Печорский район, Псковская область

Никольская церковь - Церковь Николая Чудотворца на Труворовом городище, Старый Изборск

Каменная церковь, сооруженная до 1682. Высокий одноглавый одноапсидный четверик с трапезной, над западной стеной которой поставлена двухъярусная звонница, стены украшены вмонтированными в них закладными крестами. С 1831 приписана к Рождественской церкви Изборска, в нач. 1960-х передана в ведение музея-заповедника.

Никольский собор - Собор Николая Чудотворца - 4, Старый Изборск

Четырехстолпный одноглавый одноапсидный каменный храм, сооруженный во 2-й четв. XIV в., один из старейших памятников псковского зодчества. В настоящее время перекрыт кровлей на четыре ската. Внутри устроены хоры, на которых первоначально помещался придел. Южный Преображенский придел и западная паперть пристроены в XVII-XVIII вв., двухъярусная колокольня в стиле классицизма сооружена в 1836. Не закрывался.

Успенский Псково-Печерский монастырь, Печоры

              СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь - один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался (в межвоенный период находился на территории независимой Эстонии). В 1967-2006 годах в монастыре подвизался почитаемый некоторми как старец - архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет. «Богом зданная» пещера стала известна местным жителям в 1392 году. В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, лифляндцев, шведов, поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами. В Успенском храме в серебряной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене. В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями. В годы войны монастырем управлял игумен Павел (Горшков). После войны игумен был обвинен в пособничестве германским властям и арестован; умер в «Крестах». С 1949 года по 1954 наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. 28 июля (15) 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), - до 27 февраля (12 марта) 1975 усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской оттепели, благодаря его усилиям в 1973 г. в Печоры вернулись сокровища, вывезенные фашистами из ризницы монастыря. В монастыре провел последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков). Сайт:   http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru МАЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ В 18 км от Печерского монастыря по Псковской дороге между Печорами и Изборском стоит деревня с уютным названием Малы. За ней скрылся в глубокой лощине на берегу Мальского озера бывший Мальский Спасо-Рождественский монас­тырь или как его еще называли Онуфриева пустынь, на­званный так по имени основателя монастыря прп. Онуф­рия Мальского (память 25 июня). Суров и нелюдим был край во второй половине XV века, когда пришел сюда прп. Онуфрий - ученик прп. Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника псковско­го пустынножительства - в поисках уединенной подвиж­нической жизни. Глухие и труднопроходимые леса покрывали склоны древней, прорытой ледниками лощины. Лишь блестящая гладь лесного озера иногда волновалась при ветре и тихий говор вод, с легким шумом плескав­шихся о берег, нарушал тишину уединенного места. Потом, как обычно в то время водилось на Руси, прослышав о пустынном подвижнике, приходили к нему искавшие спасения в удалении от мира любители пустынного иноческого жития и умножали число мальских насельников, пока одинокий скит не разросся в Мальский монастырь. Не сохранилось никаких сведений о житии первого пустынножителя прп. Онуфрия, кроме записи о том, что он скончался 12(25) июня 1492 года, но псковские лето­писи XVI века и народное предание твердо хранят па­мять о нем как основателе Мальского монастыря, о чем говорит и название - Онуфриева пустынь. Сколько на Руси было монастырей, время основания которых и даже имена их первых подвижников ушли в безвестность, по смирению их основателей и их нежеланию быть прославленны­ми миром. Они не на сло­вах только, а и делами своими показывали, что вменяют ни во что сует­ную славу мира сего, и не устами одними говори­ли о вечном, но дышали и жили им. Мощи прп. Онуфрия почивают до времени под спудом под развалинами монастыря. Год основания Мальс­кого монастыря в точности неизвестен, но в некоторые источниках указывается 1471 год. Небольшая обитель на берегу Мальского озера про­цветала до 1581 года. В монастыре было две церкви. Глав­ная Спасорождественская церковь построена во второй половине XVI века. Как и другие псковские церкви, она небольшая, простой формы, но пять глав, которые ее вен­чают, указывают на то, что на внешний облик храма повлияла и московская школа архитектуры. Церковь стоит над святым источником, который вытекает из-под алтаря Другая каменная постройка монастыря - трапезная церковь. К ней примыкает трапезная палата, которая в свою очередь с западной стороны соединялась со звонницей. Здание имело три этажа и служило для братии и храмом, и жильем, и трапезной. Монастырь был окружен бревенчатой оградой и, кроме названных сооружений, имел игуменский дом, три житницы, сенной амбар, сторожку у ворот. Здесь же был коровий двор с тремя коровниками, а рядом молочная, за монастырем, на берегу озера, были монастырский сад и огород. Количество монахов в Мальском монастыре никогда не превышало 15 человек. Колокольня Мальского монастыря - одно из лучших созданий псковского церковного зодчества. Ранее это была не колокольня, а звонница. Она имела односкатную кровлю и плоскую южную стену, вверху которой было четыре арочных проема для колоколов, и соответствовала псковским строительным традициям. В 1902 году она был перестроена, потому что нужно было укрепить ее верх, но и в этом исполнении звонница-колокольня смотрите чудесно и с любой точки обзора воспринимается центральной постройкой. Все каменные постройки Мальского монастыря по-своему уникальны: Спасорождественская церковь с приделом прп. Онуфрия, построенным в 1902 году, звонниц и развалины трапезного храма - все, что осталось о Мальского монастыря. Военные невзгоды прошлого не миновали затерянный среди лесов и холмов монастырь. В 1581 году венгерские отряды польского короля Стефана Батория, возвращаясь к Пскову после неудачно­го штурма крепости Псково-Печерского монастыря, подошли к Малам. Отстоять обитель монахи не смогли. Монастырь был разрушен, а все насельники убиты. Долгое время Мальский монастырь лежал в развалинах, и не слышно было звона его колоколов. Толь­ко в 1675 году появляются сведения о возобновлении Мальской обители, о чем свидетельствует надпись на одном из колоколов Мальской звонницы. Эта надпись гласит, что колокол был слит в 7183 (1675) году в Онуфриеву пустынь при строителе старце Лаврентии, помощью его и других вкладчиков. В 1710 году монастырь вновь разорен шведами, но по приказу императрицы Анны Иоанновны при епископе Псковском Рафаиле (Зборовском) возобновлен в 1730 году. Тогда восстановили его главный храм и колокольню. А руины братского корпуса с трапезной и церковью так и дожидаются со времени Батория продолжения их дол­гой жизни. В 1764 году в царствование Екатерины II при архи­епископе Псковском и Рижском Иннокентии Мальский монастырь был упразднен, а при Спасорождественском храме открыт приход. Тогда и стали называть Малы погостом. Мальский погост был приписан к Псково-Печерскому монастырю. Кроме празднования памяти прп. Онуфрия, которая совершается 12 (25) июня, существует в Малах и местный заветный праздник, именуемый «Мальским воскресением» - первое воскресенье после Петрова дня (свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла). В глубокой древности в этот день выпал обильный снег, от которого могли погибнуть все посевы и растения, но по молитвам прп. Онуфрия снег быстро растаял, не причинив никакого вреда, и в этот год урожай был больше прежнего. С тех пор положили ежегодное празднование в память об этом чуде. На кладбище Мальского погоста похоронен местный праведник - болящий Матфей, более 40 лет лежавший на одре без движения и удостоенный от Господа дара прозорливости. Много людей приходило и приезжало к праведнику за советом и утешением. На пожертвования, приносимые Матфеюшке почитателями, был построен при­дел прп. Онуфрия Мальского. Почил праведник в 1905 году, 15 (28) июня и погребен напротив Спасо-Рождественской церкви. Перед смертью предсказал обстоятель­ства своего погребения, которые и исполнились в точнос­ти. Рядом с Матфеюшкой похоронен родственник Свя­тейшего Патриарха Тихона протоиерей Михаил Влади­мирович Беллавин - настоятель Мальской церкви в 1949-1985 годах. Жена отца Михаила матушка Мария Васильевна здравствует и поныне. Этой почтенной стари уже 99 лет. В 2000 году развалины Мальской обители были переданы Псково-Печерскому монастырю для восстановления и строительства скита. В колокольне устроена новая келья будущего монастыря. На хозяйственном дворе мо­настыря в деревне Малы стро­ятся мастерские для реставра­ции Мальского скита. С древних времен считают­ся Малы святым местом. Немая красота Мальской долины, умиротворенность и благодать Онуфриевой пустыни и поныне притягивают паломников из разных концов России. Приезжают люди сюда помолиться, приложиться к святыням Мальской церкви, набрать воды из целебных источников, взирая на развалины Мальского монастыря и с верою в его воскресение. На сельских праздниках здесь можно встретить представителей малой этнической группы - народности сето. Это связано с тем, что на кладбище много сетусских захоронений. В июле проходит престольный праздник «Мальское воскресение», когда отовсюду собираются люди, считающие Малы своей родиной, чтобы встретиться и почтить память предков. Мальской погост сохраняет удивительную, умиротворяющую атмосферу. Недаром, одно из местных поверий связано с обретением человеком душевного покоя. Легенда о возникновении Мальского монастыря Жил в начале восемнадцатого века в Тамбовской губернии в Кирсановском уезде мужичок. Был он беден, но благочестив и добр. Имел небольшую пасеку - с нее и кормился. Однажды одна из пчелиных маток заговорила с ним человеческим голосом, передавая слова Господа, чтобы отправился мужичок в далекие неведомые края и возобновил там монастырь, разру­шенный вражескими полчищами. Мужик засобирался в дорогу, спросив у пчелы: "Как же исполнить твое повеление, если я не знаю куда идти, дороги в ту сторонку не найду, да и богатства на восстановление монастыря не имею?" И вновь заговорила пчела: "Не сомневайся, иди смело. Дорогу тебе пчелиный рой указывать будет, а как достигнешь места, узнаешь, на что монастырь возродить..." Шел мужичок долго: дни, недели, месяцы - пчелиный рой впереди летел. Вечером мужик на ночлег устраивается - пчелы рядом, утром - будят чуть свет. И вновь в дорогу, через леса, степи, реки. Привели его пчелы на берег Мальского озера, к развалинам монастыря. От долгого пути уто­мился мужичок - лег на берегу озера и заснул. И слышит он слова во сне: "Как встанешь на рассвете, копай без устали под грудой камней, пока не найдешь все, что будет нужно для восстановления монастырских стен". Утром мужик стал копать в указанном ему месте и нашел схороненное золото, серебро, деньги, церковную утварь, книги, иконы. Прежняя монастырская братия перед приближением врага скрыла все богатства обители в надежном месте. Через несколько лет трудов исполнил мужик волю Господа и восстановил жизнь в монастыре. Источник:   http://www.ruschudo.ru/miracles/399/ Церковь Симеона Псково-Печерского в Псково-Печерском монастыре, Печоры Деревянная одноглавая клетская церковь простой архитектуры. Построена в 2005 на хозяйственном дворе монастыря. Часовня Иконы Божией Матери Умиление в Псково-Печорском монастыре, Печоры Каменная часовня, примыкающая с внутренней стороны к стене монастыря рядом с Михаило-Архангельским храмом. Построена в 2008 в память 535-летия основания монастыря. Прямоугольная постройка c невысоким пощипцовым завершением и главкой. Лазаревская церковь - Церковь Лазаря Праведного в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Архангельский собор - Собор Михаила Архангела в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Каменный собор в классическом стиле по проекту архитектора Руско был поставлен в память об избавления Пскова от нашествия захватчиков в войне 1812. Сретенская церковь - Церковь Сретения Господня в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Каменная двухъярусная одноглавая церковь, перестроена из трапезной. Церковь Корнилия Псковского в Псково-Печерском монастыре, Печоры Церковь в надвратной Никольской башне, сооруженной в 1558-1565 и примыкающей к Никольской церкви. Устроена в 1986. Часовня водосвятная в Псково-Печерском монастыре, Печоры Кирпичная водосвятная часовня, сооруженная в 1911. Многогранная постройка в псевдорусском стиле под куполом. Благовещенская церковь - Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Одноглавая двухэтажная церковь. Одно из первых каменных зданий монастыря. Построена игуменом Корнилием на месте древней деревянной церкви Сорока мучеников Севастийских, которая была перенесена за пределы монастыря. В XVII в. фасад церкви был значительно изменен. Церковь на Горке - Церковь Антония и Феодосия Печерских в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Деревянная клетская церковь на Святой горе, построенная Архимандритом Зиноном на месте одноименной часовни. До нач. XVI в. на Святой горе стояла деревянная церковь Антония и Феодосия Печерских, на месте которой и была поставлена часовня. Покровская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Построена поверх Успенской пещерной церкви монастыря. Пещерная церковь - Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Церковь Николы Вратаря - Церковь Николая Чудотворца в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры Каменная одноглавая церковь, построена как надвратная при участии игумена Корнилия. Позже к ней пристроена Никольская башня. К церкви примыкает двухпролетная звонница (1581).  

Богородицкая церковь - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Изборске, Старый Изборск

Каменная церковь, сооружённая в кон. XVII - нач. XVIII вв. Бесстолпный одноапсидный четверик, увенчанный декоративной главкой, с южным Покровским приделом и западной папертью, над северной стеной которой поставлена двухпролетная звонница, и крыльцом. Не закрывалась.

Корсунская часовня - Часовня Иконы Божией Матери Корсунская, Старый Изборск

Каменная часовня в неорусском стиле, построенная около Талавской башни Изборской крепости, где в XVII в. произошло чудесное явление Корсунской иконы Богоматери. Автор проекта — архитектор А. И. Владовский.

Церковь Сергия и Никандра - Церковь Сергия Радонежского - 5, Старый Изборск

Каменный храм, сооруженный в 1755 (также встречаются даты 1765, 1795) вместо деревянной церкви, стоявшей в изборской крепости. Четверик, перекрытый низкой двускатной кровлей с главкой, с трапезной, над западной стеной которой поставлена двухпролетная звонница. В трапезной придел прп. Никандра (1803). С 1831 был приписан к собору, в нач. 1960-х закрыт. Используется как краеведческий музей.

Георгиевская церковь - Церковь Георгия Победоносца в Сенно, Сенно

Каменная церковь из плитняка, сооруженная в 1562. Четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм, в настоящее время покрытый кровлей на четыре ската, с отдельно стоящей двухпролетной звонницей на мощном основании. В XIX в. сооружена западная паперть, в 1898-1900 пристроен обширный южный придел Феодосия Черниговского. Не закрывалась.

Флоровская часовня - Часовня Флора и Лавра в Изборске, Старый Изборск

Деревянная часовня, датируемая XIX в. Прямоугольная постройка под низкой двускатной кровлей с крестом. В XIX в. числилась приписанной к Никольскому собору. Поддерживается в порядке.

Троицкая часовня - Часовня Троицы Живоначальной в Изборске, Старый Изборск

Каменная часовня, сооруженная в XVIII-XIX вв. Небольшая кубическая постройка под низкой двускатной кровлей. В XIX в. числилась приписанной к Никольскому собору. Поддерживается в порядке.

Серапионовская часовня - Часовня Серапиона Изборского на Богородицком родничке в Изборске, Старый Изборск

Деревянная клётская одноглавая часовня с крыльцом. Сооружена ок. 2010 над почитаемым источником, у Рождество-Богородицкой церкви.

Никольская церковь - Церковь Николая Чудотворца в Тайлово, Тайлово

Каменная церковь, сооруженная в 1697. Одноапсидный четверик, вытянутый вдоль поперечной оси, с западным притвором и увенчанный небольшой главкой и двухарочной звонницей над северной стеной. Сложена из плитняка, своды кирпичные. Не закрывалась.

Александроневская часовня - Часовня Александра Невского в Печорах, Печоры

Небольшая кирпичная одноглавая часовня, квадратная в плане, с восьмискатной крышей. Приписана к церкви Сорока мучеников Севастийских.

Церковь Симеона Псково-Печерского в Псково-Печерском монастыре, Печоры

Деревянная одноглавая клетская церковь простой архитектуры. Построена в 2005 на хозяйственном дворе монастыря.

Часовня Иконы Божией Матери Умиление в Псково-Печорском монастыре, Печоры

Каменная часовня, примыкающая с внутренней стороны к стене монастыря рядом с Михаило-Архангельским храмом. Построена в 2008 в память 535-летия основания монастыря. Прямоугольная постройка c невысоким пощипцовым завершением и главкой.

Часовня водосвятная в Псково-Печерском монастыре, Печоры

Кирпичная водосвятная часовня, сооруженная в 1911. Многогранная постройка в псевдорусском стиле под куполом.

Сорокасвятская церковь - Церковь Сорока мучеников Севастийских, Печоры

Каменная церковь с трапезной и колокольней построена вместо старой деревянной, пришедшей в ветхость. Первая деревянная церковь на этом месте была поставлена в 1540 (перенесена из монастыря на Приезжий двор).

Архангельский собор - Собор Михаила Архангела в Успенском Псково-Печерском монастыре, Печоры

Каменный собор в классическом стиле по проекту архитектора Руско был поставлен в память об избавления Пскова от нашествия захватчиков в войне 1812.