Василий Мирожин - история святого имени

Священномученик Василий родился 5 марта 1865 года в селе Горяйново Рязанского уезда Рязанской губернии (ныне Рыбновский район Рязанской области) в семье псаломщика Ивана Мирожина. Окончив Рязанскую Духовную семинарию, Василий не пошел по духовному пути, а устроился служить чиновником в акцизном ведомстве и только после революции, когда начались гонения на Церковь, изъявив желание быть священником, был рукоположен и служил в Благовещенской церкви в городе Зарайске Московской области. Возведен в сан протоиерея.
Протоиерей Василий был активным проповедником, что впоследствии при аресте ему было поставлено в вину. Сохранилось два конспекта его проповедей: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28)…
Когда Иисус Христос учил, то чего Он желал слушателям Своим от Своего учения? Чтобы они все успокоились… Что вам мучиться, тревожиться, смущаться? Что вы боитесь за будущее, что скорбите о прошедшем? Что тяготитесь настоящим? Ко Мне обратитесь, Меня слушайте и успокойтесь. Я вас успокою. Вот сущность учения Христова.
Да, Иисус Христос учил… чтобы, слушая Его, все делались покойнее. Он иногда обличал грозно, но все же это для того, чтобы к Нему скорбящие обращались, таким образом успокоились, перестали бояться, мучиться, тревожиться. Оттого и учение Иисуса Христа всегда так успокаивает, утешает, радует душу…
Почему перед чтением святого Евангелия мы поем: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этим радость нашу выражаем перед чтением… что сподобились послушать учение Христово.
Мы удивляемся преподобным: как это они отказывались от мирских радостей, проводили жизнь в постоянном посте и молитве, изнуряли плоть свою? Учение Евангелия их утешало, успокаивало. Вот какую книгу нужно всем читать, никакая книга так не успокоит, как святое Евангелие. Читая эту книгу – слушаем Самого Иисуса Христа, потому что в ней действует Его Дух.
«Радуйся Михаил, великий Архистратиг, со всеми Небесными Силами!»
Сегодня Святая Церковь торжественно совершает празднество в честь светоносного Архистратига Михаила. Взирая на икону Архистратига Божия Михаила, не задавали ли вы себе вопроса: почему Архистратиг Божий Михаил изображается на иконе в воинственном виде, то есть на голове у него шлем, в руках огненный меч и броненосное копье, под ногами дракон пораженный? Уж нет ли и на небе брани-войны, не безопасно ли и там находиться без меча и оружия? Да, возлюбленные, бысть и там, на небеси, брань: Михаил и Ангелы его брань сотвориша со змием, и змий боролся и ангелы его, говорит нам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе. Нам известно кто такой змий. Это один из верховных и совершеннейших духов, называемый диаволом, сатаною, которого Бог наделил всеми совершенствами. И вот он возгордился, возмутился против Творца своего, восстал против порядка и закона, положенного Богом на небе; известно, чем окончилась эта брань твари с Творцом – низвержен сатана со всеми его приверженцами с неба, Архистратиг Михаил со всеми верными духами по повелению Божию послужил орудием к торжеству… Это низвержены противники Бога. Вот почему он, Михаил Архангел, и изображается на иконе в воинственном виде; он ратовал за славу Творца на небе, ратует за нее на земле, преследуя сатану, который и доселе является богоборцем и досадителем Божиим».
Наступил 1937 год, а с ним и самые беспощадные гонения на Русскую Православную Церковь. Во второй половине августа следователи Зарайского НКВД допросили дежурных свидетелей. Первым был вызван священник Михаил Рождествин. Арестованный в 1930 году и получивший пять лет ссылки, он впоследствии отказался от служения Церкви. Теперь он показал, что 11 августа 1937 года в Спасской церкви в Зарайске состоялось торжественное богослужение, которое было совершенно шестью священниками и диаконом. Протоиерей Василий Мирожин предложил присутствующему духовенству выступить с проповедью, заявив, что у себя в Благовещенской церкви он всегда проповедует. Он призывал, как можно больше привлекать людей и наставлять их в вере, пользуясь правами, предоставленными новой конституцией.
Была допрошена дочь священника, работавшая машинисткой в канцелярии местной фабрики. Она показала, что отец Василий «ведет контрреволюционную работу среди женщин, призывал их, чтобы они вели работу по вовлечению населения в церковь. В мае 1937 года Мирожин, встретившись со мной, сказал: „Вы, Антонина Владимировна, гневите Бога, отложились от храма Божьего. Вам ваш отец не это завещал. Вы должны быть продолжательницей его дела, не только посещать церковь, но и вовлекать в нее народ. Кого, как не вас, притесняли эти антихристы-коммунисты? Кто, как не вы, должны вести с ними борьбу до полного их уничтожения?“»
Был вызван на допрос директор этой фабрики, который показал, что со священником Василием Мирожиным встречался всего один раз, в связи с тем, что рабочие и служащие фабрики подняли вопрос о возбуждении ходатайства перед вышестоящими советскими органами о закрытии церкви, расположенной около фабрики, и передаче здания под клуб. Он пригласил к себе священника «с тем, что возможно он откажется от службы и станет заниматься полезным общественным трудом, при этом обещал ему и работу дать. На это Мирожин заявил: „Какие бы вы решения не выносили, все равно верующие храм закрыть и осквернить не позволят. Я должен буду вас предупредить, что вы можете получить для себя большую неприятность. Я обязан бороться за дело Божие до конца, и мы, духовенство, привыкли от власти переносить всякие терзания за эти годы. Если храм закроют, то верующие все равно не допустят посягнуть на него“».
Отец Василий был арестован 5 сентября 1937 года, заключен в коломенскую тюрьму и сразу же допрошен.
– Следствию известно, что вы призывали духовенство города выступать с проповедями среди населения. Признаете ли вы это? – спросил священника следователь.
– Лично сам я с проповедями в церкви выступал, но духовенство города не призывал, – ответил отец Василий.
– Следствию известно, что вы среди населения города Зарайска вели антисоветскую контрреволюционную работу. Признаете ли вы это?
– Нет, я это отрицаю, так как никогда этого не делал; с проповедями выступал утешительного характера и призывал веровать в Бога и не забывать Его.
Следствие в тот же день после допроса было завершено, и протоиерей Василий был отправлен в Таганскую тюрьму в Москву, ожидать приговора.
11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере; он был направлен сначала во Владивосток, в Дальлаг, откуда был переведен в Сиблаг, и 9 января 1938 года прибыл в Сусловское отделение этого лагеря. Протоиерей Василий Мирожин скончался 20 декабря 1941 года в Мариинском пересыльном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле. Память священномученика совершается 7 (20) декабря.


Игумен Дамаскин (Орловский)

Московские Епархиальные Ведомости, № 11–12 за 2007 год

 

Пол святого:

Мужчина

Новомученик:

Нет


Все даты именин Василий img title
Январь
Февраль
Василий Холмогоров Василий Константинов-Гришин Василий Ежов Василий Богоявленский Василий Соколов (4) Василий Малинин (2) Василий Милицын Василий Розанов Василий Соколов (3) Василий Смоленский Василий (Мазуренко) Василий Малахов Василий Александрин Василий Козырев Василий Архангельский (3) Василий Виноградов (2) Василий Никольский (2) Василий Ситников Василий Иванов (2) Василий Крымкин Василий (Богоявленский), Черниговский Василий Шикалов Василий Мирожин Василий Крылов (3) Василий Малинин Василий Сокольский Василий Аменицкий Василий Никольский Василий Залесский Василий Инфантьев Василий Красивский Василий Петров Василий Завгородний Василий Смирнов Василий Агломазовский Василий Кондратьев Василий Надеждин Василий Измайлов Василий Воскресенский Василий Колосов Василий Витевский Василий Канделябров Василий Кашин Василий Преображенский Василий Триумфов Василий Победоносцев Василий Краснов Василий Колмыков Василий (Зеленцов), Прилукский Василий Спасский Василий Протопопов Василий Виноградов Василий Крылов Василий (Эрекаев) Василий Соколов Василий Бова Василий Покровский
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь


Поиск по имени