Иоанн Лествичник, Синайский - история святого имени

Труды преподобного Иоанна Лествичника

• 

• 

• 

• 

• 

• 

Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..."

Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся..., и Господь скоро спас меня". Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобными знаменитая "Лествица" – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие – ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Содержание одной из степеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу... Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше – льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".

Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Степени "Лествицы" – это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф.11:12).

См. также: "" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Пол святого:

Мужчина

Новомученик:

Нет


Все даты именин Иоанн img title

Январь

Февраль

Иоанн Кочуров, Царскосельский Иоанн Агломазовский (2) Иоанн Касторский Иоанн Куминов Иоанн Малиновский Иоанн Быстров Иоанн Никольский (3) Иоанн Ганчев Иоанн Смоличев Иоанн Смирнов (5) Иоанн Талызин Иоанн Летников Иоанн Малышев Иоанн Стрельцов Иоанн Преображенский Иоанн Иванов Иоанн Скадовский Иоанн Артемов Иоанн Васильев (3) Иоанн Козырев Иоанн (Пашин), Рыльский Иоанн Ромашкин Иоанн Мошков Иоанн Демидов (2) Иоанн Сокардин Иоанн Чернов Иоанн Яковлев Иоанн Знаменский Иоанн Васильев (2) Иоанн Будрин Иоанн Меньков Иоанн Речкин Иоанн Сельманов Иоанн Ильинский Иоанн Виленский Иоанн Мельницкий Иоанн Плотников Иоанн Соловьев Иоанн Баранов Иоанн Вишневский Иоанн Никольский (2) Иоанн Вечорко Иоанн Смирнов (4) Иоанн (Кевролетин) Иоанн Ковшаров Иоанн Смирнов (3) Иоанн (Поммер), Рижский Иоанн Богоявленский Иоанн Днепровский Иоанн Спасский Иоанн Сретенский Иоанн Можирин Иоанн Павловский Иоанн Блинов Иоанн Заседателев Иоанн Ломакин Иоанн Цветков Иоанн Петтай Иоанн Лазарев Иоанн Честнов Иоанн Миротворцев Иоанн Гранитов Иоанн Ансеров Иоанн Карабанов Иоанн Земляной Иоанн (Ротнов), Белогорский Иоанн Попов (2) Иоанн Мельниченко Иоанн Флеров Иоанн Восторгов Иоанн Дунаев Иоанн Пригоровский Иоанн Панков Иоанн Хрусталев Иоанн Софронов Иоанн Глазков Иоанн Успенский Иоанн Сперанский Иоанн Родионов Иоанн Томилов Иоанн Колесников Иоанн Сарв Иоанн Бояршинов Иоанн Перебаскин Иоанн (Лаба) Иоанн Панкратович Иоанн Коротков Иоанн Рыбин Иоанн Милёшкин Иоанн Пирамидин Иоанн Бойков Иоанн Воронец Иоанн Парусников Иоанн Орлов Иоанн Сульдин Иоанн Владимирский Иоанн (Троянский), Великолукский Иоанн Агломазовский Иоанн Никольский Иоанн Рождественский Иоанн Блюмович Иоанн Васильев Иоанн Стеблин-Каменский Иоанн (Новоселов), Белогорский Иоанн Смирнов Иоанн Прудентов Иоанн Флоровский Иоанн Калинин Иоанн Миронский Иоанн Попов Иоанн Рудинский Иоанн Пьянков Иоанн Василевский Иоанн Румянцев Иоанн Шишев Иоанн Демидов

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь


Тропарь преподобного Иоанна Лествичника

Пустынный житель и в телеси Ангел
и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,
постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,
исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти.
Слава Давшему ти крепость,
слава Венчавшему тя,

слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,
и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,
и был еси светильник вселенней,
сияя чудесы, Иоанне, отче наш,
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне,
твоя Божественныя добродетели,
к Небеси возводящия ны:
добродетелей бо ты был еси воображение.
Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника

На высоте Господь воздержания истинна тя положи,
якоже звезду нелестную, световодящую концы,

наставниче Иоанне, отче наш.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

Плоды присноцветущия,
от твоей книги принося учения, премудре,
услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне:
лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе
верою чтущих тя.

Ин кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

На высоте Господь воздержания истинна тя положи,
якоже звезду нелестную, световодящую концы,
наставниче Иоанне, отче наш.


Поиск по имени