Псковская область, Храмы России

Архангельская церковь - Церковь Михаила Архангела в Чернецово, Чернецово

Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1905 при помощи помещика А. Е. Жуковского. Первоначально пятиглавый четверик с пониженными боковыми притворами и колокольней. Закрыта в 1938, в 1950-1960-х в основном разобрана. До настоящего времени уцелел только четверик основного объёма, опирающийся на четыре пилона. Планируется реставрация, приписана к храму в Усть-Долыссах.

Воскресенская церковь - Церковь Воскресения Христова на Теребенском Погосте, Теребени

Хороший образец деревянного зодчества XVIII в., один из немногих уцелевших в Псковской обл. Построена в 1776 (по другим данным в 1757, 1791). Здание со сложной объемной композицией состоит из собственно церкви типа восьмерик на четверике с трапезной, к восточным углам которой примыкают два придела (Знаменский и Варваринский), и шатровой колокольни. Приделы завершены малыми восьмериками с главками. Практически не закрывалась.

Богородицкая церковь - Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Феофиловой Пустыни, Феофилова Пустынь

Кирпичная четырехстолпная однокупольная церковь в стиле классицизма с двухъярусной колокольней, построенная в 1824 попечением о. Игнатия Васильева. Боковые приделы прп. Феофила и Александра Невского. Закрыта в 1930-х, сильно пострадала в войну, позже частично разобрана, уцелела только ротонда купола с опорными столбами.

Воскресенская церковь - Церковь Воскресения Христова на Щирском погосте, Щир

Кирпичная церковь в стиле ампир, построенная в 1838 помещиком Ф. Г. Станищевым. Основной объем, увенчанный широкой ротондой, трапезной связан с притвором, над которым поставлена колокольня. Второй престол Симеона Богоприимца и мч. Дарии. Закрыта в 1936. Пустует, в аварийном состоянии, купол частично рухнул.

Богородицецелительницкая церковь - Церковь Иконы Божией Матери Целительница в Трутнево, Трутнево

Небольшая деревянная шатровая церковь, заложенная в 2013 и освященная в 2015. Построена на средства местных жителей у места, где в XVIII в. произошло явление Божией Матери. Крестообразный в плане храм, завершенный восьмериком под шатром.

Ильинская церковь - Церковь Илии Пророка в Черме, Черма

Кирпичная церковь в формах эклектики, построенная купцом Фоминым в 1874 в дальней деревне гдовского афанасьевского прихода и выделенная в отдельный приход в 1904. Четверик, боковые фасады которого украшали крупные закомары, с прямоугольным алтарем и притвором, над которым поставлена шатровая колокольня. Закрыта не позже 1930-х. Частично руинирована, от основного объема уцелела только часть стен без перекрытий.

Никольская церковь - Церковь Николая Чудотворца на Труворовом городище, Старый Изборск

Каменная церковь, сооруженная до 1682. Высокий одноглавый одноапсидный четверик с трапезной, над западной стеной которой поставлена двухъярусная звонница, стены украшены вмонтированными в них закладными крестами. С 1831 приписана к Рождественской церкви Изборска, в нач. 1960-х передана в ведение музея-заповедника.

Троицкий собор - Собор Троицы Живоначальной - 6, Псков

Каменный пятиглавый собор в русско-византийском стиле. Приделы: Александровский, Казанский, Серафимо-Ольгинский и псковского чудотворца Всеволода-Гавриила Псковского. Первая деревянная Троицкая церковь основана во времена княгини Ольги, первый каменный собор на ее месте был построен в XII в. князем Всеволодом-Гавриилом. Дошедший до наших дней собор четвертый по счету. В 1930-х был закрыт, в нем размещен музей атеизма, вновь открыт в 1941.

Никольский собор - Собор Николая Чудотворца - 4, Старый Изборск

Четырехстолпный одноглавый одноапсидный каменный храм, сооруженный во 2-й четв. XIV в., один из старейших памятников псковского зодчества. В настоящее время перекрыт кровлей на четыре ската. Внутри устроены хоры, на которых первоначально помещался придел. Южный Преображенский придел и западная паперть пристроены в XVII-XVIII вв., двухъярусная колокольня в стиле классицизма сооружена в 1836. Не закрывался.

Успенский Псково-Печерский монастырь, Печоры

              СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь - один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался (в межвоенный период находился на территории независимой Эстонии). В 1967-2006 годах в монастыре подвизался почитаемый некоторми как старец - архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет. «Богом зданная» пещера стала известна местным жителям в 1392 году. В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, лифляндцев, шведов, поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами. В Успенском храме в серебряной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене. В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями. В годы войны монастырем управлял игумен Павел (Горшков). После войны игумен был обвинен в пособничестве германским властям и арестован; умер в «Крестах». С 1949 года по 1954 наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. 28 июля (15) 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), - до 27 февраля (12 марта) 1975 усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской оттепели, благодаря его усилиям в 1973 г. в Печоры вернулись сокровища, вывезенные фашистами из ризницы монастыря. В монастыре провел последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков). Сайт:   http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru МАЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ В 18 км от Печерского монастыря по Псковской дороге между Печорами и Изборском стоит деревня с уютным названием Малы. За ней скрылся в глубокой лощине на берегу Мальского озера бывший Мальский Спасо-Рождественский монас­тырь или как его еще называли Онуфриева пустынь, на­званный так по имени основателя монастыря прп. Онуф­рия Мальского (память 25 июня). Суров и нелюдим был край во второй половине XV века, когда пришел сюда прп. Онуфрий - ученик прп. Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника псковско­го пустынножительства - в поисках уединенной подвиж­нической жизни. Глухие и труднопроходимые леса покрывали склоны древней, прорытой ледниками лощины. Лишь блестящая гладь лесного озера иногда волновалась при ветре и тихий говор вод, с легким шумом плескав­шихся о берег, нарушал тишину уединенного места. Потом, как обычно в то время водилось на Руси, прослышав о пустынном подвижнике, приходили к нему искавшие спасения в удалении от мира любители пустынного иноческого жития и умножали число мальских насельников, пока одинокий скит не разросся в Мальский монастырь. Не сохранилось никаких сведений о житии первого пустынножителя прп. Онуфрия, кроме записи о том, что он скончался 12(25) июня 1492 года, но псковские лето­писи XVI века и народное предание твердо хранят па­мять о нем как основателе Мальского монастыря, о чем говорит и название - Онуфриева пустынь. Сколько на Руси было монастырей, время основания которых и даже имена их первых подвижников ушли в безвестность, по смирению их основателей и их нежеланию быть прославленны­ми миром. Они не на сло­вах только, а и делами своими показывали, что вменяют ни во что сует­ную славу мира сего, и не устами одними говори­ли о вечном, но дышали и жили им. Мощи прп. Онуфрия почивают до времени под спудом под развалинами монастыря. Год основания Мальс­кого монастыря в точности неизвестен, но в некоторые источниках указывается 1471 год. Небольшая обитель на берегу Мальского озера про­цветала до 1581 года. В монастыре было две церкви. Глав­ная Спасорождественская церковь построена во второй половине XVI века. Как и другие псковские церкви, она небольшая, простой формы, но пять глав, которые ее вен­чают, указывают на то, что на внешний облик храма повлияла и московская школа архитектуры. Церковь стоит над святым источником, который вытекает из-под алтаря Другая каменная постройка монастыря - трапезная церковь. К ней примыкает трапезная палата, которая в свою очередь с западной стороны соединялась со звонницей. Здание имело три этажа и служило для братии и храмом, и жильем, и трапезной. Монастырь был окружен бревенчатой оградой и, кроме названных сооружений, имел игуменский дом, три житницы, сенной амбар, сторожку у ворот. Здесь же был коровий двор с тремя коровниками, а рядом молочная, за монастырем, на берегу озера, были монастырский сад и огород. Количество монахов в Мальском монастыре никогда не превышало 15 человек. Колокольня Мальского монастыря - одно из лучших созданий псковского церковного зодчества. Ранее это была не колокольня, а звонница. Она имела односкатную кровлю и плоскую южную стену, вверху которой было четыре арочных проема для колоколов, и соответствовала псковским строительным традициям. В 1902 году она был перестроена, потому что нужно было укрепить ее верх, но и в этом исполнении звонница-колокольня смотрите чудесно и с любой точки обзора воспринимается центральной постройкой. Все каменные постройки Мальского монастыря по-своему уникальны: Спасорождественская церковь с приделом прп. Онуфрия, построенным в 1902 году, звонниц и развалины трапезного храма - все, что осталось о Мальского монастыря. Военные невзгоды прошлого не миновали затерянный среди лесов и холмов монастырь. В 1581 году венгерские отряды польского короля Стефана Батория, возвращаясь к Пскову после неудачно­го штурма крепости Псково-Печерского монастыря, подошли к Малам. Отстоять обитель монахи не смогли. Монастырь был разрушен, а все насельники убиты. Долгое время Мальский монастырь лежал в развалинах, и не слышно было звона его колоколов. Толь­ко в 1675 году появляются сведения о возобновлении Мальской обители, о чем свидетельствует надпись на одном из колоколов Мальской звонницы. Эта надпись гласит, что колокол был слит в 7183 (1675) году в Онуфриеву пустынь при строителе старце Лаврентии, помощью его и других вкладчиков. В 1710 году монастырь вновь разорен шведами, но по приказу императрицы Анны Иоанновны при епископе Псковском Рафаиле (Зборовском) возобновлен в 1730 году. Тогда восстановили его главный храм и колокольню. А руины братского корпуса с трапезной и церковью так и дожидаются со времени Батория продолжения их дол­гой жизни. В 1764 году в царствование Екатерины II при архи­епископе Псковском и Рижском Иннокентии Мальский монастырь был упразднен, а при Спасорождественском храме открыт приход. Тогда и стали называть Малы погостом. Мальский погост был приписан к Псково-Печерскому монастырю. Кроме празднования памяти прп. Онуфрия, которая совершается 12 (25) июня, существует в Малах и местный заветный праздник, именуемый «Мальским воскресением» - первое воскресенье после Петрова дня (свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла). В глубокой древности в этот день выпал обильный снег, от которого могли погибнуть все посевы и растения, но по молитвам прп. Онуфрия снег быстро растаял, не причинив никакого вреда, и в этот год урожай был больше прежнего. С тех пор положили ежегодное празднование в память об этом чуде. На кладбище Мальского погоста похоронен местный праведник - болящий Матфей, более 40 лет лежавший на одре без движения и удостоенный от Господа дара прозорливости. Много людей приходило и приезжало к праведнику за советом и утешением. На пожертвования, приносимые Матфеюшке почитателями, был построен при­дел прп. Онуфрия Мальского. Почил праведник в 1905 году, 15 (28) июня и погребен напротив Спасо-Рождественской церкви. Перед смертью предсказал обстоятель­ства своего погребения, которые и исполнились в точнос­ти. Рядом с Матфеюшкой похоронен родственник Свя­тейшего Патриарха Тихона протоиерей Михаил Влади­мирович Беллавин - настоятель Мальской церкви в 1949-1985 годах. Жена отца Михаила матушка Мария Васильевна здравствует и поныне. Этой почтенной стари уже 99 лет. В 2000 году развалины Мальской обители были переданы Псково-Печерскому монастырю для восстановления и строительства скита. В колокольне устроена новая келья будущего монастыря. На хозяйственном дворе мо­настыря в деревне Малы стро­ятся мастерские для реставра­ции Мальского скита. С древних времен считают­ся Малы святым местом. Немая красота Мальской долины, умиротворенность и благодать Онуфриевой пустыни и поныне притягивают паломников из разных концов России. Приезжают люди сюда помолиться, приложиться к святыням Мальской церкви, набрать воды из целебных источников, взирая на развалины Мальского монастыря и с верою в его воскресение. На сельских праздниках здесь можно встретить представителей малой этнической группы - народности сето. Это связано с тем, что на кладбище много сетусских захоронений. В июле проходит престольный праздник «Мальское воскресение», когда отовсюду собираются люди, считающие Малы своей родиной, чтобы встретиться и почтить память предков. Мальской погост сохраняет удивительную, умиротворяющую атмосферу. Недаром, одно из местных поверий связано с обретением человеком душевного покоя. Легенда о возникновении Мальского монастыря Жил в начале восемнадцатого века в Тамбовской губернии в Кирсановском уезде мужичок. Был он беден, но благочестив и добр. Имел небольшую пасеку - с нее и кормился. Однажды одна из пчелиных маток заговорила с ним человеческим голосом, передавая слова Господа, чтобы отправился мужичок в далекие неведомые края и возобновил там монастырь, разру­шенный вражескими полчищами. Мужик засобирался в дорогу, спросив у пчелы: "Как же исполнить твое повеление, если я не знаю куда идти, дороги в ту сторонку не найду, да и богатства на восстановление монастыря не имею?" И вновь заговорила пчела: "Не сомневайся, иди смело. Дорогу тебе пчелиный рой указывать будет, а как достигнешь места, узнаешь, на что монастырь возродить..." Шел мужичок долго: дни, недели, месяцы - пчелиный рой впереди летел. Вечером мужик на ночлег устраивается - пчелы рядом, утром - будят чуть свет. И вновь в дорогу, через леса, степи, реки. Привели его пчелы на берег Мальского озера, к развалинам монастыря. От долгого пути уто­мился мужичок - лег на берегу озера и заснул. И слышит он слова во сне: "Как встанешь на рассвете, копай без устали под грудой камней, пока не найдешь все, что будет нужно для восстановления монастырских стен". Утром мужик стал копать в указанном ему месте и нашел схороненное золото, серебро, деньги, церковную утварь, книги, иконы. Прежняя монастырская братия перед приближением врага скрыла все богатства обители в надежном месте. Через несколько лет трудов исполнил мужик волю Господа и восстановил жизнь в монастыре. Источник:   http://www.ruschudo.ru/miracles/399/ Церковь Симеона Псково-Печерского в Псково-Печерском монастыре, Печоры Деревянная одноглавая клетская церковь простой архитектуры. Построена в 2005 на хозяйственном дворе монастыря. Часовня Иконы Божией Матери Умиление в Псково-Печорском монастыре, Печоры Каменная часовня, примыкающая с внутренней стороны к стене монастыря рядом с Михаило-Архангельским храмом. Построена в 2008 в память 535-летия основания монастыря. Прямоугольная постройка c невысоким пощипцовым завершением и главкой. Лазаревская церковь - Церковь Лазаря Праведного в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Архангельский собор - Собор Михаила Архангела в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Каменный собор в классическом стиле по проекту архитектора Руско был поставлен в память об избавления Пскова от нашествия захватчиков в войне 1812. Сретенская церковь - Церковь Сретения Господня в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Каменная двухъярусная одноглавая церковь, перестроена из трапезной. Церковь Корнилия Псковского в Псково-Печерском монастыре, Печоры Церковь в надвратной Никольской башне, сооруженной в 1558-1565 и примыкающей к Никольской церкви. Устроена в 1986. Часовня водосвятная в Псково-Печерском монастыре, Печоры Кирпичная водосвятная часовня, сооруженная в 1911. Многогранная постройка в псевдорусском стиле под куполом. Благовещенская церковь - Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Одноглавая двухэтажная церковь. Одно из первых каменных зданий монастыря. Построена игуменом Корнилием на месте древней деревянной церкви Сорока мучеников Севастийских, которая была перенесена за пределы монастыря. В XVII в. фасад церкви был значительно изменен. Церковь на Горке - Церковь Антония и Феодосия Печерских в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Деревянная клетская церковь на Святой горе, построенная Архимандритом Зиноном на месте одноименной часовни. До нач. XVI в. на Святой горе стояла деревянная церковь Антония и Феодосия Печерских, на месте которой и была поставлена часовня. Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Построена поверх Успенской пещерной церкви монастыря. Пещерная церковь - Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Церковь Николы Вратаря - Церковь Николая Чудотворца в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Каменная одноглавая церковь, построена как надвратная при участии игумена Корнилия. Позже к ней пристроена Никольская башня. К церкви примыкает двухпролетная звонница (1581).  

Серафимовская церковь - Церковь Серафима Саровского в Ямме, Ямм

Церковь устроена в 2005 в приспособленном деревянном одноэтажном здании быв. столовой, внешне выделена главкой на коньке кровли.

Сретенская церковь - Церковь Сретения Господня в Хилково, Хилково

Хороший образец торопецкого зодчества сер. XVIII в. Кирпичная церковь, украшенная богатым декором в "нарышкинском стиле", датируемая 1752-1754. Построена помещиком М. И. Карамышевым. Здание типа восьмерик на четверике пятигранным алтарем, небольшой трапезной с одноглавым южным Дмитриевским приделом и северным Пятницким, и трехъярусной колокольней в стиле классицизма. С кон. XIX в. приписана к церкви в Клишковичах, закрыта не позже 1930-х. Пустует, в тяжелом техническом состоянии.

Флоровская церковь - Церковь Флора и Лавра в Хредино, Хредино

Деревянная однопрестольная церковь, построенная в 1863-1864, сгорела в 1918. Новая деревянная однокупольная церковь, обшитая тесом, с колокольней над притвором, сооружена в 1925. Закрыта в 1935, в годы войны вновь открыта и более не закрывалась.

Богородицкая часовня - Часовня Успения Пресвятой Богородицы в Феофиловой Пустыни, Феофилова Пустынь

Деревянная часовня, построенная ок. 2009 для проведения богослужений во время восстановления Успенского храма. Прямоугольная постройка с шатриком над восточной частью и звонницей над входом.

Пароменская церковь - Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья, Псков

Каменная четырёхпрестольная кубическая церковь с боковыми пристройками и отдельно стоящей пятипролетной звонницей. Построена в 1521 у паромной переправы, вместо прежней церкви (1444). В XVI в. получила статус соборной. В XVII в. пристроены боковые приделы Собора Богородицы (левый), Ниловский и Богородице-Рождественский (правые). В 1938 закрыта, во время войны несколько повреждена, в 1949-1951 проводилась частичная реставрация. В 1994 возвращена верующим, в 1995 освящен новый (северный) Ольгинский придел.

Спасская церковь - Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Харитоново, Харитоново

Хороший образец торопецкой школы сер. XVIII в. Кирпичная церковь построена в 1765 помещиком В. А. Лутковским, в XIX в. приписана к храму в Ломах, с 1900 вновь самостоятельная. Здание типа восьмерик на четверике с декором в духе узорочья, с трапезной, в которой с юга помещался придел Собора Богоматери, и колокольней. Закрыта не позже 1930-х. Пустует, находитсяв аварийном состоянии.

Вознесенская церковь - Церковь Вознесения Господня в Чайках, Чайки

Деревянная церковь, построенная в 1844. Разрушена в сер. ХХ в. В наши дни на уцелевшем фундаменте поставлен памятный крест.

Богородицкая церковь - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Изборске, Старый Изборск

Каменная церковь, сооружённая в кон. XVII - нач. XVIII вв. Бесстолпный одноапсидный четверик, увенчанный декоративной главкой, с южным Покровским приделом и западной папертью, над северной стеной которой поставлена двухпролетная звонница, и крыльцом. Не закрывалась.

Богородицкая церковь - Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Феофиловой Пустыни (новая), Феофилова Пустынь

Вновь строящийся попечением Творожковского монастыря кирпичный храм в формах новгородско-псковской средневековой архитектуры. Одноапсидный четверик с трифолийными завершениями фасадов, с северным крыльцом и звонницей над западным притвором.

Казанская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Шульгах, Шульги

Деревянная церковь, построенная на сельском кладбище в 1898 (по другим данным в 1901), в годы советской власти не закрывалась. Сгорела в ночь на 13.07.2002. Построена на старом фундаменте в прежних формах, освящена 21.07.2004. Четверик, завершенный низким малым восьмериком с главкой, с боковыми притворами и шатровой колокольней.