Никандр Псковский, пустынник - история святого имени

Преподобный Никандр Псковский (в Крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине.

С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина – преподобного Евфросина Спасоелеазаровского, начальника Псковских пустынножителей (память 15 мая). Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений. После смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить и мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого (память 28 августа), он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни.

Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли преподобному достичь своей заветной цели, по его молитвам также вступили на путь иночества и стали пострижениками Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий).

Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр.

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О "страстех пустынных" ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля). Молитвами всех псковских угодников и преподобного (память 30 августа и 17 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество – книги и иконы. По молитвам святого двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

В Крыпецком монастыре преподобный Никандр жил недолго и с благословения вернулся в свою пустынь. Впоследствии он еще раз приходил на жительство в Крыпецкую обитель, где исполнял послушания уставщика и келаря, и снова ушел в пустынь и жил там в посте и молитве, постигая Слово Божие. Ежегодно Великим постом преподобный Никандр ходил в Дамиановский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. За восемь лет до кончины он принял там великую схиму. К преподобному стало приходить много народа "пользы ради", ибо, по слову преподобного , "монашеское житие – свет для всех человеков". Верующие обращались к преподобному Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую "гостиницу у дуба", которую сам протапливал. Преподобный не позволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез.

Преподобный Никандр до конца жизни оставался пустынником (его так и величают – преподобный Никандр пустынножитель), но завещал не оставлять место его трудов после своей кончины, обещая свое покровительство насельникам будущего монастыря. Диакону Порховского женского монастыря Петру преподобный заповедал на его могиле поставить церковь и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы из погоста Тишанки. Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Из Пскова пришли духовенство и народ, почитатели преподобного, среди которых был и диакон Петр, и совершили обряд христианского погребения.

В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление преподобного Никандра и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в день кончины, и в храмовой праздник обители – Благовещение Пресвятой Богородицы. При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра, скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И сейчас крепка молитвенная связь верующих с преподобным Никандром, которого глубоко чтят на псковской земле.

См. также: "" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Дни памяти:
Пол святого:

Мужчина

Новомученик:

Нет



Тропарь преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

Глас Божественный,
иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре:
приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы,
и прием крест, последовал еси Христу,
мир оставль, в пустыню вселился еси,
пощением же и бдением Небесный дар восприим,
и души недужных приходящих к тебе с верою исцелявши:
темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой.

Ин тропарь преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

Светило незаходимаго света стране нашей явился еси, Богоблаженне,
доблественне претерпев вражия озлобления,
биение и раны яко одежда нетления вменишася тебе,
со зверьми бо брався, и от человек злых прободения прияв,
о тех молился еси, не постави им греха сего, глаголя;
темже Владыце Христу уподобился еси, достохвальне Никандре, отче наш,
молися о душах наших.

Кондак преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,
сияеши бо в земли Российстей чудес благодатию,
и отгонявши тму страстей же и скорбей, от приходящих к тебе с верою:
темже почитаем твою память, Никандре
отче наш, и вопием ти: радуйся пустынножителей красото,
и стране нашей похвала и утверждение.

Ин кондак преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

Во избрание Богосиянная звезда веры,
иже возсия в Рустей земли, отче преблаженне Никандре,
слезами и постом и бдением и молитвами удручал тело свое,
темже и обрете Небесную жизнь,
и радостно тайно со Ангелы ликовствуя, да зовем ти: радуйся, отче преподобне Никандре пустынный жителю.

Величание преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

Ублажаем тя, преподобне отче Никандре, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Никандру Псковскому

О, преподобне и достоблаженне отче наш Никандре, постниче терпеливодушный, безмолвия рачителю предоблий, учителю спастися хотящим премудрый, наказателю ленивым претихий, разрешителю тлетворных страстей незлобивый, мужу желаний, прозорливства пророческаго исполненне, предвозгласная будущих благ цевнице, адаманте веры во Христа несекомый, незыблемый терпения столпе, заповедей Творца твоего совершителю благопослушливый, плотоносный Ангеле и Духа Святаго вместилище благовонное, жителю пустынный и бесов прогонителю, исполнителю всех добродетелей смиренномудрый, Небесный человече и сожителю горним чиноначалием, кротостию духа землю кротких наследовавый, друже Христов и угодниче Пресвятыя Богородицы, Яже и раку цельбоносных мощей твоих во храме Своем прославити благоизволи, изобильно от нея чудесному дождю на верных изливатися повелевши! К нейже припадающе с любовию, молим тя, досточудне: не престай молити Пресвятую и Живоначальную Троицу, низпослати стране нашей мир и благоденствие, на враги же победу и одоление, и от навет вражиих воинству нашему сохранитися в мире, Церквам согласие и всем людем тишину и изобилие благих даровати. И угаси, блаженне, молитвами твоими, парящия на ны разжженныя бесовския стрелы, да не прикоснется нам злоба греховная. И, всем вся милостивне даруя, призри и на мя, смиреннаго раба: связан бо есмь люте пленицами прегрешений и влекомь, увы мне! в пучину страстнаго моря неодержанно. Сего ради прилежно молю святыню твою, пребогате, и припадаю к раце мощей твоих со слезами: предстани мне на пути бедственнаго жития сего, расторгни узы, отжени страсти, ослаби от греховных вериг, избави мя от належащия скорби и от всякаго зла, разреши мя от болезненных уз и спасение души умоли мне, яко да воспою и прославлю в Троице славимаго Единаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.

Даты памяти


Поиск по имени