Коми Республика, Храмы России

Михайло-Архангельский Усть-Вымский мужской монастырь, Усть-Вымь

Усть-Вымь в XIV-XV вв. основной центр христианизации Перми Великой. Монастырь основан рядом с архиерейским двором свт. Стефаном Пермским в 1380-х. Закрыта в 1764, церкви обращены в приходские, в 1930-х закрыты, частично разрушены, позже постройки использовались в хозяйственных целях. Восстановлен в 1996, сооружен ряд новых построек, частично восстановлены старые храмы.

Спасская церковь - Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Чёрныше, Черныш

Деревянная церковь, обшитая тесом. Построена в 1883-1897 в дальней деревне объячевского прихода. Отдельный причт открыт в 1896. Двусветный четверик с трапезной и колокольней. В трапезной Предтеченский и Георгиевский приделы. Закрыта в 1936, венчания сломаны. Долгие годы использовалась как клуб. В 2016 возвращена верующим.

Стефановская церковь - Церковь Стефана, епископа Великопермского, в Михайло-Архангельском Усть-Вымском монастыре, Усть-Вымь

Второй храм благовещенского прихода, сооруженный в камне в 1755-1764. Односветный четверик, перекрытый купольной кровлей с малым восьмериком, с алтарем и трапезной. Закрыта не позже 1930-х, венчания и трапезная сломаны. В 1989 возвращена верующим, отреставрирована, трапезная восстановлена в нач. 2010-х. Находится в ведении Михаило-Архангельского монастыря.

Спасская церковь - Церковь Спаса Всемилостивого в Часово, Часово

Кирпичная церковь в формах позднего классицизма, построенная в 1824-1837. Двусветный четверик, перекрытый купольной кровлей, трапезной, в которой был устроен придел Василия Великого, связанный с двухъярусной колокольней. Закрыта в 1937. Пустует.

Никольская церковь - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пыёлдино, Пыелдино

Обширная кирпичная церковь, построенная в 1850-1863 в формах эклектики. Четырехстолпный храм, увечаннный крупным световым восьмериком, с малыми куполами над алтарями приделов, трапезной и многоярусной колокольней, завершавшейся шпилем. Главный престол Покровский, боковые приделы Николая Чудотворца и Прокопия Устюжского. Закрыта не позже 1930-х, пустует, в тяжелом техническом состоянии, часть малых куполов рухнула.

Часовня Трех Святителей Устьвымских в Михайло-Архангельском Усть-Вымском монастыре, Усть-Вымь

Крупная кирпичная часовня, сооруженная на месте разрушенного Всехсвятского придела Благовещенской церкви, служившего архиерейской усыпальницей. Освящена 07.05.1996 патр. Алексием II. Двусветный четверик под купольной кровлей с главкой. Находится в ведении Михаило-Архангельского монастыря.

Петропавловская часовня - Часовня Петра и Павла в Каргорте, Ыб

Обширная деревянная часовня, обшитая тесом, построенная в 1908. Основной объем - двусветный четверик под купольной кровлей с главкой, с притвором, над которым стоит ярус звона колокольни. Приписана к храму в Ыбе. Отремонтирована в 2004.

Вознесенская церковь - Церковь Вознесения Господня в Ыбе, Ыб

Обширный каменный храм в формах классицизма, построенный в 1823-1838. Двусветный четверик основного объема увенчан мощной ротондой, трапезной соединен с притвором, над которым поставлена шатровая колокольня. В трапезной Ильинский и Никольский приделы. Закрыта в кон. 1930-х, сломана колокольня. В 1956 возвращена верующим, колокольня выстроена заново в кон. 1980-х.

Казанская часовня - Часовня Иконы Божией Матери Казанская (?) в Казанском Ыбе, Ыб

Деревянная часовня в формах, характерных для зодчества Вычегды XIX в. Входила в усть-вымский благовещенский приход. Односветный четверик, перекрытый купольной кровлей с главкой, с трапезной и колокольней. Сгорела в кон. 1990-х.

Архангельская церковь - Церковь Михаила Архангела в Чернутьево, Чернутьево

Небольшая деревянная церковь, построенная в 1914-1917 (по имеющимся данным не была достроена и освящена) в деревне селибского прихода. Прямоугольный объем с пятигранным алтарем и притвором. Венчания сломаны, устроена новая кровля. Используется как Дом культуры.

Серафимовская церковь - Церковь Серафима Саровского в Ыбском Серафимовском монастыре, Ыб

Кирпичная церковь в формах эклектики. Однокупольный храм с боковыми притворами и многоярусной колокольней. Заложена в 1999, освящена 13.08.2011.

Пятницкая церковь - Церковь Параскевы (Пятницы) в Ыбе, Ыб

Кирпичная церковь с колокольней, построенная в 1846 на месте явления чтимой иконы Параскевы Пятницы, в одной версте от Ыба. В сер. ХХ в. сломана, на месте церкви остался почитаемый источник.

Троицкая церковь - Церковь Троицы Живоначальной в Троицко-Печорске (новая), Троицко-Печорск

Община верующих вновь создана в 1988, службы шли в приспособленном помещении. Деревянная церковь, обшитая тесом, построена в 1998. Четверик, завершенный малым восьмериком, с трапезной, над западной частью которой поставлена колокольня.

Иоаннопредтеченская церковь - Церковь Иоанна Предтечи в Эжолты, Эжолты

Деревянная однопрестольная церковь в дальней деревне оквадского (с 1909 - лыатинского) прихода, сооруженная в 1877.

Иверская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Иверская в Ыбском Серафимовском монастыре, Ыб

Деревянная церковь, обшитая тесом. Крестообразный в плане небольшой храм, завершенный восьмериком с шатром, с боковыми рукавами креста, перекрытыми двускатными кровлями.

Богородицкая церковь - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Онежье, Онежье

Кирпичная двухэтажная церковь, построенная в 1856-1862 в формах, переходных от классицизма к русско-византийском стилю. Приземистый пятиглавый четверик с трапезной, шатровая колокольня сооружена в нач. ХХ в. Внизу был Михаило-Архангельский престол. Закрыта не позже 1930-х. В 2000-х вновь открыта, ремонтируется.

Часовня у Ыбского Серафимовского монастыря, Ыб

Небольшая деревянная часовня вблизи монастыря, у чтимого источника. Состоит из двух убывающих по габаритам срубов с главкой.

Никольская часовня - Часовня Николая Чудотворца в Усть-Вымском Михаило-Архангельском монастыре, Усть-Вымь

Деревянная часовня, обшитая тесом. Приземистый четверик, перекрытый купольной кровлей с главкой, с притвором, над которым поставлена колокольня. Перенесена в кон. 1980-х из деревни Камсамас, где сооружена в 1894. Первоначально Введенская, на новом месте переосвящена в Никольскую.

Никольская часовня - Часовня Николая Чудотворца в Тыдоре, Тыдор

Деревянная часовня, обшитая тесом, в деревне оквадского прихода. Четверик, в прошлом завершенный купольной кровлей с малым восьмериком, с трапезной и трехъярусной колокольней под шпилем. Закрыта не позже 1930-х, пустует. В 1990-2000-х рухнул свод четверика.

Ыбский Серафимовский женский монастырь, Ыб

Женский монастырь, устроенный в 1996 при восстановленной в 1990-х Свято-Стефановской церкви.         Ыб (Коми Республика.) Ыб - село в Сыктывдинском районе Республики Коми. Население - 518 жителей (2002). Центр сельской администрации. Расстояние от районного центра села Выльгорт 36 км. Сообщение с другими населёнными пунктами автомобильным транспортом. Расположено на левом берегу реки Сысола Ыб состоит из 13 деревень, расположенных на семи холмах. Наверное, самая непредсказуемая из них - деревня Каргорт «подле городища». А это место называется Кармыльк «городище на холме». В конце IV-V вв. н. э. началось вторжение кочевников гуннского племени. В результате жители были вынуждены укрепить своё поселение. Так образовалось Чудьское городище. Чудями называли язычников, мифических богатырей. Стало известно, что на Кармыльке было два городища. И их жители, чтобы показать свою удаль молодецкую, перекидывали свои палицы с одного городища в другое. Жилищами чудям служили землянки, крыша которых держалась на четырёх столбах. Ыбская деревня Каргорт (в дословном переводе - «город-могила») основана как раз вблизи легендарного «чудьского» массового захоронения. Утверждают, что иногда оттуда, из глубины земли, слышны стоны и крики, а в полночь на дороге рядом с Кармыльком глохнут моторы машин и выключаются фары. Христианизация Коми края началась с миссионерской деятельности устюжского монаха Стефана, прозванного потом Пермским. В 1380 г. (год Куликовской битвы.) Стефан срубил «прокудликую березу» и сжег кумирницу коми богов в устье реки Вымь, а на их месте построил первую православную церковь Благовещения в Коми крае. Из Усть-Выма Стефан Пермский стал совершать поездки по Коми краю проповедуя православие. Он создал первую древнекоми азбуку, использовав для этого коми «пасы» - знаки, изображавшиеся на различных предметах. В 1383 г. была образована Пермская епархия, первым епископом которой был поставлен Стефан. Не принимавшие христианства коми люди бежали с Вычегды на Удору - В «Житии Стефана Пермского» написано, что «Стефан много зла перенес от неверных пермяков, от некрещеных: озлобление, ропот, брань, хулу, укоры, унижение, поношение и пакость, иногда смертью грозили ему». Ыб тоже отметился в поездках Стефана Пермского как противник «Христова учения». Из известных крупных коми поселений на Сысоле в это время была Вотча (упоминается в 1384). Ыбская легенда рассказывает, что Стефан плыл в Вотчу (где началось строительство монастырской церкви), когда решил остановиться для проповеди на Ыбских холмах. Произошло это как будто в 1383 г. Лодка (по другой версии, миссионер плыл на большом камне) Стефана стала приставать к берегу, но высыпавшее на берег население Ыба закидало миссионера камнями и оттолкнуло лодку баграми, так и не дав высадится на берег. В наказание Стефан Пермский прозвал местечко «Худой деревней» (сейчас это ыбская деревенька Худой-грезд, в котором большая часть жителей носит фамилию Худоевы). По другой версии, Стефан поднялся на своей лодке от Сысолы по ручью Кунгыршор до ыбского холма Чойпон (Кубримыльк) и с его вершины начал читать христианскую проповедь (сегодня даже утверждают, что он предрекал появление на этом холме ныне строящегося православного женского монастыря), но население опять таки закидало миссионера камнями и, отказав в приюте, прогнало вон. В отместку Стефан Пермский обозвал ыбское население «худым» и проклял посевы на ыбских полях. С тех пор будто бы никогда не было урожая в Худой-грезде. Более того, Стефан предрек, что деревня будет всегда очень маленькой, а мужчины вымрут. (по мнению ыбских краеведов, все мужчины Худой-грезда были потом пришлыми). Через 500 лет в знак покаяния местные жители принесли крестным ходом из села Вотча икону святителя Стефана, отслужили на холме Кубримыльк (Чойпон) молебен и в один день, 8 мая 1896 года, поставили здесь деревянную церковь в честь Крестителя Зырян. Позднее она стала считаться часовней во имя свт. Епископа Великопермского. «Была часовня перенасыщена деталями: обильная декоративная резьба вдоль карнизов, пышные обрамления тесно сдвинутых окон, резные столбы у входа, невысокий шатер над храмовой частью, покрытый крупным лемехом». С этого времени крестные ходы с чудотворной иконой стали традиционными, а деревня же с того момента поменяла свое название, сегодня ее именуют Степановкой. Село является самым древним населённым пунктом на территории России из начинающихся на букву «Ы». Село известно с 1586 года. Составленная писцовая книга, точнее «Сотная с писцовых книг 1586 г. И. Г. Огарева и подъячего Ф. Юрьева на Сысольскую волость» является первым письменным источником по истории Ыба. Согласно этой «Сотной грамоте», в 1586 году в Ыбе имелось два погоста - Иб Большой и Иб Меньшой, вокруг которых располагались деревни и починки. В Ибе Большом стояли две деревянные церкви Николая Чудотворца и пророка Ильи («и во всех церквах образы и книги, и свечи, и сосуды мирские»), 4 двора церковнослужителей, торгового человека и сотника. В амбаре на погосте хранился арсенал, вывезенный из Соснового городища: «2 пищали затинныи да пищаль затинная переломлена, да 14 ручниц невеликих заржавели, а иные без станков, да зелья по смете за пуда с полтара, а весити было нечем, да свинцу пуд без четверти, да 707 ядер железных затинных пищалей». За нарядом присматривали сотник Федор Иванов сын Большево, целовальник Ларион Иванов, Жданко Попов и «все крестьяне Ибского погоста». К погосту Ыб Большой относились деревни Каменная, Подальная, Прислон на горе, Подгорная, Филииская, Березник, Еремовская, Чюлиб, Павловская и починки (недавно возникшие деревни, население которых имело ряд льгот) - Березиики и «Подле городища». Всего 38 дворов. В погосте Иб Меньшой (современный Мыргаиб) и в деревнях Большое поле, Шульгина, Федотовская имелось 16 крестьянских дворов - Ивашко Василия по прозвищу Паздейко, Ондрюшки Иванова, Конанко Вахромеева, Сеньки Поротого, Петруши Болохня Иванова и др. По новой переписи 1646 года Яренского уезда отмечено, что «погост Иб Большой да погост Иб Меньшой, а на погосте церковных причетников 4 двора, а людей из них 6 человек, да к погостам 12 деревень, а в них 43 двора крестьянских, а людей в них 101 человек, да 9 дворов бобыльских, а людей в них 13 человек, да бездворных бобылей 7 человек». В 1646 году обитатели носили фамилии Букарин, Рушник (Рушким), Климов, Баженов, Белоголов, Порсев, Худэй, Колетов, Чиримов, Холопов, Муравьев, Шошин, Чабанов, Жданов, Никонов, Сучилов, Тулышев, Хабаров, Маегов, Патов, Бусов, Куканев, Томилов, Ульныров, Некрасов, Порогов, Бакланов. В 1768 году село Ыб посетил адъютант Академии Наук России академик Иван Лепехин, оставивший описание жизни села в своей книге «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году». Вот что писал академик об Ыбе, называемом в книге «Убской волостью» : «Тут мы видели нерадение зырянское и в самом сенокосе, которые по берегам сысольским рассеяны были, и сбирали сено по копенкам, ибо в труде они себе ставили от мелкого лесу очистить свои покосы; но лучше желали несколько верст далее отъехать, чтоб скосить и собрать копенку сена, нежели вырубить и очистить тонкие лозы. По отдаленности их сенокоса часто они живут долгое время на полях и, чтобы сыскать себе пищу, большее время утра и вечеров препровождают в ужении рыбы. Где был сенокос, тут приметою был мужик, сидящий на берегу с удочкой, чтобы пожирнее поужинать. Правда, Сысола нарочито рыбна; однако мужику, упражняющемуся в сельской работе, сравнивая с другими мужиками, уже мало останется времени на лакомый промысел. При сем случае скажу, какою рыбою Сысола изобилует. Сиги, которые в российских реках, кроме рек и озер, близкое сообщение с морем имеющих.. не водятся, в Сысоле ловятся изобильно. Налимы, хариусы, окуни, щуки, ельцы, голавли, лещи, плотва, язи, синцы, пескари, угри и вьюны. Проплыв пять чюмкасов, приехали в Убской погост, составляющий главную селитьбу Убской волости; в коем изрядная церковь пророка Ильи. Тут мы имели случай приметить зырянскую особливую простоту и слепое повиновение к своему духовенству. Ильинский батька не только представлял у них священнослужителя, но еще и прорицателя. От его сказания зависело время сенокосу, жнитвы и прочих крестьянских предприятии.» За 1825-1835 годы была построена каменная Вознесенская церковь по проекту ключаря Софийского собора г. Вологды иерея П. Иконникова с тремя престолами - Вознесения, Ильи Пророка и Святого Николая-Чудотворца. Пятьдесят с лишним лет спустя (в 1877 году) на ее колокольню подняли огромный - 3384,6 кг - колокол. «Божий глас» привезли в Ыб на огромных санях, причем в сани впряглись и жители села. Поднимали колокол под руководством Федора Петровича Колегова, мастера таких дел. Звон ыбского «Божьего гласа» разносился на 15 верст. (После революции колокол пропал. Одни говорят, что он утонул, когда его перевозили через Сысолу, или его специально утопили до лучших времен, также как и колокол с пажгинской церкви и который до сих пор лежит на дне Сысолы на пятиметровой глубине.) В 1858 году открылось училище, в 1860 году его перевели в село Выльгорт. В 1874 году открылось земское училище, а женское земское спустя 23 года (в 1897) приняло первых учеников. 15 июля 1898 года впервые к ыбским берегам пристал пароход «Механик» усть-сысольского купца А. М. Забоева. Пароход делал рейс до Межадора и обратно в Усть-Сысольск проплыл мимо Ыба 18 июля. В 1900 году открылась библиотека. В 1904 году здесь имелся фельдшерский пункт. В 1916 году в погостах Вознесенском (Иб), Чулибском и деревнях было 765 дворов, 3493 чел. Тогда же число православных прихожан в Ыбе (из отчетной ведомости Вознесенской церкви) составляло 2164 мужчин и 2334 женщины. Из них 12 человек относилось к духовному ведомству, 36 человек - к военному ведомству, 17 человек являлись разночицами, остальные были государственными крестьянами. В голодное лето 1918 года село Ыб оказалось самым хлебным во всем Усть-Сысольском уезде. Газета «Зырянская жизнь» в номере от 27 июня 1918 г, в статье «Ибские буржуи» писала: «Разрешение тяжелого продовольственного вопроса нашли в Ибской волости, сделавшейся за последнее время, по расскажи очевидцев, чем-то ироде «толкучего рынка», куда стекаются голодающие люди со всего уезда, привозя с собою ... шубы, платки, сарафаны, холст, охотничьи ружья и даже сбрую и плуги. Этот чисто «коммунистический» обмен производится в виду того. что богатые ибские мужички, имея полные амбары хлеба, за деньги совершенно перестали его продавать или заламывают небывалые для местного края цены - от 50 рублей до 80 рублей за пуд зерна». К 1 апреля 1918 года в Ыбе проживало 1954 мужчин и 2055 женщин, в Красную Армию было призвано 85 человек. В волости насчитывалось 5 школ, где обучалось 327 учащихся, преподавали К. В. Головков, П. И. Чеусова, Л. Т. Бронишкова, А. П. Томова, П. П. Захарова, Ф. С. Надуткина, Н. А. Смирнов. 1923 год - в Ыбе в первый раз услышали радио. В 1930 году в селе Иб (погост) располагались фельдшерско-акушерский пункт, школа, изба-читальня, ликпункт, товарищество по совместной обработке земли, сельхозартель, пароходная станция, потребительское об-во, кредитное товарищество, агентство госторга, крестьянский комитет общественной взаимопомощи, участок милиции. Школа имелась также в д. Жидачской (совр. Волокул). В 1939 году закрыли Вознесенскую церковь (в 1956 году её вновь открыли). 13 января 1939 около 17 часов на Сысоле произошло землетрясение. Ощущалось жителями многих населенных пунктов - Ыба, Чукаыба, Пыелдино, Пустоши, Нючпаса (наиболее сильное - 7-балльное). Житель села Ыб В. И. Беаносиков написал, что в тот вечер, он, будучи 11-летним мальчиком, готовил уроки за столом. Вдруг что-то громыхнуло (подобно звуку выстрела), а затем начал колебаться пол. А утром сообщили, что в деревне Шорйыв в одном из домов треснула печь. Жительница Пажги, М. А. Гуменюк, сообщила, что в тот день после громоподобных раскатов закачался дом и качнулась лампа на столе. Многие очевидцы сообщили, что во время землетрясения выплескивалась вода из кадок, передвигались тарелки на столе. 1940 год - появилась первая автомашина в Пажгинской МТС, Ыб тоже обслуживался. 1964 год - первый телевизор на селе. В 1965 году к селу были официально присоединены близлежащие деревни Елькерос, Ель, Чулиб, Погост, Серд, Степановка, Вадор, Давдор, Прислон. 1968 год - построена двухэтажная больница из бруса. Образован совхоз «Ыбский», отделён от совхоза «Пажгинский». 1978 год - начато строительство молочного комплекса на 800 голов. 1981-1987 годы - введены в строй: контора совхоза в кирпичном исполнении; четыре восемнадцатиквартирных благоустроенных дома, детский комбинат на 140 мест. Покрыли асфальтом дороги по селу. Открыта лыжная база с освещённой лыжной трассой, проведена газификация села (баллоны). 1986 год, 16 октября - открыт краеведческий музей. 1989 год - открыт пансионат для престарелых. На 2000 год в селе насчитывалось 1227 жителей, 522 хозяйства. В 2007 году село стало одним из претендентов на включение в «Семь чудес России». Планируется открытие горнолыжного центра. ЫБСКИЙ СЕРАФИМОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ "Впервые в нынешнем веке после гонений на церковь по улицам столицы Коми края открыто с хоругвями, с иконами, с крестом, с пением молитв и тропарей, прошествовал Крестный ход. Было это 3 мая 1996года. Выйдя за пределы города, Крестный ход прошёл ещё полсотни километров. Процессия, впереди которой, шествовала икона св. Стефана, не раз останавливалась в Коми сёлах и деревнях. Там при скоплении жителей, совершались молебны. Завершился Крестный ход 4 мая. Процессия достигла древнего села Ыб, где на высокой горе, над полноводной весенней Сысолой, над тёмными лесами и зеленеющими склонами холмов, парит храм святителя Стефана Пермского. Образ Святителя внесли в храм (тогда ещё часовню), где он пребудет всегда." С этой вырезки из газеты «Вера-Эском» начну рассказ о строительстве Серафимовской обители и истории жизни её игуменьи матушки Серафимы. В 1985 году м. Серафиме приснился сон, в котором было велено поехать в село Ыб и там получить исцеление от давно мучавшей её болезни. До этого она жила вместе со своим сыном, будущим Владыкой Питиримом, в Сыктывкаре. О селе Ыб она раньше ничего не знала, как и о том, что здесь есть целебные источники. Ведь они вместе с сыном приехали в Коми край из Краснодарского края. Но когда её привели под руки к источнику Архистратига Михаила, и она искупалась, то болезнь её прошла. До этого она не могла самостоятельно передвигаться, а после купания в источнике пошла обратно без чьей-либо помощи. Так Господь своим промыслом указал ей место её будущего подвижничества. В 1996 году образована обитель. Матушка Серафима, несмотря на свой преклонный возраст, находится в постоянных трудах и заботах о монастыре. В августе 1999г. были построены хозяйственные постройки. В августе же началось строительство колодца. Копали паломник Максим и трудники из Яснога: Владимир и Александр. Корпус обители второй год подряд помогают строить ребята из Воркуты: Александр и Тихон под руководством Римских Владимира. В августе же этого года привезли машины «ЗИЛ» и «ГАЗ» фургон. 17 августа монастырская семья пополнилась ещё двумя сестрами. Зинаида, пожилая женщина, поведала, что прямо из мира и сразу в монастырь- это нелегко... Раиса, великая постница, в среду и в пяток вообще не вкушает пищи. Владыка Питирим совершил постриг. Над сестрами склонились монахини и походили на мудрых, добрых ангелов, ведущих нас к спасительному берегу Царства Небесного. В этот памятный день у монастырской семьи появились ещё две небесные ходатаицы перед богом: Варвара и Елизавета, ибо имена этих святых дев получили новые монахини обители. В память о втором рождении Владыка преподнес женщинам иконы и книги. С 12 по 15 июня в Республику Коми приезжал епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. 15 июня 1999г. оба Епископа посетили село Иб и освятили камень, положенный в основание фундамента нового храма в честь Серафима Саровского, благословив тем самым строительство центрального храма Серафимовского женского монастыря. На горе было много народу, в том числе много детей. Оба Епископа сфотографировались на память с мирянами. Погода была солнечная и ветреная. Кругом слышалось пение птиц. У матушки Серафимы глаза слезились от счастья и от обильной благодати. Рядом стояла матушка Стефанида (настоятельница Кылтовского монастыря) и казалась очень строгой и суровой. После оба епископа благословляли мирян. День, конечно, был незабываем. 3 ноября 1999г. забили первую сваю слева от входа для будущего храма. Всего надо забить 82 сваи. Матушка Серафима сделала три земных поклона, увидев начало работы. Очень трудно доехала сваебойка до места. Левую гусеницу занесло в низину, и еле вытащили с оврага. Тяжело заезжают на гору груженые КамАЗы со сваями. Вырыли уже глубокую колею. Никак не подмёрзнет, всё тепло и дожди. В жилой корпус Римских (отец с сыном) провели отопление и вроде уже тепло. Корова Марта уже живёт в новом сарае. Сеновал начали заканчивать Виталий с Яснога и Игорь Дрокин. 14 ноября матушка Серафима сильно болеет. В нижнем подворье живут м. Елизавета, м. Варвара и послушница Юля. Матушка Серафима и м. Олимпиада всё в разъездах. На горе в обители живут Римских с женой Татьяной и с сыном Александром. Отец Георгий провёл большой Рождественский праздник в Ибской средней школе. Много готовились с учащимися, и помогали матушки: м. Мастридия, м. Валентина, сестра Ольга. Художественный руководитель Нина Михайловна. На праздник собрали пожертвования около трёх тысяч рублей. После концерта в школьной столовой был праздничный стол, с большим тортом, с шоколадами, с мандаринами, с конфетами. На праздник приезжали школьники с Межадора из школы-интерната имени Католикова. 24 декабря 2000 года паломница Неонила, приехавшая с Дальнего Востока, накормила матушек недоваренной рыбой. У них началось расстройство желудка до такой степени, что матушки не смогли идти на службу. В Серафимовской обители на горе живут м. Серафима с тремя послушницами: Юлей, Людмилой, Леной. После молитв в честь иконы Пресвятой Богородицы «Нерушимая стена» умягчилось сердце гонительницы монастыря Галины Михайловны. Внук стоял на вечерней службе и никак не хотел идти домой. Галина теперь часто бывает в монастыре и предлагает помощь. Читает литературу. Она думает, что это светилось не НЛО, а светились святые на горе. СТЕФАНО-АФАНАСИЕВСКИЙ ВОТЧИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Настоятельница - игумения Василиса (Мосягина), 168114, Сысольский район, п. Первомайский, ул. Спортивная, 1; (82131) 98-3-77. Основан в XIV веке св. Стефаном Пермским. Возрожден в 1997 году. Действующее подворье монастыря расположено в п. Первомайский на территории Кунибского сельсовета МО СП «Сысольский». Номера телефонов, по которым можно связаться с подворьем: 8-82131-9-83-77, 89121433226 (мобильный). 89128625833 (мобильный). Рекомендуемый проезд: от автопавильона г. Сыктывкар автобусами кировского направления: Сыктывкар-Киров (до с. Визинга или остановки «поворот на Куниб»); Сыктывкар-Обьячево; Сыктывкар-Койгородок; Сыктывкар - Визинга. От с. Визинга до п. Первомайский - местными автобусами по расписанию, ежедневно. Богослужения в монастыре проходят по следующему расписанию: Суббота -17.00 (летом-18.00); Воскресенье - 9.00; в двунадесятые праздники и дни особо чтимых святых - также; еженедельно по воскресеньям сразу после божественной литургии - молебны простые и с акафистом; панихиды и литии; также еженедельно по средам и пятницам -чтение акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Монастырем по возможности оказывается посильная материальная помощь нуждающимся - вещами, продуктами. Каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с.Вотча - находится в разрушенном состоянии; Подворье Стефаио-Афанасиевекого женского монастыря - п. Первомайский, ул. Спортивная, 1: дом-храм в честь свт. Стефана еп. Великопермского с колокольней (деревянный); здание храма находится у монастыря на правах собственности; земля, отведенная под подворье в аренде. Гостиница и хоз/двор при подворье п. Первомайский, ул. Центральная, 35 Источник:   http://syktyvkar.eparchia.ru/monastyry.html ЦЕРКОВЬ СТЕФАНА, ЕПИСКОПА ВЕЛИКОПЕРМСКОГО, В ЫБСКОМ СЕРАФИМОВСКОМ МОНАСТЫРЕ Деревянная церковь, обшитая тесом. Приземистый четверик, завершенный шатром на низком барабане и четырьмя малыми главками, с трапезной. Построена в 1896 как часовня, в 1928 освящена как храм. Закрыта в 1930-х. В 1990-х отремонтирована и освящена в 1996.  ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО В ЫБСКОМ СЕРАФИМОВСКОМ МОНАСТЫРЕ Кирпичная церковь в формах эклектики. Однокупольный храм с боковыми притворами и многоярусной колокольней. Заложена в 1999, освящена 13.08.2011.  ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИВЕРСКАЯ В ЫБСКОМ СЕРАФИМОВСКОМ МОНАСТЫРЕ Деревянная церковь, обшитая тесом. Крестообразный в плане небольшой храм, завершенный восьмериком с шатром, с боковыми рукавами креста, перекрытыми двускатными кровлями. Первое упоминание: начало 2000-х ЧАСОВНЯ В ЫБСКОМ СЕРАФИМОВСКОМ МОНАСТЫРЕ Небольшая деревянная одноглавая часовня на внутреннем дворе Серафимовского монастыря. Первое упоминание: октябрь 2013 ЧАСОВНЯ У ЫБСКОГО СЕРАФИМОВСКОГО МОНАСТЫРЯ Небольшая деревянная часовня вблизи монастыря, у чтимого источника. Состоит из двух убывающих по габаритам срубов с главкой. Первое упоминание: октябрь 2014