Варсонофий Тверской - история святого имени

Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При Крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим.

В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтоже во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет послушник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе даже ожесточенные сердца иноверцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими.

Постепенно благодаря незаурядным способностям он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи. Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием.

Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андрониковом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522–1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженик Иосифо-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочестивый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподобному Варсонофию, бывшему еще в сане иеродиакона, что именно он станет некогда преемником святителя Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1461 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14 июня) в 15 верстах от Дмитрова. В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше».

В 1553 году в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Поэтому когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря.

26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофнем и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженики Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем, 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии – и главный храм в честь Преображения Господня.

Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Святой Варсонофий обращал татар в православную веру, чему немало способствовало превосходное знание им татарского языка. Благодаря исцелениям различных недугов имя его стало известно далеко за пределами Казани. И немало больных, приходивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры. По смерти епископа Тверского Акакия (1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.

Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всем существом своим указуя спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким был в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил он в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В то время начались для России тяжкие испытания – царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло пред очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению.

Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению святейшего патриарха Иова (1588–1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преображения Господня. При строительство храма были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия.

Жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия составлено было священномучеником патриархом Ермогеном.

4/17 октября – Обре́тение мощей

Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского († 1563), и Варсонофия, епископа Тверского († 1576), произошло в Казани в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: "Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае". Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.

В Иконописном подлиннике под 4 октября сказано: "Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие".

В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; † 14 октября 1976) святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после 4 октября соборную память всем Казанским святителям.

См. также: "Житие святых Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Пол святого:

Мужчина

Новомученик:

Нет



Тропарь святителям Гуpию и Ваpсонофию, Казанским чудотворцам

Пе́pвии учи́телие пpе́жде те́мному,
ны́не же све́тлому и новопpосвеще́нному гpа́ду Каза́ни,
пе́pвии возсвети́телие пути́ спаси́тельнаго,
и́стиннии хpани́телие апо́стольских пpеда́ний,
столпи́ непоколеби́мии, благоче́стия учи́телие
и Пpавосла́вия наста́вницы, Гу́pие и Ваpсоно́фие,
Влады́ку все́х моли́те

миp вселе́нней даpова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского

Возвестителю пути спасительного,
истинный хранителю апостольских преданий,
столпе непоколебимый, благочестия учителю
и Православия наставниче, святителю Варсонофие,
Владыку всех моли
мир вселенней даровати
и душам нашим велию милость.

Ин тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского

Тихостию нрава направляемый,
святителю Варсонофие,
в тихое пристанище достигл еси,
смиренномудрия ради удобно избежав сопротивных сетей,
святою душею твоею на Небеса возлетел еси,
идеже Христу предстоя,
моли спастися нам, почитающим память твою.

Ин тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского

По Божием законе ревнителю,
лютый разрушителю неприязненный лести,
яко миром, потом своим во трудех и бдениих подвизася
посреде Казанскаго царствия,
обитель строя боголепнаго Преображения
и великому своему учителю Гурию последуя,
с нимже великий союз имея духовный,
якоже в животе, такоже и по преставлении:
обретением честных мощей ваших во едино время
и многими чудесы вас Бог прослави;
и, радостию восходя в Небесныя обители,
твердый камене веры,
от иноплеменник многи скорби претерпел еси,
добрый вводниче в вечную жизнь,
в ню же, молим тя, введи ны,
преподобне отче наш Варсонофие,
и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Варсонофия

Воздержанием тело духу поработив,
душу же равноангельну сотворил еси,
сего ради святительства саном почется,
чисте Чистейшему предстоиши.
Моли Христа Бога, святителю,
спасти люди твоя, святе,
да вси вопием ти:
радуйся, отче преподобне Варсонофие,

граду нашему Казани похвала и утверждение.

Ин кондак святителя Варсонофия, епископа Тверского

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси,
обогатив себе молитвою, и постом,
и тело свое веригами удручая,
в полоне же от иноплеменник много пострадал еси.
Непоколебим верою многая лета,
Ангелом купно соединим,
бесовская ополчения огорчавшие.
Последуя безмездником Косме и Дамиану,
врачебною хитростию многий исцелил еси.
Темже ныне честное и боготрудное тело твое,
от земленых недр обретенное,
чудесы Господь прослави,
исцелявши бо многонедужныя не токмо у гроба,
но и от честных вериг
подавши неоскудно целебныя дары приходящим с верою.

Величание святителя Варсонофия, епископа Тверского

Величаем тя, святителю отче Варсонофие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва святителю Варсонофию, епископу Тверскому

Приникни, святителю Варсонофие, с Горних селений на притекаю­щих к тебе и вонми молению их, умоли Господи Бога даровати нам, еже ко спасению нашему мы просим от Него при святых мощах твоих. Умоли Господа Бога даровати стране нашей крепкий и ненару­шимый мир, благочиние, просвещение умов и сердец и земли плодоносие, пастырем — святыню, законом — правду и силу, воена­чальником — мудрость и непобедимое мужество, градо­начальником — суд, воинству — преданность отечеству и неодолимую храбрость, всем же православным христианом — здравие и благочестие. Сохраняй нас от всех наветов вражиих, да словом и делом прославляется всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Поиск по имени