребен был близ святого Варлаама. Алексий же много скорбел по Варлааме и, мало пожив после него, ко Господу отошел и погребен был в основанном им Чудовом монастыре о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же со Отцем и со Святым Духом слава вовеки. Аминь.

В том же 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная (празднование 21 ноября ст. ст.).

С конца XVII века обитель начала испытывать большие материальные затруднения. Она потеряла свою самостоятельность и была приписываема то к соседнему Высоцкому монастырю, то к Московскому Заиконоспасскому. В 1727 году Владычний монастырь опять стал самостоятельным, но находился уже в совершенном упадке: богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, келлии и храмы пришли в запустение.

История монастыря в XIX веке. Преобразование его в женский

В 1806 году митрополит Московский Платон (Левшин; † 1812) обратил свое архипастырское внимание на Владычнюю обитель и испросил у Императора Александра I разрешение преобразовать ее в женскую. С этого времени начался невиданный расцвет обители.

Первой игуменией назначают казначею Московского Новодевичьего монастыря монахиню Дионисию, и за ней идет целая чреда настоятельниц, возродивших древнюю обитель. В течение XIX века были обновлены и благоукрашены святые храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для многочисленных паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре было обширное хозяйство: огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник.

Внешнее процветание обители ни в коей мере не повлекло за собой разлада в духовной жизни ее насельниц; напротив, они становились все более и более ревностными в деле своего спасения. Этому способствовали правила общежития, введенные в устав монастыря великим иерархом Российской Церкви - святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским и Коломенским. К середине столетия число насельниц возросло до 300. Среди них были истинные подвижницы благочестия, память о святой их жизни сохранилась до наших дней.

История монастыря в XX веке

Вплоть до закрытия обитель находилась в расцвете. В ней подвизались до 400 насельниц, здания и территория благоустраивались и украшались. Широко развита была благотворительная деятельность: существовала богадельня, неимущим бесплатно оказывалась медицинская помощь, выдавались медикаменты.

В 1919 году монастырь был закрыт, сестры выселены. На территории разместилась школа «красных военлетов», затем на ее базе было создано среднее военное училище. Монастырь стал называться Авиагородок. Во Введенском соборе и в Алексиевском приделе были расположены склады, в Георгиевском храме - клуб с кинобудкой, в остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития, котельная.

В 1978 году училище освободило территорию, и с тех пор она оставалась без хозяина. Как ни горько, но монастырь был разрушен за последовавшие семнадцать лет; его растаскивали по кирпичикам на гаражи и дачи. Рубеж 90-х годов монастырь переступил без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в полуразрушенном состоянии.

По милости Божией 5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычнем женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову). Это событие стало первой страницей в новой главе летописи обители.

28 июля 1995 года в храме святителя Алексия Высокопреосвященнейшим Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, была совершена первая Божественная литургия.

4 января 1996 года в обители состоялся первый иноческий постриг. Его совершил Высокопреосвященный Григорий, архиепископ Можайский.

С возобновлением монашеской жизни началось возрождение почитания святынь обители.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 6 мая 1996 года на месте погребения преподобного строителя Варлаама был водружен крест, а осенью того же года возжжена неугасимая лампада. С тех пор все с верою приходящие получают исцеления по молитвам преподобного. За два года засвидетельствовано около двадцати чудес. Верующим раздается святое масло из неугасимой лампады, горящей у надгробия преподобного Варлаама. 25 сентября 1998 года настоятелем Никольского храма села Бутурлина иереем Владимиром (Андреевым) обители была подарена икона преподобного Варлаама Серпуховского письма XIX века.

6 мая 1996 года, в день памяти святого великомученика Георгия, Высокопреосвященнейший Ювеналий совершил в обители Божественную литургию и освятил список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». От этого образа начали проистекать благодатные исцеления. Приведем свидетельство об одном из них.

«Я, М. Нина Ивановна, проживающая в г. Москве, имею сына Андрея, 1973 года рождения, который страдал пристрастием к вину с 1995 года.

О благодатной помощи иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша» я узнала из передачи по телевидению и обратилась с молитвами к Ней и прошениями об исцелении сына. В октябре 1996 года впервые приезжала во Владычний монастырь помолиться у чудотворной иконы.

Молясь за сына своими словами, я всякий раз начинала путаться и вспоминать свои грехи, а тем временем сын пил еще сильней. Тогда я пошла к батюшке в храм у Речного вокзала. Он мне велел приготовиться к серьезной исповеди и молиться «Неупиваемой Чаше». После чего я начала каяться со слезами в своих грехах и просить помиловать мое чадо.

В этом году, 18 мая, я опять была в обители и молилась об избавлении сына от страсти пьянства. И с того времени сын не пьет. Сегодня я приехала в монастырь заказать сорокоуст иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша», возблагодарить Царицу Небесную за ходатайство и милость ко мне, грешной, и засвидетельствовать об этом настоятельнице обители монахине Алексии. 19.10.1997г.».

Во Владычнем монастыре каждый день читается акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша», при этом совершается поминовение людей, страдающих от пьянства, а также всех нуждающихся в молитвенной помощи.
Восстанавливаются разрушенные храмы и жилые корпуса монастыря. В 1995 году отреставрирован Алексиевский храм, в 1997 году - Вознесенский придел Георгиевского храма. Летом 1998 года отремонтирован шатер Георгиевского храма, а 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, некогда покровительствовавшего обители, над шатром был установлен купол с крестом.

В настоящее время малое число насельниц подвизается в обители. Они занимаются выполнением хозяйственных послушаний и молитвой. Сестрами возрождаются традиции золотошвейного дела. С 1995 года при монастыре действует детская воскресная школа, занятия в которой ведут сестры обители.

4 декабря 1998 года, в день своего престольного праздника, обитель удостоилась архипастырского посещения митрополитом Ювеналием. Его Высокопреосвященство совершил Божественную литургию, во время которой возвел настоятельницу монастыря монахиню Алексию (Петрову) в сан игумении и постриг в иночество пятерых насельниц. Затем владыка отслужил молебен перед древней святыней монастыря - чудотворной иконой Введения Пресвятой Богородицы во Святая Святых, которая ныне находится в Серпуховском историко-художественном музее и на время была предоставлена монастырю администрацией музея. Конечно, еще много времени и средств необходимо для полного восстановления Владычнего монастыря, но хочется верить, что обитель снова расцветет, как и прежде. Возложим свое упование на Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Она Сама воздвигла эту обитель, Она охраняет ее Своим заступлением и, надеемся, предстательствует о всех живущих в ней, а также и о тех, кто будет способствовать ее весьма нелегкому в наши дни благоустроению.

 

Сайт:   http://www.inokini.ru

информация о храме:

Полное название: Церковь Иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша в Высоцком монастыре, Серпухов
Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, 110
Координаты: 54.901432°N 37.420517°E
Епархия: РПЦ МП
Первое упоминание рубеж XX-XXI вв.

Церковь Иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша в Высоцком монастыре, Серпухов находится по адресу Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, 110 в Серпухов. Этот храм относится к епархии РПЦ МП впервые официально упоминается в архиве рубеж XX-XXI вв. г. от Рождества Христова.

На нашем сайте представлена справочная информация об этом храме. Благослави Вас Бог!

Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.

Если вы считаете, что наша информация о храме неверна или не полна, или у вас есть более хорошие фотографии, актуальные контактные данные, расписание служб, ссылки на страницы храма в интернет - присылайте их нам на почту: editor@svyatsy.org. Мы будем рады обновить страницы.

Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.