Зачатьевский женский монастырь, Земляной город

Женский монастырь основан ок. 1360 (или несколько позже) св. Алексием митрополитом. Известен под именами Алексеевского и Зачатьевского. Истреблен пожаром 1547, после чего перенесен в Чертолье, а на прежнем месте осталась небольшая община. Возобновлен в 1584, при этом выстроены Зачатьевский и Богородицерождественский храмы. К революции имел собор и две церкви. Упразднен в 1924, однако службы продолжались по крайней мере до 1929. С 1991 ремонтируется, богослужения возобновлены в 1993. В 1995 присвоен статус ставропигиального монастырь. В 2010 освящён восстановленный по новому проекту собор, сломанный в советское время.

АННО-ЗАЧАТЬЕВСКИЙ ХРАМ В Г. ЧЕХОВ

Анно-Зачатьевская церковь расположена в центре города Чехова на возвышении в бывшей усадьбе князей Васильчиковых Зачатьевское. Среди памятных мест, вошедших ныне в черту города, село Зачатьевское на реке Лопасне одно из наиболее заметных. Впервые село упомянуто в писцовых книгах в 1628 году как владение этого древнего боярского рода.

Анно-Зачатьевский храм в г. Чехов

Закладка церкви в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы состоялась в 1689 году на средства стольника Саввы Лукьяновича Васильчикова.

Долгое время у него не было детей, и Савва Васильчиков после видения, явленного его супруге Анне, дал обет, что с рождением ребенка, он построит храм в благодарность Богу. При начале строительства храма Анна Васильчикова зачала и через положенное время родила дочь, названную Марией. После у супругов были и другие дети. В 1694 году храм был освящен в честь святой праведной Анны «егда зачать Пресвятую Богородицу».

В архитектурном плане это квадратная церковь с трёхчастной апсидой, завешенная ложными полукруглыми закомарами и увенчанная стройным пятиглавием на глухих барабанах, лишённых декора. Окна обрамлены наличниками с полуколонками и килевидными навершиями, характерными для московского зодчества. Широкий карниз украшен рядами поребриков.

В 1821 году потомок Саввы, Николай Иванович Васильчиков пристроил к Зачатьевскому храму трапезную с приделами во имя святителя Николая и в честь Зачатия Иоанна Предтечи в классическом стиле, а в 1828 г. - трехъярусную колокольню с изящной двеннадцатиколонной ротондой и шпилем. Звонница представляет собой хороший образец стиля ампир. Церковь гармонично объединяет московский и классический стили храмового зодчества.

В 2006-2007 годах проведена фундаментальная реставрация храма под руководством архитектора министерства Культуры Московской области И.Ю.Коровина. Восстановлена колокольня, укреплена конструкция ротонды верхнего яруса. Достижением реставраторов можно считать восстановление семиметрового кованного стального шпиля, завещающего купол ротонды. В советское время с него пытались сорвать крест, однако вековая сталь с сечением 7 сантиметров, которая была в основе конструкции, не поддалась и была лишь слегка погнута. Сейчас шпиль вновь выправлен.

Реставраторами восстановлены кресты 17-ого века, венчавшие пятиглавье. За два с небольшим столетия кресты утратили репья, цаты, накладки орнамента и лучи, не говоря о золочении. Мастера кузнечного дела укрепили древнюю основу крестов, дополнив ее положенными украшениями. Покрытые сусальным золотом в 2007 году, во дни Святой Пасхи кресты вновь увенчали покрытые медью возрожденные купола.

Храм приобрел медную кровлю, а четверик и апсида получили первоначальные украшения из резного кирпича. Была восстановлена кованная церковная ограда 19 века с кирпичными столбами, отделанными белым камнем.

В ограде расположен старинный некрополь, где на южной стороне сгруппированы могилы князей Васильчиковых и их родственников графов Ланских. За одного из них, П.П. Ланского, вышла замуж вдова А.С.Пушкина Наталья Николаевна. Есть предположение, что Лопасню посещала Н.Н. Пушкина-Ланская с детьми.

Фамильное захоронение потомков А.С.Пушкина расположено с северной стороны храма. В 1963 году сюда был перенесен из Каширского района прах Александра Александровича Пушкина, героя русско-турецкой войны 1877-1878 годов, старшего сына великого поэта. Он много работал над рукописями отца и наиболее интересные передал в Румянцевскую библиотеку. А.А. Пушкин умер в 1914 году, завещая похоронить себя в Лопасне, рядом с супругой, но первая мировая война сделать это помешала.

Здесь же похоронен внук поэта - С.А. Пушкин и правнуки Сергей и Софья. Рядом могила другого внука А.С.Пушкина - Г.А. Пушкина, который в январе 1917 года обнаружил в барском доме на территории усадьбы Зачатьевское черновые материалы к "Истории Петра Великого". Ныне эти листки из Лопасни- Зачатьевское находятся в Пушкинском доме Академии наук в Санкт-Петербурге.

С восточной стороны храма расположенная чугунная часовня и памятник из белого итальянского мрамора - это захоронение купцов Петра Александровича и Якова Петровича Прокиных, видных благотворителей Лопасненского края середины и конца XIX века.

После революции 1917 года церковь пережила трудные времена. Однако, храм закрыли в 1962 году. В стенах храма сделали склад.

Пятиярусный золоченый иконостас, утварь и другое церковное имущество в этот период было утрачено. В 1988-ом, в год Тысячелетия Крещения Руси, храм передали церковной общине. На Сретение состоялась первая Божественная литургия. В первоначальной росписи стен приняли участие выпускнике Московской художественной школы Алексей Бандин и художник Вадим Овсянников. В настоящее время сохранились отдельные фрагменты работ художников.

В Анно-Зачатьевской церкви находится чудотворная Казанская икона Божией Матери, от которой были явлены знамения и чудеса во время войны. В 1997 г., в день празднования этой иконы, перед ней отслужили молебен, на котором присутствовали многие молодые люди перед отправкой на службу в Чечню. Они не только не погибли, но и не получили никаких ранений, хотя и находились на передовых позициях.
В храме есть чтимый образ Матери Божией «Неопалимая купина», так же почитается икона Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

Святыней являются также чудотворная почитаемый образ преподобного Серафима Саровского, пожертвованный Юрием Николаевичем Сбитневым, который спас икону от поругания.

В храме храниться ковчег с частицей главы Вифлеемского младенца, а так же крест-мощевик, в том числе, с частицей святых мощей Первомученика Архидиакона Стефана.

По дороге к усадебному дому, близ входа в храм, на склоне холма, - святой источник, освященный в честь святых и праведных богоотец Иоакима и Анны с поклонным крестом. В 2000 году началась реконструкция источника. Тогда источник освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Сейчас святой ключ украшает резной крест из светлого гранита и мозаичная икона Матери Божией «Живоносный источник», которою освятили в 2007 году. К этому источнику приезжают паломники просить Бога о чадородии.

СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

Спасо-Яковлевский монастырь - православный мужской монастырь. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова Великого. С 1764 до 1888 имел статус ставропигии.

Основан в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом († 27 ноября 1392; память - 27 ноября). Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной ещё в XI веке св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е годы), рядом с источником (сейчас над ним - часовня 1996 года), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новая обитель.

Спасо-Яковлевский монастырь в г. Ростов Великий

После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 года. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.

Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию правдной Анны) или Иаковлевским - по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV век) до второй половины XVII века все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий, позднее Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой деревянной церкви. Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.

В 1702-1709 годах монастырь находится под особой опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Приехавший 1 марта 1702 в Ростов Великий по велению Петра Первого, он был торжественно встречен в Яковлевском монастыре и сразу же отслужил благодарственный молебен в Троицком (будущем Зачатьевском) соборе. По преданию, в тот же день он указал место своего будущего погребения - в юго-западном углу храма.

Димитрий Ростовский был погребён 25 ноября 1709 года в Троицком (будущем Зачатьевском) храме. Над местом его погребения была выстроена деревянная гробница со стихами-эпитафией, написанными другом умершего - местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским). Кроме того, согласно воле умершего, в монастырь поступили две иконы Богоматери: келейная Боголюбская с ростовскими угодниками и особенно почитаемая Ватопедская.

В 1725 году велением ростовского епископа Георгия (Дашкова) к Троицкому собору был пристроен северный Зачатьевский придел, в XIX веке перестроенный в отдельный храм. В 1754 году по указу Арсения (Мацеевича) собор был переименован в Зачатьевский (так же, как назывался и его деревянный предшественник; название сохраняется и поныне), а придел - в честь Иакова Ростовского.

21 сентября 1752 году при починке церковного пола были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, не тронутые тлением, были трижды освидетельствованы церковными иерархами. 22 апреля 1757 года состоялась канонизация св. Дмитрия Ростовского. Число паломников в монастырь сразу же значительно увеличилось. У западной стены в том же году был построен гостиный двор для богомольцев. По заданию митрополита Арсения (Мацеевича) монастырский эконом завёл тетрадь, куда паломник могли бы записывать свои рассказы о чудесных исцелениях у гробницы святого. Получившаяся большая рукописная книга, которая охватывает события с 1753 по 1764 годы и содержит описание 288 исцелений, ныне хранится в Архиве Ростовского музея.

В 1758 году из серебра, добытого на Колыванских рудниках, по приказу императорицы Елизаветы Петровны была создана рака для мощей св. Димитрия Ростовского. На серебре была выгравирована эпитафия св. Димитрию, сочинённая Михайло Ломоносовым. 25 мая 1763 года состоялся первый крестный ход от Успенского собора Ростовского Архиерейкого дома к Спасо-Яковлевскому монастыря, которй с тех пор проводился ежегодно (вплоть до революции).

Сохранилось несколько описей монастыря, относящихся к середине XVIII века: деревянная рубленая ограда с воротами в каждой стене (и ограда, и ворота были крыты тёсом). Главные - Святые - ворота, украшенные росписью, находились с восточной стороны. Остальные трое ворот были въезжими, причём рядом с каждым находилась небольшая входная калитка. Возле западной стены находились настоятельские покои - деревянные, с четырьмя комнатами и сенями, лестница из которых вела в светёлку. С южной стороны находились каменные братские кельи, в северо-восточном углу - несколько деревянных келейных корпусов. С восточной стороны раполагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, сарай, два каменных погреба; около Святых ворот стояла хлебная палата с кухней; в юго-восточном углу - каменная поварня и пивоварня. За восточной стеной ограды был расположен монастырский двор, на котором стояли три избы, за западной - гостиный двор для богомольцев.

С 1764 года, согласно манифесту Екатерины Второй, до 1888 года монастырь числился ставропигиальным, то есть подчинённым непосредственно Святейшему Синоду.

В тому же году к обители приписаны строения стоявшего рядом упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря, в том числе монументальный Спасо-Преображенский собор XVII века (это единственное здание Спасо-Песоцкого монастыря, сохранившееся до наших дней). По этой причине в 1765-1836 годах обитель официально именутся Спасо-Иаковлевским Зачатьевским монастырём.

В 1760-е годы в Зачатьевский собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. В 1780 году иконы специально для этого иконостаса написал харьковский иконописец В. Ведерский.

Во второй половине XVIII века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой. На углах и над воротами появились красивые, с легкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами - высокая трехъярусная колокольня. В монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус.

В конце XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре расцветает искусство финифтяной иконы. Возникновение этого промысла в Ростове связано с именем митрополита Арсения (Мацеевича), пригласившего в Ростов иконописцев, работавших в современных для того времени стилях, - для поновления старинных и написания новых икон. Среди них были и мастера финифтяной иконы. Вначале центром финифтяного промысла был ростовский Архиерейский дом, а после перевода Архиерейского дома в упразднённый к тому времени ярославский Спасо-Преображенский монастырь основным заказчиком финифтяных икон стал Спасо-Яковлевский монастырь, где их покупали на память о посещении монастыря богомольцы.

В 1794-1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был возведен Димитриевский собор. Этот богатый храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев желал создать храм, достойный мощей св. Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Н. П. Шереметев был одним из крупнейших благотворителей за всю историю обитли: помимо строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Шереметева (1809) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами св. Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор нередко называют Шереметевским.

[править] Монастырь в XIX - начале XX веках
Гробовой старец Амфилохий. Картина неизвестного художника начала XIX века. Собрание Ростовского музея

В начале XIX века в монастырь подвизался «гробовой старец» Амфилохий, который в течение 40 лет ежедневно по многу часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского. После смерти старца в Ростове установилось его местное почитание.

В 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора 1754 года выстроен храм св. Иакова Ростовского. Строительство церкви было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства благотворительницы монастыря - графини А. А. Орловой-Чесменской (чуть раньше участвовавшей в восстановлении и перестройке новгородского Юрьева монастыря). Росписи были выполнены Тимофеем Медведевым (не сохранились до нашего времени).

В 1836 году возведена паперть Зачатьевского собора. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов, в том числе гробового иеромонаха Амфилохий (ум. 1824) и архимадрит Иннокентий (ум. 1847), справа - Полежаевы Михаил Михайлович (ум. 1876) и Вера Леонидовна (ум. 1885).

В 1860-х годах был выстроен заново главный иконостас Димитриевского собора. Теперь он представлял собой триумфальную арку из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

В 1836 году Святейший Синод по прошению архимандрита Иннокентия утвердил новое официальное наименование обители - Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь.

В монастырь приезжали на богомолье Екатерина Вторая, Александр Первый, Николай Первый, Александр Второй, Николай Второй.

В монастыре сохранялось огромное собрание книг и рукописей, ценный архив нот, исторических документов.

В 1909 году возникает традиция перенесения св. Димитрия Ростовского из Зачатьевского собора в Димитриевский: с 25 мая по 28 октября мощи ежегодно пребывали в Димитриевском соборе (как и хотел его строитель - Н. П. Шереметев), остальное время - в Зачатьевском. Перенесение мощей сопровождалось крестным ходом при большом стечении народа.

В начале XX века были освящены новые храмы внутри уже существовавших к тому времени построек. В Иаковлевской церкви в 1912 году открыт пещерный храм в честь Воскресения Христова, а в 1916 - придел в честь Ватопедской иконы Божьей Матери (последний - на пожертвования С. П. Колодкина "в вечное поминание убиенного воина Феодора"). В 1909 году в юго-западной башне открыт храм в честь Толгской иконы Божьей Матери - домовая церковь настоятеля монастыря. Из этой церкви по лестнице можно было подняться на смотровую площадку башни, откуда открывалась панорама города.

После 1917 года службы в монастыре шли только в Яковлевской цекрви.

В 1923 году монастырь был окончательно закрыт. В зданиях монастыря были размещены жилые квартиры, мастерские. Иноков изгнали, монастырское имущество, книги и рукописи частично поступили в Ростовский музей, частично разграблены. В 1928 году часть рукописного собрания бывшего Спасо-Яковслевского монастыря была перевезена в Москву (ныне - в РГАДА).

В 1980-е годы был разобран резной барочный иконостас XVIII века из Зачатьевского храма. В настоящее время сохранился только его остов.

15 апреля 1991 года монастырь возвращён Русской православной церкви. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлён.

В монастыре покоятся мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же пребывают иконы Ватопедской Божией Матери и келейная св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь.

В 1996 году над источником вновь сооружена небольшая деревянная часовня (архитектор - М. Панкратов, Москва), освящённая в честь святителя Иакова. Часовня освящена архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем 10 декабря 1996 года.

Сайт:   http://rostov-monastir.narod.ru

Зачатьевская церковь - Церковь Анны праведной Зачатия в Зачатьевском монастыре, Земляной город

Новая церковь, устроенная в трапезном корпусе возрожденного монастыря. Посвящение соответствует посвящению древнейшего престола разрушенного большевиками соборного храма, ныне возобновляемого.

Милостивая часовня - Часовня Иконы Божией Матери Милостивая в Зачатьевском монастыре, Земляной город

Каменная восьмистолпная высокая часовня-сень для помещения мозаичной копии чудотворной иконы Божией Матери "Милостивая" - главной святыни Зачатьевского монастыря. Начата постройкой в III кв. 2017, освящена 25 нояб. этого же года.

Алексеевская часовня - Часовня Алексия, митрополита Московского, в Зачатьевском монастыре, Земляной город

Часовня, устроенная в 1998-1999 в помещении усыпальницы Римских-Корсаковых, расположенном под надвратной церковью, вход в нее справа в пролете монастырских ворот. Посвящение выбрано в память основателя монастыря свт. Алексия, придел во имя которого был в уничтоженном в советские годы соборном храме. Освящена 25 нояб. 1999. Благолепно расписана. В часовне находится книжная лавка.

Духовская церковь - Церковь Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре, Земляной город

Церковь в комплексе со зданием богадельни. Освящена 24 окт. 1850. Архитектором был М. Д. Быковский. В советское время барабан с куполом сломан, храм перестроен. Реставрировался с 2001, ныне в порядке. В 2005 в помещении богадельни освящён правый придел сщмч. Владимира (Амбарцумова).

Зачатьевский собор - Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре, Земляной город

Деревянный Зачатьевский храм поставлен ок. 1360. Каменный собор постройки ок. 1584 простоял до 1804, когда был разобран за ветхостью. Последний пятикупольный храм во имя Рождества Богородицы, выстроенный в стиле классицизма с элементами неоготики, возведён в 1805-1807, но освящён только в 1813. Придел Зачатия на хорах, другие приделы: Феодора Стратилата (1798), Алексия митрополита (1799), а также Казанский (1887), выстроенный вместо стоявшей рядом церкви Неопалимой Купины. Каменная трёхъярусная колокольня 1800. Храм снесён в 1930-е, на его месте построена школа. После передачи монастырских построек РПЦ в трапезном корпусе устроена домовая Зачатьевская церковь. Школьное здание сломано, в 2006-2010 выстроен новый пятикупольный храм, освящённый 25 нояб. 2010.

Спасская церковь - Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Зачатьевском монастыре, Земляной город

Церковь типа восьмерик на четверике над северными монастырскими воротами. Хороший памятник московского барокко. Построена А. Л. Римским-Корсаковым в 1696. Закрыта в 1930. Богослужения возобновлены в 1993.

информация о храме:

Полное название: Зачатьевский женский монастырь, Земляной город
Адрес: Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2
Адрес на 1917 год: Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2
Координаты: 55.739719°N 37.599553°E
Епархия: РПЦ МП
Первое упоминание ок. 1360

Зачатьевский женский монастырь, Земляной город находится по адресу Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2 в Земляной город. Этот храм относится к епархии РПЦ МП впервые официально упоминается в архиве ок. 1360 г. от Рождества Христова.

На нашем сайте представлена справочная информация об этом храме. Благослави Вас Бог!

Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.

Если вы считаете, что наша информация о храме неверна или не полна, или у вас есть более хорошие фотографии, актуальные контактные данные, расписание служб, ссылки на страницы храма в интернет - присылайте их нам на почту: editor@svyatsy.org. Мы будем рады обновить страницы.

Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.