Феодор Черниговский - история святого имени

Жития мучеников Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора

Около середины XIII века (1237–1240 гг.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская Лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.

Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой Орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.

Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавшего в Орде в 1246 году.

Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им Святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».

Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: «Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!» Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились Святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: «Я христианин!» После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе.

См. также: "" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Пол святого:

Мужчина

Новомученик:

Нет

Все даты именин Феодор img title

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Тропарь благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора

Троичнаго Божества осиянием просветився,
страстотерпче великий княже Михаиле,
с премудрым болярином ти Феодором,
самозванна к подвигом устремистася,
сквозе огнь не идоста,
кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста
и нечестиваго царя обличиста,
Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста.
И Того ради кровей своих струями обагристася, славная.
Темже и венцы от Него победная прияста,
и нас свыше назираета,
молим вас, святыя, молите Того,
яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол
и подаст нам вся благая,
Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.

Кондак благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора

Солнца мысленнаго праведнаго — Христа
озарився сиянием, пребогате Михаиле,
видимому солнцу не поклонился еси
и твари паче Творца не послужил еси
и нечестие обуздал еси,
ярости царя не убоявся
и крове своей обагрением
Христови предстал еси, радуяся.
И ныне в пренесении мощей твоих
нас свыше назирай и Христа Бога моли,
молимся яко спастися нам
и Православию непоколебиму пребыти,
Отечеству нашему соблюстися во всем
молитвами твоими, святе,
по велицей Его милости.

Ин кондак благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора

Верою укрепльшеся, святии, мучения претерпесте
и кровьми своими погасисте пламень сопротивных безбожия,
Христа же исповедасте, с Отцем и Духом,
Михаиле и Феодоре, Его молите за всех нас.

Поиск по имени