Фотий Московский, Киевский и всея Руси - история святого имени

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана († 1406; память 16 сентября). Выбор патриарха Матфея (1397–1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 года святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.

Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 – февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского. Святитель видел, что престол митрополита – духовное средоточие церковной жизни Руси – не может находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Польши. По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.

22 года подвизался святитель в многотрудном служении предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства. Враги православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению Фотия. Весной 1410 года, когда святой Фотий прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Татарские отряды во главе с царевичем Талычой "изгоном", то есть внезапно и быстро, взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину от грабителей-татар, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году).

Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием "Чин избрания и поставления епископов" (1423), "Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей", а также "Духовное завещание", в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года).

20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.

Обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы произошло 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при митрополите Филиппе († 1473, память 9 января) и великом князе Иоанне III (1462–1505). Отдельные памяти святителям совершаются: митрополиту Киприану († 1406, 16 сентября), митрополиту Фотию († 1431, 2 июля), митрополиту Ионе († 1461, 31 марта).

См. также: "" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Пол святого:

Мужчина

Новомученик:

Нет

Перенесение мощей святителей Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы. Тропарь

Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды,
Троическим Светом озаряете сердца верных,
пренесением честных мощей ваших,
Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием,
и научисте люди твердо вере Христове,
и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми,
и упасосте добре Христово стадо, порученное вам,
Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым,
молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Тропарь святителя Фотия, митрополита Киевского

Словес евангельских послушателю
и Божественных учений рачителю,
премудрый наказателю,
всегда страху Господню поучаяйся,
в молитвах к Богу простираяйся,
заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры,
апостолом сопричастниче,
вере Христовой утвердителю,
пророчески вещателю, святителю Фотие,
моли Христа Бога
умирити мир и спасти души наша.

Перенесение мощей святителей Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы. Кондак

Яко трие велицыи светила, явистеся,
озаряюще всю подсолнечную
богоданною вам благодатию чудес,
и просветисте молитвами своими верных сердца,
вашу память чтущих честнаго пренесения.
И Владыку Христа, всех Творца, молите
стране нашей на враги победу подати,
яко имуще дерзновение,
и нам просите велия милости, вопиющим к вам:
радуйтеся, поборницы по Христове Церкви
и многочестная светила, святителие славнии.

Перенесение мощей святителей Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы. Ин кондак

Яко крин, в пустыни давидски процветше, отцы святии,
ныне явистеся и к Вышнему течению радостно устремистеся,
идеже с лики святых Пресвятей Троице предстояще,
молите сохранитися стаду вашему от враг видимых и невидимых.
Мы же, святое ваше обретение празднующе, вопием:
радуйтеся, теплии наши заступницы.

Кондак святителя Фотия, митрополита Киевского

Троице сосуд явися честный твоим житием,
святителю Фотие, всегда зрящий Святую Троицу,
Ейже предстоиши, молися непрестанно о всех нас.

Поиск по имени