Лискинский район, Воронежская область

Иконы Божией Матери Дивногорская -Сицилийская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Сицилийская в Больших Дивах, Большие Дивы

По местной легенде пещерная церковь вырублена в меловой горе-останце после обретения здесь чудотворной Сицилийской иконы Богоматери (ныне утерена). В сер. XIX в. церковь приписана к Дивногорскому монастырю. В конце 1930-х закрыта, разорена, позднее передана Воронежскому краеведческому музею, восстановлена. В настоящее время в церкви хранится список (XIX в.) чудотворной иконы.

Архангельская церковь - Церковь Михаила Архангела в Дракино, Дракино

В XIX в. в Дракине существовала каменная Троицкая церковь, построенная в 1827, с Казанским и Михаило-Архангельским приделами. Закрыта не позже 1930-х, капитально перестроена в двухэтажное здание, занята средней школой. В 2004 возвращена верующим, освящена как Архангельская, построена новая колокольня.

Казанская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Давыдовке, Давыдовка

Кирпичная церковь, датируемая 1832, но позже, видимо, перестроенная (имеется дата 1911). Грузная кубическая постройка, увенчанная световым барабаном под луковичным куполом, с декоративными фронтонами над карнизом и шатровыми крыльцами. Закрыта в 1930-х, в сер. 1940-х вновь открыта.

Иконы Божией Матери Дивногорская -Сицилийская церковь - Церковь Иконы Божией Матери Сицилийская в Дивногорском монастыре, Дивногорье

Кирпичный трапезный храм, сооруженный в 1860 на месте прежней каменной Владимирской церкви постройки 1750-х. Прямоугольный двухэтажный корпус, церковь, устроенная в его восточной части, выделена главкой. Закрыт не позже 1920-х, в 1990-х отремонтирован.

Богородицкий собор - Собор Успения Пресвятой Богородицы в Дивногорском монастыре, Дивногорье

Кирпичный храм, сооруженный в 1880-1886 на месте каменной Успенской церкви 1-й пол. XVIII в. К основному объему, увенчанному ротондой под шлемовидным куполом, с трёх сторон примыкают апсидальные выступы, а с запада - трапезная. Закрыт в 1920-х, сильно разрушен. В 1990-х отреставрирован.

Иоаннопредтеченская церковь - Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Дивногорском монастыре (пещерная), Дивногорье

Пещерная церковь, вырубленная в меловой скале. Устроена не позже 1663, первоначально Успенская, в 1693 переосвящена в Предтеченскую, позже перестраивалась. Закрыта в 1920-х, в 1990-х восстановлена. Внешне выделена стеной и звонницей, устроенной в меловом останце.

Богословская церковь - Церковь Иоанна Богослова в Колыбелке, Колыбелка

Каменная церковь с колокольней, построена на средства местного владельца И. Тевяшева вместо прежней. В советское время закрыта, разрушена в 1950-х.

Владимирский собор - Собор Иконы Божией Матери Владимирская в Лисках, Лиски

Собор выстроен на месте бывшего городскго парка. Заложен в 2004, первое богослужение проведено 6 июля 2009.

Дивногорский Успенский мужской монастырь, Дивногорье

Монастырь основан украинскими иноками при помощи острогожского полковника И. Дзинковского в 1653. Расположен у подножия мелового берегового кряжа, в котором, возможно, уже были пещеры, в 1670-х пострадал от набегов татар, в 1-й пол. XVIII в. отстроен в камне. В 1788 упразднен. Вновь восстановлен в 1828. Во 2-й пол. XIX в. известен иконой Сицилийской Богоматери (прославлена после холеры 1831), которую с крестными ходами носили по всей южной половине Воронежской губернии, заново сооружены корпуса келий. Закрыт в 1923, часть построек сломана. Использовался как дом отдыха, санаторий. Восстановлен в 1997. СПАССКИЙ КОСТОМАРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В С. КОСТОМАРОВО В 150 километрах к югу от Воронежа расположена Свято-Спасская женская обитель - один из древнейших русских монастырей, основанный еще до официального принятия христианства на Руси. Здесь находится известная на всю Россию пещера Покаяния - до революции в ней совершалось Таинство исповеди. Сейчас, после решения священноначалия Русской Православной Церкви об открытии монастыря и назначении настоятельницы, здесь в течение последних нескольких лет попечением Правящего Архиерея возрождается монашеское делание, построены наземный храм и келейные корпуса. Горе от ума Еще француз Блез Паскаль, физик и философ, говорил, что есть три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, - эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, - эти люди разумны, но еще несчастны. Замечено, что чем более узко специализирован человек, тем труднее ему из "умного" превратиться в "разумного" и счастливого. Даже создатель синтетической теории эволюции американец Майер, наблюдая за термитами, пришел к выводу, что специализация вредна живым организмам, а иногда и убивает их. В случае с человеком все просто - за нашу профессию отвечает левое полушарие головного мозга, которое по мере сбора информации и развивается, часто за счет правого полушария, заведующего образным мышлением. Такой перекос в буквальном смысле "опускает" человека на землю, в деловую суету - в котировки, ставки, встречи и совещания. Правое полушарие тем временем безмолвствует. Хотя, если прислушаться, оно жалобно скулит: зачем мне это все? И если совсем его задавить, настанет в голове тьма египетская и захочется бежать, куда глаза глядят. Хорошо еще, если вспомнит человек о монастыре, а то ведь и в окошко прыгнуть может. "Я думал, будут проблемы с подбором насельниц - все же место глухое, отдаленное. А желающих оказалось столько, что приходится даже отказывать, - рассказывает о Свято-Спасской обители Управляющий епархией Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. - В монастырь идет непрестанный поток паломников, в том числе выпускники и учащиеся средних школ". Святая Земля До Свято-Спасской женской обители из Воронежа три часа езды. При подъезде суриковский пейзаж с кудрявыми березками и полями внезапно преображается. Начинаются холмы - высокие, с беловатыми прожилками. - Это мел, - поясняет сопровождающий нас священник. И тут же, обводя взглядом окрестности, спрашивает: "Что все это вам напоминает?" Действительно, таких "лысых" холмов в средней полосе России не бывает. На их вершинах - скудная растительность, изредка - развесистые деревья, издали похожие на пальмы. Еще верблюдов сюда - и Палестина. Батюшка показывает на отдаленный холм с крестом. - Это место здесь называется Голгофой по аналогии со Святой Землей. Есть тут и своя гора Фавор, и свой Гефсиманский сад. У подножия холмов раскинулось село Костомарово. От него "большак", покрытый мелом, ведет к святой обители. В дождливую погоду мел и глина становятся как масло - ни пройти, ни проехать. Едем мимо вереницы холмов. На каждом - высеченные входы в пещерные храмы с маленькими куполами наверху. Наконец, показываются наземный храм, строящийся дом для монахинь и многочисленные хозяйственные постройки. Машина тормозит около маленького, но очень ухоженного белого домика. Навстречу выходит гостеприимная хозяйка - настоятельница Свято-Спасской женской обители. Обыкновенное чудо Нас ведут в большой подземный Спасский храм, вмещающий до 2000 (!) человек. Его своды покоятся на 12 огромных меловых колоннах. Храм строился в три захода: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. До революции он имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. В стенах высечены кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и монахами только через небольшие окна - чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. До революции в Спасский скит направляли на исповедь самых отчаянных грешников. После 1917 года скит был закрыт, но паломники все равно тайком ездили туда. Последним отшельником, жившим в пещере Покаяния, был отец Петр, исчезнувший в 1937 году, расстрелянный, по слухам, прямо на том месте, где принимал исповедь. Узкие своды пещеры Покаяния, низкие потолки и длинный пещерный коридор, в нишах которого стояли иконы и горели свечи, помогали паломнику дойти до места исповеди, смирив гордыню и оставив всякую суету. С каждым шагом потолок становится все ниже. Таким образом, в келью к старцу грешник попадал согнувшись в глубоком поклоне. На исповедовавшегося накладывалась епитимия - чаще всего он выполнял тяжелую физическую работу при храме. Старец Петр, последний из отшельников, предсказал, что монастырь будет открываться дважды. Первый раз это произошло во время Отечественной войны. Официально скит зарегистрировали как приходской храм сел Костомарово и Юдино. Как потом выяснилось, власти пошли на такой шаг перед лицом войны. В то время в этих местах шли тяжелые бои. Жители двух близлежащих сел спасались в пещерах от бомбежек. В послевоенные годы в монастырь потянулись вдовы. Но в хрущевские 60-е храм снова опечатали, корпус, где жили монахини, облили соляркой и подожгли. Пещеры взрывали, заливали потоками воды с гор. В Спасском храме хранится Валаамская икона Божией Матери, простреленная кем-то из особо рьяных солдат. Целились в голову, в плечо Богородицы, в лик Спасителя-Младенца. Второй раз обитель возродилась в наши дни. В июне 1997 года первые три монахини поселились в вагончике. В том же году началось восстановление монастыря: был возведен небольшой домик на несколько келий с трапезной. Сейчас заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса. Летом насельницы молятся в пещерном Спасском храме, зимой - в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", который построен попечением Владыки Митрополита. Чудесные явления здесь в порядке вещей. То стопы Спасителя на иконе начнут светиться всполохами, то столб света упадет на колонну крестного хода. После разгрома монастыря исчезла Плащаница Божией Матери, но от места, где она лежала, с тех пор идет тонкое благоухание, засвидетельствованное автором этих строк. - Наверное, и гости зарубежные у вас бывают? - спрашиваем у настоятельницы. - Да, был один американский ученый, который расплакался, как ребенок. Показали ему пещеры, святыни, так он сказал: "Русские не знают, какая у них есть жемчужина". Натуральное хозяйство Мяса в монастыре не едят даже в обычные дни, а не только в пост, зато рыбные блюда монахини готовят, как заправские повара. Квас делают по древним рецептам - на хлебе, без традиционного квасного сусла. В монастыре - натуральное хозяйство. Сестры пасут коров и лошадей, разводят кур. При этом многим приходится жить в вагончиках - а морозы зимой зашкаливают за 40 градусов. Воду завозят из деревни, зимой приходилось топить снег: из-за заносов метровой толщины монастырь был полностью отрезан от внешнего мира.Интересуюсь у матушки настоятельницы, как они здесь оказались. - Могу сказать лишь, что человек не сам себе строит жизнь. Я, например, в мирской жизни имела и почет, и уважение. Но нужно было наполнить душу, а не думать о материальных благах. Важно, чтобы мы повернулись к Богу - и тогда Он вернет нам благодать. - Убийце можно вернуть благодать? - Каждый из нас, несмотря ни на какие тяжкие грехи, должен найти в себе мужество покаяться. Надо только осознать свою вину и попросить прощения у Бога, который ждет. источник: http://www.vob.ru/monastery/voronezh/spasskaya/ind_spassky.htm   СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКИЙ МЕЩОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Почти к самому Мещовску примыкает Георгиевский монастырь, выделяющийся из ряда других близлежащих строений своими башнями и главами величественной новой соборной церкви. Монастырь расположен между городом и селом Серебрино (Серебрено, Серебряно), принадлежавшим раньше Федору (Иллариону) Абрамовичу Лопухину, отцу Евдокии (первая супруга императора Петра Первого).Монастырь в первые годы своего существования располагался в селе Соболёвка (Ресы) Ратьковской волости Мещовского уезда Калужской губернии (ранее - Смоленской губернии, Западной губернии, а ныне - Сухиничского района Калужской области, что в 25 верстах от Мещовска на возвышенном берегу реки Рессы; однако за отсутствием документов, о монастыре до начала XVII века почти ничего не известно. В смутное время он был разорен поляками, братия его разбежалась или погибла; имущество было разграблено, а сам монастырь запустел. Возобновлен был Георгиевский монастырь на старом месте в качестве женской обители около 1642 года семьей Стрешневых, родителей супруги Михаила Федоровича. Однако запустение окрестностей побудило перевести монастырь в Мещовск. В монастырской записи говорится, что перенесение обители произошло от литовского разорения. После Стрешневых новым благотворителем мещовского Георгиевского (снова ставшего мужским) монастыря стал Ф.А.Лопухин, бывший царским тестем и владельцем села Серебрино. Он построил для себя близ села большой каменный дом, соединив его с монастырем галереей. Ныне ни дом, ни галерея не сохранились. Благодаря усердию благотворителей, монастырь был богат, а в его кладовых хранилось имущество Лопухина и других помещиков. Естественно, что при этом монастырь служил отличной приманкой для разбойников из брынских лесов и Серпейского уезда. В 1719 году шайка в количестве 80 человек напала на монастырь. Прорубив ворота и разбив замки у церкви и ризницы, они похитили все деньги и ценные вещи из поставленных на хранение сундуков. Грабители удалились только, когда Мещовские жители, услыхав набат, поспешили к монахам на выручку. В 1724 году к Мещовскому монастырю были приписаны три соседних монастыря: Драгошанский в селе Зимницы, Юхновский и Городеченская пустынь, которые и пробыли в его ведении до 1727 года. В том же 1724 году в Георгиевский монастырь была переведена братия закрытых монастырей: Николаевского, Серпейского, Боровенского и Луганского. Ризница этих обителей также была передана в Мещовский монастырь. А в 1764 году дошла очередь и до самого Георгиевского монастыря; он был оставлен за штатом, его владения и все льготы были отобраны, и он страшно обеднел. Говорят, скудость дошла до того, что при богослужении не было свечей, и приходилось пользоваться лучиной. В 1789 году в обители, некогда богатой, было только 5 монахов, влачивших крайне нищенское существование. Монастырь начал оправляться только после 1800 года, когда из городской придорожной часовни была перенесена в обитель икона Скорбящей Божией Матери, весьма почитаемая горожанами. А в 1812 году в средней восточной башне монастырской ограды был погребен Андрей Юродивый. Он происходил из крестьян села Клитино (Клетино), говорил мало, во все времена года ходил нагой с топориком и четками в руках, питался подаянием только от добрых, по его мнению, людей. Память его чтится в Мещовске, и над его могилой часто служатся панихиды. В 1833 году громом была разбита угловая башня, а в 1836 году повреждены все здания. В монастыре два каменных храма: -Новый собор, сооруженный в 80-х гг. XIX века. Выполнен в византийском стиле и имеет пять глав; -Старый собор, построенный в 1691 году, двухэтажный. Имеет фасад в итальянском стиле и такую же колокольню. Новая четырехъярусная колокольня с грушевидною главою построена в 1820 году. Вокруг монастыря идет каменная ограда с башнями, на которых вместо русских шатровых верхов имеется надстройка в виде средневековых бойниц. Итальянский стиль и эти верхи обязаны своим появлением настоятелю Никодиму (1842-1853), который в прошлом был флотским офицером Н.П.Демусье. Переделывая разные монастырские постройки, настоятель накладывал на старину резкую печать своих вкусов. Из древностей монастыря выделяются: Феодоровская икона Божией Матери хорошего древнего письма, врезанная в большую доску; икона Вознесения; икона Параскевы Пятницы древнего письма; старинные иконы приделов; Евангелие московской печати (1634 год) - вклад Стрешневых; Евангелие московской печати (1698 год) в богатом окладе; серебряновызолоченный крест (1689 год) в память стольника Аничкова с надписью; Вкладная книга (1681 год); Синодик (1687 год). В трудные годы Первой мировой войны и революции руководил Мещовской обителью новый настоятель - иеромонах Георгий (Лавров), переведенный из Оптиной пустыни. Голод, бытовые неустройства, крушение привычного уклада жизни - таковы знамения того времени. Управлять монастырем в эти окаянные годы было тяжелым испытанием. Наступил 1917 год. После октябрьского переворота начались гонения на Церковь. Духовные бедствия усугублялись голодом на местах. Случались дни, когда в обители не было хлеба. Отец Георгий прилагал усилия к тому, чтобы прокормить не только братию, но и голодающих крестьян близлежащих сел. С верными послушниками шили мешочки, насыпали в них муку, затем запрягали лошадку и отвозили драгоценную помощь бедным крестьянам. Доброго и милосердного настоятеля любили жители Мещовска и окрестных деревень. 9 декабря 1918 года в обитель ворвались большевики. Красноармейцы обыскали все помещения и разгромили обитель, не остановились и перед осквернением святынь. Монатырь был закрыт. Тогда же арестовали его настоятеля - архимандрита Георгия (Лаврова). На юбилейном освященном Архирейском Соборе, проходившем в 2000 году, преподобноисповедник Георгий, Даниловский чудотворец, причислен к лику святых. И лишь после восьмидесятилетнего периода поругания и запустения вновь ожила Свято-Георгиевская Мещовская обитель. Сейчас в монастыре хранятся следующие святыни: чудотворная икона «Достойно есть», чудотворный мироточивый голгофский крест; частицы мощей Великомученика и Победоносца Георгия; апостола Петра; святого Алексия, человека Божия; преподобного Симеона Нового Богослова; святой блаженной Матроны Московской, поручь св. праведного Иоанна Кронштадского. Источник:   http://sobory.ru/article/index.html?object=01762 ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ДИВНОГОРСКОМ МОНАСТЫРЕ (ПЕЩЕРНАЯ) Пещерная церковь, вырубленная в меловой скале. Устроена не позже 1663, первоначально Успенская, в 1693 переосвящена в Предтеченскую, позже перестраивалась. Закрыта в 1920-х, в 1990-х восстановлена. Внешне выделена стеной и звонницей, устроенной в меловом останце. СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ДИВНОГОРСКОМ МОНАСТЫРЕ Кирпичный храм, сооруженный в 1880-1886 на месте каменной Успенской церкви 1-й пол. XVIII в. К основному объему, увенчанному ротондой под шлемовидным куполом, с трёх сторон примыкают апсидальные выступы, а с запада - трапезная. Закрыт в 1920-х, сильно разрушен. В 1990-х отреставрирован. ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СИЦИЛИЙСКАЯ В ДИВНОГОРСКОМ МОНАСТЫРЕ Кирпичный трапезный храм, сооруженный в 1860 на месте прежней каменной Владимирской церкви постройки 1750-х. Прямоугольный двухэтажный корпус, церковь, устроенная в его восточной части, выделена главкой. Закрыт не позже 1920-х, в 1990-х отремонтирован.

Троице-Сергиевская церковь - Церковь Троицы Живоначальной в Тресоруково, Тресоруково

Крупная кирпичная церковь в формах переходных от позднего классицизма к эклектике, сооружённая в 1896-1908. Здание типа восьмерик на четверике с боковыми Сергиевским и Никольским приделами, протяжённой трапезной и трёхъярусной колокольней. Закрыта в 1930-х, использовалась в хозяйственных целях. Возвращена верующим в 1991, отреставрирована.

Богословская церковь - Церковь Иоанна Богослова в горе Шатрище (пещерная), Шатрище

Пещерная церковь, устроенная в старинных меловых пещерах, под горой Шатрище, не позже XVII в. С 1690-х до 1764 здесь существовал мужской Преображенский Шатрищегорский монастырь. После упразднения монастыря церковь не действовала, но сохранялась и почиталась местными жителями до ХХ в. В сер. ХХ в. при подрывах горы для добычи мела храмовая часть пещер утрачена, сами пещеры сохранились.

Покровская церковь - Покровская церковь в Лисках, Лиски

Покровская церковь в Лисках относится к древнейшим реликвиям города и имеет богатую историю, восходящую ко второй половине XVIII столетия. Построенная в 1784 году, с момента закладки фундамента она пережила два пожара, а в 1867-м претерпела серьезную реконструкцию, но сумела сохранить свои первоначальные барочные черты. Купольный православный храм с колокольней высится к западу от кладбища бывшего села Новопрокровское, которое в наши дни входит в состав Лисков. Его внутреннее убранство поражает обилием фресок, оригинальной лепниной и величественным алтарем с иконами святых и великомучеников. Прямо за алтарем находятся захоронения настоятелей церкви – отцов Митрофания, Василия, Евфимия Ющенко и И. Бобрусова. До 1988 года Покровская церковь была единственным действующим храмом Лискинского района. Сегодня она является ценным архитектурным памятником и находится под охраной государства. Если вы хотите внести свою лепту в сохранение церкви, на страницах нашего сайта можно сделать пожертвование на нужды храма божьего и оказать помощь в поддержании его достойного состояния.Имена всех пожертвовавших вносятся в помянник, молитвы за них будут читаться на каждой Божественной Литургии.