Новгородская область, Храмы России

Богородицкий собор - Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре, Торговая сторона за Окольным городом

Каменная холодная пятипрестольная соборная церковь, построенная вместо первого деревянного собора. Приделы: Антониевский, Богословский, Грузинский, Онуфрия и Петра Афонского.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, Хутынь

Монастырь изначально основан как мужской в конце XII в. прп. Варлаамом в местечке Хутынь на правом берегу Волхова. Известность получил в конце XV в. после посещения царем Иоанном III. Несмотря на ущерб, полученный в Смутное время, к концу XVIII в. это был один из богатейших северных монастырей. Закрыт в 1920-х, сильно пострадал во время ВОВ. В 1994 возвращен епархии и возобновлен как женский монастырь. Великий Новгород Великий Новгород (до 1999 года официальное название - Новгород; ст.-слав. Новъ Градъ) - город на северо-западе России, административный центр Новгородской области, Город воинской славы. Один из древнейших и известнейших городов России (в 2009 году официально отмечается 1150-летие Великого Новгорода). В средние века - центр Новгородской республики, известной как «Господин Великий Новгород». Средневековый город сложился на месте более ранних селений у истока Волхова из Ильменя, где сгусток стоянок и поселений прослеживается со времён неолита (4-3 тыс. до н. э.) . Период начального заселения отражен[источник не указан 19 дней] десятками версий позднелетописного Сказанием о Словене и Русе, его арабо-персидскими краткими вариантами. C VIII века - центр ряда селений Приильменья, в IX - XII век первая столица, затем второй по значимости после Киева центр Древнерусского государства, столица Новгородской земли до её подчинения Московскому княжеству в 1478 году. На современном научном уровне этнические привязки археологических культур Приильменья спорны; по данным топонимики округу заселяли праславяне, финно-угры и балты. Следы раннего железного века в округе Городищ под Новгородом есть, но следы внушительного поселения археологи пока не обнаружили. Специалистов привлекает одно из значений скандинавского имени города - Хольмгардр - «скопление поселений, затопляемых во время паводков». Вероятно, Хольмгардром считалась цепочка поселений от истоков Волхова вплоть до Холопьего городка (напротив Кречевиц). По мнению специалистов, древнескандинавское слово gardr не означало «город» и никогда не употреблялось в названиях городов. Им обозначались хутора или небольшие поселения, обнесенные оградой, и потому оно часто использовалось в названиях хуторов и усадеб. Официальной датой возникновения Новгорода принято условно считать 859 год, исходя из упоминания города в поздней Никоновской летописи (компиляция XVI века). При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, но под годом 6367 (859 год) содержится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины. Автором официальной даты основания города стал историк М. Е. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 года, что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода. В арабских источниках X века упоминается пункт ас-Славийа (Слава, Салау), как один из трёх центров русов наряду с Куйабой (Киевом) и Артанией (идентификация неясна). Полагают, что речь идёт о предшествовавшем Новгороду «старом городе» ильменских словен. Самое раннее иностранное упоминание Новгорода (Немогард) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». В скандинавских сагах город называется - Холмгардом (Holmgard) столицей Гардариков, в германских источниках - Острогардом. Также здесь происходят основные действия эпического литературного произведения XVII века «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» и былины о Садко. Русские летописи дают разные версии возникновения города. По «Повести временных лет» (Лаврентьевский список) город существовал уже к моменту прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами в ходе их расселения после миграции с Дуная. По Ипатьевской летописи: «Словене же седоша около езера Илмера и прозвашася своимъ именемъ и сделаша городъ и нарекоша и Новъгородъ». Почти любое обновление поселения у Ильменя затем вопринималось как создание «нового города». Рюрик, по ипатьевскому списку, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «пришед къ Ильмєрю и сруби городе надъ Волховом и прозваша и Новъгород» (наблюдается некоторое противоречие с сообщением той же летописи об основании города словенами). Новгородская I летопись младшего извода упоминает новгородцев в недатированные времена легендарного Кия. «Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря : Словен? свою волость (свое княжение - во многих других летописях) им?ли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше.» Как показывают археологические данные, самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются X веком (по методике дендрохронологии). Для истории складывания средневекового Новгорода полезны данные по Рюрикову городищу (в черте города с 1999 года) в 2 км к югу от исторической части Новгорода, где поселение датируется c VIII-IX века. Вместе с тем смешанный культурный слой глубже деревянных мостовых в Новгороде достигает до 30 см и включает предметы, которые можно датировать временем и ранее VIII века. Проблема додендрохронологического культурного слоя Новгорода остаётся спорной: «Открытые во всех трех местах древнейшие (ранние) мостовые датируются серединой - второй половиной X в., однако ниже повсеместно залегают более или менее значительные прослойки более раннего времени, к сожалению, хронологически аморфные, что обычно для ранних городских напластований, когда тонкие поначалу отложения легко перемешиваются под ногами первых поколений жителей. В любом случае начало заселения древнейших (раннесредневековых) участков Новгорода возможно относить по крайней мере к первой половине X в. » Традиционно одними из ранних поселений, объединением которых возник город, принято считать поселения на месте Неревского, Славенского и Людина концов города. Славенский конец возник на месте посёлка, который в летописях именовался Холм (поселение на возвышенности). Существенных отличий по культуре у этих поселений не выявлено, в 1971 предполагалось, что Неревский конец назван по финно-угорскому племени меря (замена начальной буквы м на н), так как присутствие финно-угров чётко прослеживается в археологических материалах - своеобразных кольцах. Ныне доказано, что меря обитали только в округе Ростова: «на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря».", что убедительно подкрепляется археологическими данными . Браслетообразные сомкнутые височные кольца теперь трактуются как преимущественно славянские. Спектр эпических, легендарных и иных дат основания предшественников Новгорода и самого города включает - в частности - 2395 г до н. э. (3113 от сотворения мира - эпического Словенска; см. Сказание о Словене и Русе), 551 г до н. э. (своды А. А. Артынова), рубеж н. э. (многие летописи; до хождений на Русь апостола Андрея и основания Киева), VI век (Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава 8), около 790 г (в связи с упоминанием примерно на это время новгородских князей Бравлина и Буревоя), до 852 (842) г. (недатированные части многих летописей), 854 (ряд летописей) и т. д., вплоть до отрицания некоторыми авторитетными археологами существования города до середины X века. Все версии имеют сторонников и противников, но большинство исследователей тяготеет к обоснованию датировок около IX в. н. э. Эпические подходы вызывают все больший научный интерес(Азбелев С. Н. Устная история Великого Новгорода: Очерки IX-XVII столетий / Ответственный редактор В. Л. Янин. Великий Новгород, 2006. -307 с; Азбелев С. Н. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли / Ответственный редактор В. Л. Янин. СПб., 2007. - 295 с.: илл.). * 862 - сообщение многих летописей. В переводе Д. С. Лихачёва «Повести временных лет»: « В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. * К началу XII века Новгородская земля включает в себя часть Прибалтики, часть Карелии, южную часть Финляндии, южное побережье Ладоги, Обонежье, берега Северной Двины, обширные пространства европейского севера вплоть до Урала. * C 1136 по 1478 период «Новгородской феодальной республики», когда город, управлялся вечем. * 1142 - «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках»; Швеция начинает борьбу против Новгорода; шведский отряд совершает разбойное нападение на новгородских купцов в южной Финляндии, погибает 150 новгородцев; финское племя емь нападает на Ладогу и убивает 400 человек; Новгород теряет контроль над Аландами, югом Финляндии, уходит с Готланда, борется со шведами за западную Карелию. * 1228 - финское племя ямь нападает на Ладогу; страшный голод в Новгороде; погибло более 7 тысяч человек; люди ели мох, водяной клевер, сосновую и липовую кору. * 1234 - нападение литовского войска на Русу. * 1240 - ярл Ульв Фасси, во главе войска, состоявшего из шведов, норвежцев, суми, ями приходит в устье Невы, собираясь взять Ладогу и Новгород; 15 июля шведы разбиты новгородцами в Невской битве. * 1241 - ливонцы и чудь берут новгородские крепости Копорье, Лугу, разоряют окрестности Новгорода. * 1242, 5 апреля - новгородцы во главе с князем Александром Ярославичем одерживают победу над тевтонскими рыцарями в Ледовом побоище. * 1283 - шведы осаждают Ладогу, истребляют новгородских купцов, которые направляются в Обонежье. * 1293 - татары вторгаются в новгородские пределы (дюденева рать), разоряют Волок. * 1300 - шведы ставят крепость Ландскрону в устье Невы, на Охте (Сварта), разоряют новгородские поселения на Неве; в том же году новгородское войско разрушает Ландскрону. * 1318 - новгородцы совершают поход на шведскую крепость Або. * 1323 - новгородцы основывают крепость Орешек на острове Ореховый на Ладоге и останавливают шведскую экспансию; заключается Ореховский мир - первый в русской истории «вечный мир» русского княжества с соседней страной. * 1364 - «приеха с Югры новгородцы дети боярские и люди молодые воеваша по Оби реки до моря, другая половина рати на верх Оби воеваша»; новгородцы проникают в Сибирь до реки Обь, устанавливают постоянный контроль над племенами ханты и манси. * 1446 - голод в Новгороде; магистр ливонского Ордена устраивает блокаду голодного Новгорода, сговариваясь с Литвой, шведами, норвежцами, Данией, Ганзой, Пруссией, посылает флот для осуществления блокады к устью Невы. * 1478 - Новгород и все его земли подчинены Московскому княжеству. * зима 1569-1570 - войско опричников, лично возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило в поход на Новгород, поводом к которому послужил донос и подозрения в измене. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода, по пути Малюта Скуратов лично задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа. Число жертв в Новгороде было по разным источникам современников от 27 тысяч человек до 700 тысяч человек. В Новгороде разгром длился 6 недель, людей тысячами пытали и топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и купцов было конфисковано. * 1611-1617 - Новгород подвергся шведской оккупации и был полностью разорён. К концу оккупации в городе осталось несколько сотен жителей. * 1650 - Новгородское восстание В Великом Новгороде сохранилось множество памятников древнерусской архитектуры. Наиболее древний из них - собор святой Софии, строительство которого начато в 1045 году. Он находится внутри кремля - исторического центра города (современные стены кремля возведены в XV веке). C 1999 года решением Новгородской областной Думы (Постановление № 261-ОД) в городскую черту города включено знаменитое Рюриково городище. Из более поздних достопримечательностей города наиболее известен памятник Тысячелетию России, установленный в 1862 году по проекту скульптора М. О. Микешина.       Сайт:   http://www.adm.nov.ru Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь Варлаамо-Хутынский монастырь, Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь - женский (ранее - мужской) монастырь Русской Православной Церкви на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км от Кречевиц. Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благославляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. После присоединения Новгорода к Москве был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского. В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице. В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород. В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. Монастырь был закрыт в 1925 году. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь. С 20 апреля 1994 года - действующий женский монастырь. СОБОР ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ Каменный собор с южным Архангельским и северным Покровским приделами (1646). ЦЕРКОВЬ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ Каменная теплая трапезная церковь с приделами Исидоровским и Константина и Елены. ЧАСОВНЯ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ Деревянная часовня на Варлаамовой горке. ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ Больничная церковь монастыря. ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА В ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ Домовая церковь при настоятельских покоях. ЧАСОВНЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКАЯ ПРИ ВАРЛААМО-ХУТЫНСКОМ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Преображенский собор - Собор Преображения Господня в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре, Хутынь

Каменный собор с южным Архангельским и северным Покровским приделами (1646).

Воскресенский собор - Собор Воскресения Христова в Деревяницком монастыре, Торговая сторона за Окольным городом

Кирпичный двустолпный пятиглавый трёхапсидный собор, окруженный папертями. Сооружен в 1698-1700 попечением митр. Иова на месте каменного здания XIV в. Интересен богатым декором в духе верхневолжского зодчества. Приделы в папертях Михаило-Архангельский и Никольский. Закрыт в 1931, в 1941-1944 несколько поврежден обстрелами. Отреставрирован в 1967-1973, используется как склад.

Преображенская церковь - Церковь Преображения Господня на Ильине улице, Торговая сторона

Каменная двухпрестольная церковь с Троицким приделом. Сохранились фрагменты внутренней росписи, выполненной Феофаном Греком.

Варлаамовская церковь - Церковь Варлаама Хутынского в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре, Хутынь

Каменная теплая трапезная церковь с приделами Исидоровским и Константина и Елены.

Николо-Дворищенский собор - Собор Николая Чудотворца на Дворище, Торговая сторона

Каменный собор, построенный князем Мстиславом, сыном Владимира Мономаха. Первая каменная постройка на Торговой стороне Новгорода.

Благовещенская церковь - Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Шимске, Шимск

Кирпичная церковь, выстроенная в 1-й пол. 2000-х. Одноглавый четверик с шатровой колокольней.

Вознесенская церковь - Церковь Вознесения Господня в Чёрном, Черное

Крупный кирпичный храм в формах классицизма, построенный в 1828 помещиком П. С. Рыкачевым. Однокупольная постройка с боковыми портиками, трапезной с Никольским приделом (1859) и трехъярусной колокольней. Закрыта в 1930-х, использовалась как склад. Позже выгорела и заброшена, обрушилась большая часть сводов. В 2005 возвращена верующим, отреставрирована.

Богородицкая церковь - Церковь Иконы Божией Матери Коневская в Деревяницком монастыре, Торговая сторона за Окольным городом

Кирпичная трапезная церковь на высоком подклете, сооруженная в 1725. Одноглавый храм с пощипцовым завершением фасадов. Примыкает с востока к одностолпной трапезной палате нач. XVIII в. с высокой колокольней. В нач. XIX в. перестроены завершения храма и колокольни, в 1856 из Успенской переосвящена во имя Коневской Богоматери. В 1941-1944 сильно повреждена, в 1964-1965 отреставрирована в формах XVIII в. Занята складом.

Пятницкая церковь - Церковь Параскевы (Пятницы) на Торгу, Торговая сторона

Каменно-кирпичная церковь, построенная вместо прежней деревянной (1191). Первое упоминание о деревянной церкви Пятницы на Торгу датируется 1156 г. В 1954 г. начата комплексная реставрация церкви, в результате которой были выявлены древние формы здания. Реставрация завершена в начале 2000-х гг. В церкви расположен музей новгородского зодчества.

Богословская церковь - Церковь Иоанна Богослова на Витке, Торговая сторона за Окольным городом

Первое летописное упоминание относится к 1383, церковь входила в состав городского женского монастыря, впоследствии упраздненного. В 2001 передана старообрядческой общине Новгорода.

Александроневская церковь - Церковь Александра Невского в Яжелбицах, Яжелбицы

Кирпичная церковь, построенная в 1805 при помощи императора Александра I, с декором в формах классицизма. Основной объем типа восьмерик на четверике завершен малым восьмериком с главкой, трапезной, расширенной в 1836, связан с трехъярусной колокольней под шпилем. Приделы Димитрия Солунского и Никольский. Закрыта в кон. 1930-х, использовалась как клуб, позже брошена. В 1998 возвращена верующим, ремонтируется.

Казанская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Чудово, Чудово

Кирпичный храм, построенный в 1904-1912. Массивный четверик, завершенный мелким пятиглавием, с звонницей над притвором. До революции был приписан к сельской Успенской церкви. В 1931 закрыт, занят под Дом обороны, во время оккупации в 1942 вновь открыт, в 1962 снова закрыт. Возвращен верующим в 1989, отремонтирован.

Никольская церковь - Церковь Филиппа Апостола на Нутной улице, Торговая сторона

Изначально Филипповская и Никольская церкви строились как два разных храма. В Филипповском на полатях (хорах) был устроен Воскресенский придел, в Николькой - Троицкий. После моровой язвы 1606-1607, унесшей жизни более трёхсот прихожан, обе церкви были объединены в одну церковь Филиппа Апостола с придельным Никольским храмом. В XIX в. Никольская была разобрана и вновь восстановлена на старом основании в 1970-х.

Владимирская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Старой Руссе, Старая Русса

Деревянная церковь, обшитая тёсом, вероятно, сооружённая в XVII в. (имелся антиминс с датой 1777). Четверик, завершённый кровлей с переломом, с пятигранным алтарём и небольшой трапезной. С XIX в. приписана к соседней Петропавловской церкви, разрушена не позже 1940-х.

Спасская часовня - Часовня Спаса Всемилостивого в Спасо-Преображенском Старорусском монастыре, Старая Русса

Часовня в нижнем ярусе монастырской колокольни, примыкающей с севера к притвору Преображенского собора. Была устроена в XIX в. Вероятно, в XVII в. под колокольней существовала (или намечалась к устроению) церковь. Сама колокольня, построенная в кон. 1620-х, представляет собой столпообразное восьмигранное сооружение на кубическом основании. Верхний ярус в стиле классицизма был сооружён в 1818. В 1965-1973 колокольня отреставрирована в формах XVII в., верхний ярус снят, поставлена луковичная главка.

Мироносицкая церковь - Церковь Жен Мироносиц в Старой Руссе, Старая Русса

Тёплый храм Успенского прихода, стоявший к югу от Успенской церкви. Сооружён кирпичным в 1785-1786, перестроен в 1839-1843. Невысокий четверик, завершённый декоративной главкой, с трапезной, в которой с 1840-х помещались Ильинский и Михаило-Архангельский приделы. Отдельно стоящая колокольня со шпилем сооружена в 1795. Закрыта в 1930-х, разобрана в 1950-1960-х.