Южная часть, Город в границах 1917 года

Сергиевская часовня - Часовня Сергия Радонежского у Префектуры ЮАО Москвы, Южная часть

Небольшая бревенчатая часовня под двухскатной крышей, увенчанной главкой; с крупной бочкой над западным крыльцом. Сооружена ок. 2000 на закрытой территории завода "Динамо" (ул. Восточная) в связи со 100-летием завода и в память о его почивших сотрудниках. В 2012, из-за ликвидации производства и сноса корпусов, перенесена к зданию префектуры ЮАО. На новом месте часовня отремонтирована, рядом поставлена крытая бочкой деревянная звонница. Приписана к Богородице-Рождественской церкви в Старом Симонове.

Лукинская церковь - Церковь Луки Апостола при Даниловском обществе трезвости, Южная часть

Даниловское отд. I-го Московского общества трезвости начало работу в 1899. После переезда в новое здание усердием председателя общества свящ. Луки Любимова к авг. 1915 была оборудована домовая церковь. Располагалась на втором этаже здания, примыкая к большому актовому залу. Приписная к храму Даниловского кладбища. Вскоре после революции закрыта, интерьер уничтожен, в здании устроен клуб, а в церковном помещении - кинозал.

Церковь при 1038-м госпитале Киевского полка в Александровских казармах, Южная часть

Походный храм, освященный 7 июля 1916 в одном из помещений Александровских казарм, в которых размещался госпиталь 5-го гренадерского Наследника Цесаревича Киевского полка. Устроен усердием П. С. Мешкова. Ликвидирован вскоре после революции, никаких следов не сохранилось.

Донской мужской монастырь, Южная часть

                ХОЛКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Свято-Троицкий Холковский монастырь - единственный пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок. Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения. Царевым монастырь назывался в силу того, что первоначальное название города Новый Оскол - Царев Алексеев град. По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время - инок Геласий. В 1650-1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты. В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен. В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена. К XIX веку относится описание Холковских пещер (в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год» и «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год»). Там сказано, что общая площадь пещер - 255 кв. м, церкви - 60 кв. м, келий - 172 кв. м, длина коридора - около 126 метров. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт. В 1909-1915 году настоятель Преображенской церкви отец Вячеслав выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с келями и подземной церковью и возвели перед входом часовню. Одновременно неподалёку появилась и другая пещера (т. н. «пещера старца Никиты»), вырытая в 1890-1920 отшельником Никитой - уроженцем села Холки. В советское время пещеры были закрыты. Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря - надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери. В 1999 году монастырь был открыт. Донской Старочеркасский монастырь Старочеркасский монастырь в честь Донской иконы Божией Матери - православный монастырь в станице Старочеркасская Аксайского района Ростовской области России; учреждён в 1994 году на территории бывшего Ефремовского женского монастыря, существовавшего с 1837 года, закрытого в 1927 году. Торжественное открытие Ефремовского женского монастыря состоялось 12 сентября 1837 года - на пожертвования вдовы полковника Данилы Степановича Ефремова. Пожертвованное подворье атаманов Ефремовых, заложенное в 1750 году (домовая церковь во имя Донской иконы Божией Матери 1756-1761 годов), было известно на Дону своим богатством и европейскими приёмами. В начале XX века в монастыре находилось 16 штатных монахинь, 2 сверхштатных, 96 рясофорных, 135 послушниц, а всего 250 человек. Реликвии монастыря, как и Войскового Воскресенского собора станицы Старочеркасской, в годы гражданской войны были вывезены за границу; перед возобновлением монастырь находился в ведении Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Монастырь вновь открыт 5 октября 1994 года. Первоначально братия поселилась в Старочеркасске в арендованном частном доме; велись восстановительные работы Донской церкви. Благоустроили землю вокруг храма, привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле церкви. На колокольне Донского храма появились колокола. Первым наместником возрождённого монастыря был архимандрит Модест (1926 - 14 марта 2002), принявший постриг от своего духовника митрополита Зиновия (Мажуга), в схиме - Серафима, начавшего свой монашеский путь в Глинской пустыни. Престольный праздник - 19 августа (по юлианскому календарю) день празднования Донской иконе Божией Матери . В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Некоторое время она находилась в Воскресенском Войсковом Соборе, пока восстанавливался монастырский храм. Впоследствии эта икона была торжественно перенесена посвященный ей храм Донской иконы Божией Матери. Сейчас она находится в притворе этого храма. С ней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря. На левом клиросе монастырского храма находится икона покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, в которую встроен ковчежец с частицей мощей святителя. В 1998 году один из духовных руководителей возрождения обители схиархимандрит Зосима (Сокур, +29.08.02) подарил монастырю малый мощевик с 34 частицами святых. Здесь есть частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, великомученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других. Незадолго перед своей кончиной в 2002 году батюшка Зосима благословил монастырю еще одну великую святыню: большой мощевик, в который вложены более 90 частиц мощей преподобных Киево-Печерских отцов. В подножие креста, вделанного в мощевик, вложен камень с горы Голгофы. Малый мощевик находится в алтаре храма Донской иконы Божией Матери, а большой мощевик в киоте висит в притворе храма справа от входа. В монастырском храме каждый день идут богослужения: утром в 07.30 Божественная Литургия и вечерняя служба в 15.00. На клиросе поет братский хор: по будним дням традиционным русским знаменным роспевом, в воскресные дни - на три-четыре голоса     ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ В Г. МОСКВА Донской монастырь - ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы; основан в 1591 в память об избавлении города от нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего без боя, что было расценено как чудо. Монастырь был основан на месте расположения походной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского, в которой располагалась Донская икона Божией Матери. По преданию, это была та самая икона, которой преподобный Сергий благословил великого князя Дмитрия Ивановича на битву, имевшей место в 1380 году на Куликовом поле, что вблизи Дона. В честь той великой победы в народе икону стали именовать Донской (как и самого князя). Так монастырь и получил свое имя. Донской монастырь - ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы; основан в 1591 в память об избавлении города от нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего без боя, что было расценено как чудо. Монастырь был основан на месте расположения походной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского, в которой располагалась Донская икона Божией Матери. По преданию, это была та самая икона, которой преподобный Сергий благословил великого князя Дмитрия Ивановича на битву, имевшей место в 1380 году на Куликовом поле, что вблизи Дона. В честь той великой победы в народе икону стали именовать Донской (как и самого князя). Так монастырь и получил свое имя. Основан Царём Феодором Иоанновичем в 1593, когда был сооружён Малый (или Старый) собор (1591-1593), В Смутное время был разорён польскими войсками под предводительством гетмана Ходкевича и долгое время продолжает пребывать в запустении. По возобновлении Царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие Государи. В 1698 был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, называемый Большой собор, построенный усердием Царевны Екатерины Алексеевны. Стены храма расписаны фресками итальянца Клаудио; внутри сохранился монументальный 8-ярусный резной иконостас с иконами «фряжского письма». Примерно в то же время (1686-1711) была возведена стена с двенадцатью башнями, которые напоминают ограду Новодевичьего монастыря. В XVIII веке монастырь интенсивно развивается: по описи 1739 года Донской монастырь - крупное феодальное хозяйство, которое владеет большими территориями и множеством крепостных душ. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Появляется некрополь выдающихся деятелей российской истории и культуры. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713-1714) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753). В 1745-1750 годах были возведены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и прочие вспомогательные сооружения; в 1796-1798 годах строится церковь Александра Свирского (храм-усыпальница А. Н. Зубова). Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 году во время Чумного бунта. Беснующаяся толпа наводнила монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Авмросия, который приказал убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались как больные (в надежде выздороветь), так и здоровые (в надежде уберечься от заразы). Темная толпа усмотрела в изъятии крамолу и растерзала архиерея, однако зачинщики беспорядков были выявлены и повешены на Красной площади по приказу Екатерины II. В конце 1764 монастырь получает статус ставропигиального. В XIX в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию; построены церковь Архангела Михаила (усыпальница Голицыных, 1809) и церковь Иоанна Златоуста (усыпальница Первушиных, 1888-1891 гг.).Фрагмент стены Донского монастыря с надвратной колокольней (старая фотография) В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам. Перед революцией монастырь был 1-го класса ставропигиальной обителью. Каждый год, 19 августа, в день празднования Донской иконе, совершался крестный ход из Успенского собора Кремля в монастырь: чудотворная Донская икона пребывала в Благовещенском соборе Кремля, где находится и ныне. В 1918 монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х. С мая 1922 в Донском монастыре находился под стражей Патриарх Тихон (Беллавин), где он оставался до средины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниной на Остоженке. Скончавшись 25 марта (7 апреля) того же года в клинике, был погребён здесь же 30 марта (12 апреля) 1925 года, в Вербное воскресенье; был похоронен в подклёте Малого собора. В 1926 году к внешней стороне той же стены собора перенесли могилу убитого 9 декабря 1924 года келейника Патриарха -Якова Полозова. 22 декабря 1925 года, вскоре после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание 10-и архиереев, образовавшее Временный высший церковный совет, что положило начало так называемому григорианскому расколу. В 1920-х годах в монастыре устраивали антирелигиозную выставку, в дальнейшем в нем был организован Антирелигиозный музей; в 1929 все монастырские храмы были закрыты для богослужения. Ценные документы XVIII-XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы (сейчас находятся в РГАДА) В 1934 был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-е на территорию монастыря были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: горельефы Храма Христа Спасителя; церкви Успения на Покровке; церкви Николы Большой Крест у Ильинских ворот; а также часть убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади. В 1964, монастырь был превращен в филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева. Малый собор, где богослужения возобновились в 1946, был приписан к храму Положения Ризы Господней на Донской улице; в храме была устроена мироваренная печь, которая и поныне используется для изготовления мира для всей Русской Церкви. В 1982 было принято решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нем официальной резиденции московского патриарха. Однако в итоге церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь. В 1991 монастырь был передан Московскому Патриархату; 18 августа был вновь освящён Большой собор. В том же году, 18 ноября, неизвестным злоумышленником был подожжён Малый собор. Во время его ремонта были проведены раскопки, в ходе которых было обнаружено в феврале 1992 захоронения патриарха Тихона, долгое время считавшееся неизвестным и порождавшее множество домыслов. Обретённые мощи Святителя были положены в раку и покоятся открыто на северной части солеи Большого собора монастыря. В 1990-е исторически сложившийся облик обители был сильно изуродован поставленной сразу за святыми вратами многочисленной бронетехникой. 16 августа 2007, накануне подписания Акта о единстве с Московским Патриархатом, делегация Русской Православной Церкви Заграницей во главе с Первоиерархом митрополитом Лавром посетила Донской монастырь и молилась у мощей святителя Тихона. Молебен Патриарху Тихону у раки с его мощами в Большом соборе монастыря отслужил в присутствии представителей РПЦЗ Архимандрит Агафодор. Среди замечательных построек с точки зрения истории, архитектуры и культуры следует выделить: Малый собор монастыря (1591-1593), построенный в честь Донской иконы Божией матери выполненный в стиле типичной одноглавой русской храмовой архитектуры XVI века; Большой собор монастыря (1686-1698), также построенный в честь Донской иконы Божией матери, однако отличающийся уникальной архитектурой (5-главый, 4-лепестковый в плане с обширной обходной галереей по периметру) и чудом сохранившимся до наших дней иконостасом, выполненным в живописной манере; Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери (1713-1714), расположенная над северными воротами монастыря; Больничная церковь Архангела Михаила (усыпальница Голицыных, 1714), расположенная в углу южной части монастырской территории; Надвратная колокольня Донского монастыря (1730-1753), расположенная над западными воротами; Церковь Александра Свирского (круглый храм-усыпальница сенатора А. Н. Зубова, 1796-1798), расположенная с востока от Большого собора; Церковь Иоанна Златоуста (храм-усыпальница Первушиных, 1888-1891), находящаяся близ северных ворот; Церковь Иоанна Лествичника (храм-усыпальница семьи Терещенко, 1898 - нач. ХХв.), расположенная к северо-востоку от церкви Александра Свирского; Церковь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского (1997), построенная на месте бывших братских огородов; Церковь Георгия Победоносца (2000), также построенная на месте бывших братских огородов; Часовня (кон. XIX в.), расположенная снаружи монастыря, при северных воротах; Стены и двенадцать башен ограды (1686-1711), а также Корпус наместника (кон. XVII - 1 пол. XVIII в.), Архимандритские покои (настоятельский корпус, 1745-1750), Братские кельи (1 четв. XVIII в.), Здание духовной семинарии (XVIII в.) и Настоятельская кухня (XVIII в.). Также в восточной части крепостной стены монастыря расположены шесть горельефов с Храма Христа Спасителя, уцелевших после его уничтожения. Новый собор в Донском монастыре - Собор Иконы Божией Матери Донская в Донском монастыре (новый), Южная часть Тихвинская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская в Донском монастыре, Южная часть Свирская церковь - Церковь Александра Свирского в Донском монастыре, Южная часть Александроневская церковь - Церковь Александра Невского в Донском монастыре, Южная часть Георгиевская церковь - Церковь Георгия Победоносца в Донском монастыре, Южная часть Часовня водосвятная в Донском монастыре, Южная часть Старый собор в Донском монастыре - Собор Иконы Божией Матери Донская в Донском монастыре (старый), Южная часть Часовня у Донского монастыря, Южная часть Тихоновская церковь - Церковь Тихона, патриарха Всероссийского, в Донском монастыре, Южная часть Ивановская церковь - Церковь Иоанна Лествичника в Донском монастыре, Южная часть Архангельская церковь - Церковь Михаила Архангела в Донском монастыре, Южная часть Захариеелизаветинская церковь - Церковь Захарии и Елисаветы в Донском монастыре, Южная часть Аннинская церковь - Церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре, Южная часть  

Новоспасский мужской монастырь, Южная часть

              НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. МОСКВА Новоспасский монастырь - старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 г. перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город. По своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом, или Новоспасского. Главный храм обители, Спасо-Преображенский собор, устроен в середине XVII века по образу Успенского собора Московского Кремля архимандритом Никоном, будущим Патриархом. С древнейших времен в Новоспасском монастыре находили место последнего упокоения представители боярского рода Романовых - предки царственного Дома. Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, непременно совершали «царские выходы» в Новоспасскую обитель, чтобы поклониться отеческим гробам. Здесь покоятся родоначальник Романовых Роман Юрьевич Захарьин, его сыновья, мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова), пострадавшие при Годунове братья Патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт), царевна Ирина, дочь Михаила Феодоровича, и другие яркие предствители этого судьбоносного для России рода. Последними его представителями, нашедшими место последего упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, +1810) и великий князь Сергей Александрович (+1905) - генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II. Останки Сергея Александровича были торжественно, с отданием воинских почестей перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 году из Кремля. Молитва о спасении обретает здесь особое звучание. Служение Богу и Отечеству воспринимается не иначе как продолжение многовековых традиций наших предков. Осознать это нетрудно для каждого, кто хотя бы раз испытал радость молитвенного присутствия в Новоспасском монастыре. Сегодня в обители действуют три храма, два из которых - Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца - освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно совершается уставное богослужение, на которое, особенно в воскресные и праздничные дни, собираются многочисленные прихожане и паломники, которые полюбили обитель за ее святыни. Во всех трудах монашеской жизни братия монастыря руководствуется благословением своего Настоятеля и Священноархимандрита - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Блаженнопочивший приснопамятный Святейший Патриарх Алексий Второй за годы, прошедшие после возвращения монастыря Церкви, многократно лично посещал обитель, совершал в ее храмах торжественные богослужения, обращался со словом Первосвятительского наставления к братии и богомольцам. Его отеческая любовь всегда ощущалась монастырской братией, служила утешением и поддержкой в монашеском подвиге, в каждодневном служении Богу и ближним. Господь да упокоит душу Святейшего Патриарха Алексия в обителях Небесных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная»! Возведенный на Московский Патриарший Престол 1 февраля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл еще Местоблюстителем Патриаршего Престола посетил Новоспасский монастырь в Рождественский сочельник 2009 года, совершил вечерню и Божественную литургию в Покровском храме обители и обратился с архипастырским словом к братии и верующим. Посещение обители Предстоятелем Церкви - всегда особое событие для братии, в котором трепетно сочетаются радость, утешение, волнение, благоговение. Каждый, кто молится в обители за Великого господина и Отца, сознает, что обращается к Богу с молитвенным прошением за Первоиерарха, на которого возложен нелегкий крест Патриаршего служения, предстояния за Всероссийскую паству, и, вместе с тем, за своего Настоятеля и Священноархимандрита. Древняя московская обитель, претерпевшая разорение и поругание, а ныне возрожденная, живет привычным монастырским распорядком, в котором неразрывно соединены два основополагающих направления монашеской жизни - молитва и труд. Каждый день и час насельника обители построен на послушании, которое лежит в основе уклада монастырской жизни и которое святые подвижники ставят превыше поста и молитвы. Как почувствовать, есть ли в душе призвание к монашеству? Как стать настоящим послушником? «Каждый человек, приходящий в монастырь, должен отчетливо себе представлять, для чего он это делает и каков тот путь, который он избирает, - говорит Наместник монастыря Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. - Это, безусловно, должен быть сознательный, ответственный и свободный выбор. Человек приходит в обитель не для того, чтобы избежать многоразличных житейских трудностей и треволнений, которыми полон мир. Это не уход от трудностей, а приход к Богу. Новоначальный послушник должен стремиться, прежде всего, к отсечению своей воли. Это, пожалуй, самое трудное, чему приходится учиться всю жизнь, но и самое основное, что делает жизнь в монастыре и монашеский путь спасительными для человека. От того, насколько он старается, с Божией помощью, преодолевать в себе своеволие, во многом зависит успешность его духовного пути и его духовный возраст. Конечно, те, кто переступают порог обители, несут на себе отпечаток нравственного состояния нашего общества, - ведь все мы дети своего Отечества. Но Спаситель говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его", и все остальное приложится вам (см. Мф. 6, 33). Вот об этом необходимо помнить каждому человеку, и тем более тому, кто ищет тесного монашеского пути. Цель монашеской жизни - та же, что была и в древности, у подвижников первых веков христианства: примириться с Богом, жить в Боге и самой своей жизнью осуществлять Евангелие и свидетельствовать о Христе. Цель монашества не изменилась с древних времен и не может измениться. Стремящийся к ней инок, то есть человек и н о й по отношению к миру, становится поистине жертвой Богу за мир. Многое надо претерпеть послушнику, испытующему себя в начале монашеского пути, но главное - учиться терпеливо смиряться и смиренно терпеть самого себя при встрече с различными жизненными обстоятельствами, с разными людьми, учиться благодарить Бога и в радостях, и в испытаниях, стараться очищать и преображать свое сердце, предоставляя в нем место Богу и действию Его благодати». Приглашаем посетить древний Новоспасский монастырь, который издавна с любовью называют «белым голубем Москвы» - одну из чудесных святынь нашего Отечества, намоленную многими поколениями наших благочестивых предков!   Сайт:   http://www.spasnanovom.ru Москва (Москва и Московская область.) Москва — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и Московской области (в состав которой не входит). Крупнейший по численности населения город России и Европы[4] (население на 1 января 2009 года — 10,509 млн человек), центр Московской городской агломерации. Также является одним из крупнейших городов мира, занимая седьмое место в этом списке. Москва — важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город обслуживают международные аэропорты Внуково, Домодедово, Шереметьево, а также аэропорт Быково, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеется речное сообщение с морями бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов). С 1935 года в столице работает метрополитен. В Москве представлены все основные мировые конфессии. Официально в городе зарегистрировано более 1000 религиозных объединений и организаций, которые представляют более 50 различных вероисповедных направлений. По вероисповеданиям в городе действуют следующие религиозные организации, крупнейшей из которых является Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) — она включает в себя около 500 объединений и организаций, 711 православных храмов и часовен, 4 мужских и 5 женских монастырей. Действующими являются 645 храмов и часовен — самый крупный — Храм Христа Спасителя — главный кафедральный собор России, также 45 храмов и часовен находятся на стадии строительства. В городе действуют старообрядческие православные объединения и организации, которых насчитывается около 10, богослужения которых совершаются в 13 храмах и часовнях. Ислам представляют 25 объединений и организаций, богослужение проводится в 6 мечетях, крупнейшей из которых являются Московская соборная мечеть. Также в Москве представлены иудаизм (21 объединение и организация, 5 синагог); буддизм — 16 объединений и организаций, 4 культовых помещения, строится 1 храм; Армянская Апостольская церковь — 3 объединения и организации, 2 храма, строится 2 храма; католицизм — 12 объединений и организаций, 2 храма; лютеранство — 10 объединений и организаций, 3 храма; протестантизм — около 260 объединений и организаций, 42 молитвенных дома; прочие религиозные направления — около 15 культовых объектов. Кроме этого, в Москве насчитывается 45 религиозных центров, 10 духовных учебных заведений и столько же монастырей. Сайт:   http://www.moscow.ru Сорокасвятская церковь - Церковь Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря, Южная часть Часовня в Новоспасском монастыре, Южная часть Часовня в память 300-летия Дома Романовых в Новоспасском монастыре, Южная часть Сергиевская церковь - Церковь Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре, Южная часть Преображенский собор - Собор Преображения Господня в Новоспасском монастыре, Южная часть Знаменская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Новоспасском монастыре, Южная часть Никольская церковь - Церковь Николая Чудотворца в Новоспасском монастыре, Южная часть Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Новоспасском монастыре, Южная часть  

Сретенская церковь - Церковь Сретения Господня при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи, Южная часть

Центр создан в 1999, в 2004 получил статус Патриаршего, вскоре на участке рядом с Даниловым монастырём началось строительство отдельного комплекса зданий с домовой церковью. Кирпичный кубический одноглавый храм с трифолийным завершением фасадов заложен 1 окт. 2007, внешне строительство уже окончено.

Покровская часовня - Часовня при детской больнице им. В. Е. Морозова, Южная часть

Детская больница выстроена в 1901-1905 на завещанную В. Е. Морозовым крупную сумму и на городские средства. Кубическая кирпичная часовня при секционной возведена в 1902. Располагалась в юго-восточном углу больничной территории. Была приписана к церкви Вознесения за Серпуховскими воротами. До настоящего времени не сохранилась, на её месте стоит новое патологоанатомическое отделение. В 2003, в рамках празднования 100-летия больницы, у 9-го корп. заложен новый Покровский шатровый храм, повторяющий формы прежней часовни.

Пантелеймоновская часовня - Часовня Пантелеимона Целителя на Крутицах, Южная часть

Часовня в северо-восточной круглой башне ограды Крутицкого подворья. Башня и прясло восточной стены построены в XVII в., воссозданы в 1978. Часовня устроена после передачи подворья Церкви, проводившегося поэтапно с 1991.

Державная церковь - Церковь Иконы Божией Матери Державная при ГУ МВД по ЦФО, Южная часть

Кирпичная церковь на территории Главного управления МВД по Центральному Федеральному округу, сооружённая концерном "Крост". Небольшая одноглавая постройка с трифолийными завершениями фасадов заложена 18 июня 2013 патр. Кириллом, освящена 22 янв. 2015.

Церковь Иконы Божией Матери Достойно есть (Милующая) при Морозовской детской городской клинической больнице, Южная часть

Небольшой временный домовый храм, устроенный в 2004 в одной из комнат одноэтажного здания постройки 2-й пол. XX в. Опекается Свято-Дмитровским сестричеством.

Кирилломефодиевская церковь - Церковь Кирилла и Мефодия в Сергиевской общине в Даниловской слободе, Южная часть

Церковь-школа построена на средства свящ. Руфа Соловьева на его земле, храм освящен в окт. 1911. Располагался в комнате 2-го этажа двухэтажного здания. Первоначально был приписан к Преображенской церкви в богадельне слепых женщин в Замоскворечье. В 1915 школа передана в дар Сергиевской женской общине при доме призрения в Сергиевском посаде. В 1917 эта община упразднена и образована новая одноимённая уже при Кирилло-Мефодиевской церкви. Храм закрыт в 1930, здание церкви-школы не сохранилось.

Сергиевская женская община в Даниловской слободе, Южная часть

Сергиевская община сестёр милосердия при Александро-Мариинском Доме призрения Троице-Сергиевой лавры открыта в 1913. Размещалась на летней даче Дома в с-це Царь-Дар. Упразднена в 1917, взамен неё образована новая одноимённая церковная община в Москве, в Даниловской слободе, при церкви-школе Кирилла и Мефодия, которая принадлежала общине с 1915. Храм закрыт в 1930, строения общины не сохранились.

Серафимовская церковь - Церковь Серафима Саровского в Даниловом монастыре, Южная частьДанилов мужской монастырь, Южная часть

                Свято-Данилов монастырь в г. Москва Данилов монастырь (Свято-Данилов монастырь) в Москве - мужской монастырь Русской Церкви, на правом берегу Москвы-реки (Даниловский вал, 22). Основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского. В первой половине 1920-х монастырь был центром так называемого «даниловского синода» - неофициальной консервативной оппозиции Патриарху Тихону, возглавлявшейся епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским). Возрождён в 1980-е как духовно-административный центр РПЦ; получил статус ставропигиального. Данилов монастырь почитается древнейшей на Москве обителью; был основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского в честь своего небесного покровителя - прп. Даниила Столпника. В Даниловом монастыре учреждена первая в Московском княжестве архимандрития (1300), в 1330 переведена в кремлёвский Спасо-Преображенский монастырь. Перед смертью князь Даниил постригся в монахи (1303), похоронен в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 и перенесены, повелением Царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители. По смерти князя Даниила обитель, им основанная, пребывала в запустении. Степенная книга повествует, что при великом князе Иоанне III Васильевиче случилось одному придворному юноше ехать мимо монастыря; князь Даниил явился ему и рек: «Рцы великому князю Ивану: се убо сам всячески себе утешаеши, мене же почто забвению предал еси? Но обаче аще он забвенна мя имать, Бог же мой несть мене забыл никогдаже». С того времени Иоанн повелел петь соборные панихиды о душах своих усопших сродников. В XIV-XV вв. Данилов монастырь оскудел, на его месте оставались церковь Даниила Столпника, рядом сельцо Даниловское. В 1560 Данилов монастырь возобновлён царём Иваном IV Грозным на месте бывшего монастырского некрополя. В 1561 храм во имя свв. Отец Седми Вселенских Соборов (уникальное посвящение во вселенском православии) был освящён митрополитом Московским Макарием. В 1591, когда войска крымского хана Казы-Гирея подступили к Москве, близ Данилова монастыря был устроен русский «обоз» - укреплённый передвижной лагерь. В 1606 у Данилова монастыря произошло сражение отрядов И.И. Болотникова и И. Пашкова с армией царя В.И. Шуйского. В 1607 близ Данилова монастыря был казнён Илейка Муромец (Коровин) - один из самозванцев, казацкий «царевич Пётр». Монастырь, находившийся во время Смуты в центре военных событий, сильно пострадал в 1610. В начале XVII в. обнесён кирпичной стеной с 7 башнями. В 1710 в Даниловом монастыре было 30 монахов, по штату 1764 - 12 монахов с настоятелем, в 1900 - 17 монахов. В 1812 разорён; накануне вступления французских войск в Москву ризница Данилова монастыря была вывезена в Вологду, казна - в Троице-Сергиеву лавру. С середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных монастырей. Первые документальные сведения о землевладении Данилова монастыря относятся к 1785 (имел 18 десятин земли). В конце XIX в. монастырю принадлежали 178 десятин, несколько домов в Москве, каменный двор; при монастыре с 1805 находилась богадельня для престарелых женщин, с 1862 - для престарелых священнослужителей и их вдов. К 1917 в монастыре было 19 монахов и 4 послушника; ему принадлежали 164 десятины земли. В начале XX монастырь был 3-го класса, в ведении викария Московской епархии. С 1 мая 1917 и до закрытия настоятель обители - епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). Краснов-Левитин и Шавров пишут: «До самой смерти Патриарха Тихона Данилов монастырь играл роль оппозиции справа. Сторонники архиепископа Феодора были во много раз более ярыми „тихоновцами", чем сам Патриарх Тихон». По формальном закрытии монастыря в 1918 монастырская жизнь активно продолжалась явочным порядком под руководством его настоятеля архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) до 1930; в 1920-е в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные Патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своей епархии. В 1929 принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нём приёмника-распределителя НКВД. В конце 1920-х гг. разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном и до 2007 года находились в Гарвардском университете. В 1920-е годы часть рукописных книг и документов монастыря поступили в московские архивы (ныне находятся в РГАДА). В 1930 на территории был организован изолятор НКВД для детей репрессированных лиц: Детей расстрелянных (на бутовском полигоне) свозили в детприемник, который находился в Даниловом монастыре. Имелся специальный приказ - разлучать братьев и сестер и даже знакомых между собой детей. В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня. До 1932 продолжались богослужения в приходской церкви Воскресения Словущего в Даниловской слободе (храм к югу от монастыря). Мощи князя Даниила, хранившиеся открыто в храме Святых Отец Седми Вселенских Соборов, с 1917 по 1930 находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря. Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной. В ноябре 1982, незадолго до своей кончины, Л.И. Брежнев подписал указ о передаче Московской Патриархии Донского монастыря; в конце мая 1983 Донской был заменён на Данилов. Журнал московской Патриархии № 8 за 1983 год содержал материал о посещении 17 мая Патриархом Пименом и сопровождавшими его лицами Председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР В.А. Куроедова. Последний сообщил иерархам, что правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нем и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории.» Наместником возрождающейся обители был назанчен архимандрит Евлогий (Смирнов), эконом Троице-Сергиевой Лавры. Монастырь восстанавливался как «Духовный и Административный Центр РПЦ», средства на его восстановление жертвовались как приходами Москвы, так и всеми епархиями Московского Патриархата. В сентябре 1983 во всех храмах Москвы Патриархом Пименом было благословлено петь тропарь князю Даниилу в конце служб и поминать его на отпу?стах. 12 сентября 1983 Данилов монастырь посетил Патриарх Пимен. Основными реставрационными работами руководил архитектор И.И. Маковецкий. Участие в работах принимал иконописец Зинон (Теодор). С Великого поста 1984 братия монастыря совершала службы в праздничные дни в Малом соборе Донского монастыря. 8 июня 1985 состоялось первое освящение престола - в храме Покрова (нижний этаж собора Свв. Отец Седми Вселенских Соборов). 15 октября 1985 в отреставрированный Новый братский корпус переехал Отдел внешних церковных сношений. 29 мая 1986 в монастырь были принесены частицы мощей князя Даниила, переданные митрополитом Феодосием, предстоятелем Американской православной церкви; было сообщено, что ранее они принадлежали архиепископу Феодору (Поздеевскому). С 1 августа 1986 по май 1987 наместником был архимандрит Пантелеимон (Долганов); с мая 1987 - архимандрит Тихон (Емельянов); с января 1990 - архимандрит Ипполит (Хилько). 18 августа 1987 за всенощной в Троицком соборе молился Вселенский Патриарх Димитрий, прибывший в тот день с официальным визитом в РПЦ. На месте бывшего некрополя, в западной части территории обители, было построено новое здание резиденции Патриарха и Священного Синода. 11 февраля 1988 в здании бывшего Братского больничного копуса, примыкающего с запада к надвратной церкви, был освящён храм прп. Серафима Саровского. Верхний храм церкви Седми Вселенских Соборов был освящён 26 марта 1988. 30 мая 1988 года монастырь посетили Президент США Р. Рейган, его супруга и Госсекретарь США Джордж Шульц, которых встречали председатель ОВЦС митрополит Филарет (Вахромеев) и наместник обители архимандрит Тихон. 12 июня 1988 года, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади монастыря Божественную литургию в ознаменование 1000-летия Крещения Руси совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I. С 2001 в Покровском храме покоятся мощи преподобноисповедника Георгия (Лаврова), с 1922 до 1982 подвизавшегося в обители. Мощи святого, прославленного на Архиерейском Соборе 2000, были обретены 11 октября 2000 на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде. После многолетних переговоров с Гарвардским университетом в марте 2007 - благодаря согласию Виктора Вексельберга обеспечить полное финансирование всех затрат по проекту и организационную поддержу при осуществлении сложных в техническом отношении операций - удалось достичь согласия на возврат колоколов монастырской звонницы. После этого к переговорам подключился Культурно-исторический фонд «Связь Времен», председателем попечительского совета которого является Виктор Вексельберг. Было подписано соглашение о возвращении колоколов монастырю. 12 сентября 2007 года, по окончании литургии, Патриарх Алексий II в присутствии предпринимателя Виктора Вексельберга совершил чин освящения колокола «Будничный» - первого из возвращённых. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его священно-архимандритом (настоятелем) является правящий епископ Москвы - Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет наместник в сане архимандрита. Как и все современный монастыри в России, Данилов монастырь по своему уставу - «общежительный», что подразумевает общую молитву, труд и трапезу всей братии. Богослужения совершаются ежедневно. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба и церковные мастерские. Монастырь имеет два подворья: в Рязанской области и в Подмосковье.     Сайт:   http://www.msdm.ru Серафимовская церковь - Церковь Серафима Саровского в Даниловом монастыре, Южная часть   Часовня надкладезная в Даниловом монастыре, Южная часть   Часовня поминальная в Даниловом монастыре, Южная часть   Троицкий собор - Собор Троицы Живоначальной в Даниловом монастыре, Южная часть