Мария Радонежская - история святого имени

Краткое житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

«...Раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством, но к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность. Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе… Из-за этого несчастья раб Божий Кирилл выехал из той деревни ростовской, о которой уже говорилось; собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж. И, пришедши туда, поселился около церкви, названной в честь святого Рождества Христова…

Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а весьма стремился к иноческой жизни. Об этом он многократно просил отца, говоря: «Теперь дай мне, владыка, свое согласие, чтобы с благословением твоим я начал иноческую жизнь». Но родители его ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Вот ведь братья твои Стефан и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить Богу, — более прекрасную стезю избрал ты, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землею засыпешь, тогда и свое желание исполнишь».

Чудесный же юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца, пока родители его не постриглись в монахи и каждый из них в различное время не удалился в свой монастырь. Немного лет прожив в монахах, ушли они из жизни этой, отошли к Богу, а сына своего, блаженного юношу Варфоломея, каждый день они много раз благословляли до последнего вздоха. Блаженный же юноша проводил до гроба родителей своих, и пел над ними надгробные песнопения, и завернул тела их, и поцеловал их, и с большими почестями положил их в гроб, и засыпал землей со слезами как некое бесценное сокровище. И со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями, отметил память родителей своих и молитвами, и раздачей милостыни убогим, и кормлением нищих. Так до сорокового дня он отмечал память родителей своих».

После этого вернулся будущий преподобный Сергий в свой дом и начал расставаться с житейскими заботами этого мира, чтобы скорее начать монашескую жизнь.

Надо добавить, что монашеский образ святые Кирилл и Мария приняли в Хотько́вском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.

Летопись Хотько́вского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию преподобный Сергий завещал — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. К сожалению, после 1917 года Хотько́вский монастырь был ликвидирован. Но, наконец, в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых в котором были прославлены схимонахи Кирилл и Мария. В 1989 году в Покровском храме монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь начались службы и в него были перенесены мощи праведных родителей преподобного Сергия.

Полное житие преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

В четырех верстах от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Кирилл состоял на службе у Ростовских князей. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Рассказывая о родителях его, пишет: «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей ...». Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение как о великом избраннике Божием. Однажды, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!».

После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. «Мать же его, – пишет автор жития, – с того дня, когда было это знамение ... носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище ... и как сосуд избранный. И когда в себе ребенка носила и была им беременна, тогда она себя блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, постом ограждала себя, и всякой скоромной пищи избегала, и мяса, и молока, и рыбы не ела, лишь хлебом и овощами, и водой питалась. От вина совершенно воздерживалась, а вместо различных напитков только одну воду, и ту понемногу пила. Часто же втайне наедине воздыхая со слезами молилась Богу, так говоря: «Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу Твою, и младенца этого, которого ношу я во утробе моей спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенца, да будет воля Твоя, Господи! И да будет Имя Твое благословенно во веки веков. Аминь!»

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Таинство Крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению – «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Родители стали замечать особенное в поведении младенца: если мать вкушала мясную пищу, младенец не пил материнского молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Когда Мария попыталась отдать младенца кормилице, он не захотел взять сосцов. Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятница не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мать опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях.

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии – Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

Дух иночества передался от сына к родителям, и конец своей жизни они приняли постриг в Хотьковском монастыре близ Радонежа. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же, в Хотькове, принял монашество. В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий – страшной моровой язвы 1770–1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Над гробницей святых находилась старинная икона, воплотившая идею Небесного Покрова над обителью. На этой иконе изображена Божия Матерь в рост, с воздетыми молитвенно руками; под ее стопами – гробница Кирилла и Марии; по одну сторону от нее – их дети: преподобный Сергий, Петр и Стефан, а по другую – супруга Стефана Анна и супруга Петра Екатерина.

Ужо в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. Существует предание, по которому преподобный Сергий завещал «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось – паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». По преданию, преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.

В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован, однако до закрытия последнего храма некоторые сестры жили на территории монастыря, составляя рукодельную артель. В 30-е годы храмы сделали мастерскими и складами. Рабочие, которые занимались перестройкой монастырских зданий, сами предложили верующим взять из храма останки преподобных Кирилла и Марии, т.к. им грозило осквернение или уничтожение. Они помогли вскрыть полы храма и вынести останки преподобных, которые были положены в склепе неподалеку от Покровского храма, на территории монастыря. Никаких внешних знаков над склепом не было поставлено, но те, кто участвовал в этом событии, запомнили место погребения.

В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых.

В 1987 году, во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, склеп с мощами преподобных был раскрыт. Все ожидали начала богослужений в Покровском храме, чтобы перенести в него вновь обретенные мощи.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году в день празднования преподобного Сергия мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

Сегодня во всех храмах России поминают родителей преподобного Сергия – преподобных Кирилла и Марию, и родителей преподобного Серафима – Исидора и Агафию – воспитателей юности преподобных.


Примечания

Православный телеканал "СОЮЗ"

Текст из жития преподобного Сергия Радонежского, написанного святым , учеником преподобного Сергия. Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде. В середине 15 века житие, вышедшее из-под пера Епифания, было переработано официальным агиографом Пахомием Логофетом. Пахомий писал уже после обретения мощей святого Сергия в 1422 году. Удовлетворяя требованиям заказчиков, Пахомий придал «Житию Сергия» парадную форму.

Пол святого:

Женищина

Новомученик:

Нет


Все даты именин Мария img title

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь


Тропарь преподобным Кириллу и Марии

Блаженств Христовых причастницы,
честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,
праведнии Кирилле и Марие,
плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,
с нимже усердно молите Господа
низпослати нам дух любве и смиренномудрия,
да в мире и единомыслии

прославим Троицу Единосущную.

Тропарь преподобным Кириллу и Марии

Блаженств Христовых причастницы,
честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,
праведнии Кирилле и Марие,
плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,
с нимже усердно молите Господа
низпослати нам дух любве и смиренномудрия,
да в мире и единомыслии

прославим Троицу Единосущную.

Кондак преподобным Кириллу и Марии

Днесь, вернии, сошедшеся,
восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,
тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,
ко Единому во Святей Троице Богу,
Отечество наше в правоверии утвердити,
домы миром оградити,
юныя от напастей и соблазнов избавити,
старость укрепити

и спасти души наша.

Кондак преподобным Кириллу и Марии

Днесь, вернии, сошедшеся,
восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную,
тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,
ко Единому во Святей Троице Богу,
отечество наше в правоверии утвердити,
домы миром оградити,
юныя от напастей и соблазнов избавити,
старость укрепити

и спасти души наша.

Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского

О, раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующим на месте сем и приходящий с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Поиск по имени